Хвостик буквы Щ

Этот рассказ не о том, какие трудности могут возникнуть у женщины в связи с замужеством, а о том, какие бывают чиновники в нашем времени, от которых «маленькие люди» получают бооольшие проблемы.

«Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят», – сказал давно Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Придуманные писателем образы провинциальных градоначальников-самодуров, хамоватых и алчных чиновников являются собирательными, и актуальны даже спустя полтора столетия.

Итак, город Подпорожье. Лето 2017 года. Молодая красивая девушка вышла замуж, и чтобы поменять паспорт в связи со сменой фамилии, 24 июля через МФЦ подала заявление в районное миграционное отделение. Документы приняли.

Кристина (имя, конечно, изменено) неоднократно звонила и приходила как в МФЦ, так и в отделение, чтобы узнать, когда же будет готов паспорт. Ничего вразумительного ей не говорили, а лишь: «Вы приехали сюда из другого региона – запросы, проверки… сами понимаете». 25 сентября истек установленный законом срок выдачи документа (2 месяца!), а вместе с ним иссякло и терпение Кристины. Придя в четвертый раз в отделение, она принесла жалобу на имя руководителя Управления по вопросам миграции в Санкт-Петербурге. Начальник отделения Вита Павловна Степанова жалобу по понятной причине не приняла (кто же примет жалобу на себя) и тут же предложила «уладить вопрос за один день». И действительно, уладила – в конце того же дня девушке выдали новенький документ. Конечно, было удивительно, что дата выдачи в паспорте значилась как 22 августа, когда на дворе было 25 сентября, но еще более удивительно другое – по новенькому документу она теперь Кристина Кошеева. Муж Кощеев, его родители Кощеевы, в свидетельстве о заключении брака она Кощеева, а в паспорте куда-то делся хвостик у буквы Щ. Юристы бы сказали, что муж теперь не ваш, да и вы теперь тоже не вы.

Вита Павловна была непреклонна.
– Девушка, вы просто не видите хвостика. Он маленький и горизонтальный, не как в учебниках, вот такая у нас в отделении программа. Вчера у нас была такая же история. Пришла пожилая женщина, и мы ей так же долго объясняли, что это буква Щ. Не все ведь хорошо видят и вникают в нюансы. Однако убедили. Она согласилась и спокойно ушла. А сегодня вот вы. Вы должны нас понять.
– Я вас хорошо понимаю и зрение у меня отличное, и потому я говорю, что это буква Ш и нет тут никакого горизонтального хвостика. Вот посмотрите в свидетельстве о браке хвостик такой же, как всегда и везде, а у вас горизонтальный и невидимый?
Вита Павловна начала терять терпение, но лежащая на столе и не принятая жалоба руководству явно мешала закончить разговор.
– Ну хорошо, пойдемте к специалисту.

Они перешли в соседний кабинет – отсек.

– Смотрите, сейчас я нажму на клавиатуре букву Щ, и вы сами все увидите, что получится.
Едва слышный щелчок клавиши с заветной буквой, и на бумаге отчетливо отпечаталась буква Ш.
– Вот видите.
– Но это же буква Ш.
– Девушка, не морочьте мне голову. Я при вас нажала на букву Щ, а это означает, что напечаталась именно Щ. И то, что вам кажется, что это Ш – так это только вам кажется. На самом деле это Щ! Мы выполнили все, что должны выполнить, и нажали нужную кнопку, какие могут быть ко мне претензии. Берите паспорт и живите счастливо.
– Но это не мой паспорт!
– Послушайте, я вам все показала. Если вы завтра потеряете этот паспорт, то взамен я вам выдам точно такой же. Что вы от меня хотите?
– Хочу по паспорту быть женой своего мужа Кощеева, и только.

Пару дней спустя Кристина зашла в Сбербанк, чтобы получить зарплатную карту «Мир». Сотрудник банка открыла предъявленный документ: «Кошеева? Нет? Извините».

27 сентября Кристина пошла в прокуратуру. В приемной ее выслушали и предложили написать заявление, пообещав ответить через 10 дней, но не ответили и через 20.

Как это бывает, все изменилось совершенно случайно. Оказалось, что на предприятии вместе с ней работает общественный помощник Уполномоченного в Подпорожском районе Наталья Николаевна Моторова – человек беспокойный, неравнодушный, активный и всегда готовый прийти на выручку своим землякам.

Вот так просьба о помощи поступила в аппарат во второй половине дня пятницы 13 октября.

Мы сразу же обсудили нестандартную ситуацию, и через некоторое время я позвонил начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области В.Л. Минченко, который, выслушав, сказал:
– Приходите ко мне в понедельник, и пусть девушка тоже приедет.
– Владимир Леонидович, у нас имеются копии и фотографии всех документов, а также паспортов Кристины, ее мужа, его родственников, выданных там же в Подпорожье ранее, а потому какой смысл вызывать девушку, если ей придется на целый день отпрашиваться с работы и только в одну сторону ехать четыре с половиной часа?
– Нет, нет, я должен сам разобраться. Не волнуйтесь, мы все исправим на месте в ручном режиме.

