4.

Нет смысла подробно рассказывать обо всех совершённых действиях и преградах, которые пришлось преодолеть. Но важно отметить, что только авторитет и возможности такого должностного лица, как Уполномоченный по правам человека, позволили довести дело до результата. Никто другой просто не смог бы сделать всё это.

Приведу один пример, как досталась формальная справка о доходах. Справка должна подтвердить, что заявитель относится к числу малоимущих, поскольку бесплатно юридическая помощь предоставляется только таким гражданам. Справку эту должен выдать орган социальной защиты по месту жительства гражданина. Гражданин Селиванов уже 9 лет проживает в ИК-3 на территории Тосненского района, но орган соцзащиты не знает об этом и не имеет о нём никакой информации, и, соответственно, справку выдать не может. Отдел социальной защиты Подпорожского района в таком же положении, так как те же 9 лет не имеет сведений об осуждённом, ибо с приговором суда было принято решение о снятии с регистрационного учёта в родительской квартире.

...Приезжаю в колонию, получаю справки в бухгалтерии – одну о том, что не работал, другую, что на текущем счёте имеется 72 копейки. Но куда их деть? Закон требует только справку органа социальной защиты. Встречаюсь с председателем областного комитета по социальной защите населения, объясняю ситуацию, рассказываю, что лично курирую эту работу в целях выяснения пробелов законодательства, прошу вмешательства, понимания, исключения. С пониманием не очень. Закон есть закон, мол, выходите с предложениями о поправках. Говорю, что это полгода, а гражданин выходит через месяц. Комитет берёт паузу на консультации. Ещё одна встреча со словами: вам-то что, а мне, если что – придётся отвечать. Объясняю, что если что – не наступит, слишком всё прозрачно и на поверхности. Нужно, чтобы Тосненский отдел соц. защиты справку выдал, но не на основе привычных документов собственного учёта, а руководствуясь бухгалтерским документом исправительной колонии. Договорились, что, конечно, непривычно, наверное, отступление, но не очень большое, и, скорее всего, ничем не грозит.

На следующий день созваниваемся с Тосненским управлением: «Команда не прошла? Нет? Хорошо, подождём». Спустя неделю вновь прихожу к председателю комитета. «Как, я же ей всё объяснила? Неужели не поняла?». Я не ухожу и прошу при мне позвонить в Тосно. Куда уж здесь деваться. Звонок, вежливый разговор, мол, нужно пойти навстречу просьбе Уполномоченного и, почти героически – «ответственность беру на себя». И вот уже сотрудник аппарата в Тосно, но упирается в – «А почему эту справку мы должны отдать вам на руки?..». Запрос… регистрация… порядок. Телефонный звонок мне, я – председателю комитета, она – начальнику управления, и… Справка у нас!

Но это была только первая справка.