Понедельник, 16 октября. Вместе с Анастасией – нашим пресс-секретарем мы подъехали к Финляндскому вокзалу, где должны были подхватить Кристину по дороге к миграционному руководству. Светловолосая хрупкая девушка села на заднее сидение, как к хорошо знакомым людям. Конечно, это Настина работа, она умеет сократить дистанцию и быстро установить контакт, и сделала это ранее, еще через Интернет, СМС и по телефону. Поэтому разговор в машине сложился сам собой и почти шутливый.
– Кристина, а откуда вы приехали в Подпорожье?
– Из Иваново.
– Далековато. И что вас сюда привело?
– Как обычно бывает – любовь.
Хотелось пошутить про город невест, но воздержался.
– Любовь – это прекрасно. Но он в Подпорожье, вы в Иваново, и где же оказалась для вас точка пересечения?
– Сначала Интернет, а потом Санкт-Петербург. После окончания института приехала сюда с подругами, здесь увиделись и полюбили. Он предложил, я согласилась, вот переехала. Знала бы, что здесь будут такие проблемы, вышла бы замуж дома.
– Институт в Иваново? Учитель, искусствовед, историк – в общем, гуманитарий?
– Нет, технический. Я инженер-теплотехник. Да, для женщины не всегда подходит. Мне нравится, и работу по приезду нашла сразу.

Историческое здание Управления на Кирочной в Петербурге. Красивые лестница, стены, потолок, дверь и корявая полустеклянная будка-загородка с полицейским и валидатором, преградившая путь наверх. Документы в окошко, и пять минут ожидания.
В кабинет руководителя мы вошли втроем. Владимир Леонидович Минченко прежде всего взял паспорт в руки и, рассмотрев его через лупу, сказал: «Да, это все-таки буква Ш...».

Далее, выслушав рассказ о мытарствах девушки, Владимир Леонидович вызвал начальника отдела по сопровождению государственных услуг Дарью Валерьевну Казанкову и поручил ей незамедлительно связаться с Подпорожским отделением, и она тут же набрала номер Виты Павловны. Слушала, кивала, уточняла, несколько раз выходила из кабинета и в итоге сообщила:
– Я предполагаю, а точнее, я уверена, что в Подпорожье просто износились иголочки на принтере, и поэтому хвостик у Щ не печатается.

На вопрос руководителя «что будем делать?», Дарья Валерьевна, не смутившись, тут же ответила: «Мы дистанционно в ручном режиме изменим программное обеспечение, и все сделаем».

Звучало странно. Износились иголки, а восстановить их предполагается поправками в программное обеспечение. При этом, уже второй руководитель говорит о ручном режиме. Может быть, это секретные служебные слова?

– Владимир Леонидович, нет ли возможности оформить паспорт сегодня на Текстильщиков, как вы сказали, в ручном режиме? Кристина ехала сюда 4,5 часа, и столько же ехать обратно, а разговор был 5 минут – жалко ведь.
– Нет такой возможности. На Текстильщиков оформляют только заграничные паспорта.

На том и расстались.

На обратном пути, обсуждая состоявшуюся встречу, Кристина сказала, что «страшно боится» начальницу отделения в Подпорожье. Я сетовал, что она потеряла целый день, а могли бы обойтись и без нее. Обоих успокоила Настя.
– Наоборот все очень хорошо. Помните, Дарья Валерьевна сказала начальнику отдела в Подпорожье, что заявитель здесь, в кабинете у Владимира Леонидовича, а он упоминал, что послезавтра все начальники отделов будут у него на совещании. Представьте, какие чувства испытывает сейчас начальник отдела, они же все в погонах. Факт того, что Кристина добралась до кабинета самого главного руководителя, все перевернет. Вы ехали сюда не зря, а завтра вас пригласят в отдел и будут подчеркнуто вежливы.

В час ночи уже следующего дня девушка приехала на автобусе в Подпорожье, а в 8.41 получила смс – сообщение: «Кристина, доброе утро! Ваш паспорт готов, Вы можете его получить. С уважением, Управление по вопросам миграции».

В 9.26 Кристина поделилась с нами радостью и прислала фото новенького документа.

Вот что можно сделать в ручном режиме!

Конечно, девушка была удивлена, что в Подпорожье паспорт с ошибкой можно получать три месяца, а потом «хвостик» у буквы Щ «дорисовать» после молчаливой прокуратуры через Уполномоченного, да проехав почти 600 километров, чтобы ее документ в лупу лично разглядел начальник миграционных дел двух субъектов. И тут будут уместны слова, авторство которых приписывается Салтыкову-Щедрину: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». Случились бы описанные события в годы жизни писателя – возможно, в школьных учебниках сейчас помещали бы рассказ под названием «Не хочу быть, владычицей морской, хочу Кощеевой стать».

Мы искренне благодарны Владимиру Минченко, который вынужден был лично исправлять беспечность руководителя территориальной структуры. Что должна была сделать начальник Подпорожского отделения? Ну уж точно не выдавать паспорт с другой фамилией, а немедленно доложить своему руководству о неполадке и принять все меры для обеспечения стопроцентного исполнения возложенной на нее государственной функции. Это значит менять «сломанные иголки» и «захромавшую программу».

Через несколько дней мы выложили информацию в местные СМИ, предложив сообщить нам об ошибке всех, кто получил паспорта в этом отделении с особенной буквой Щ. Быстро откликнулась «бабушка», которую должностные лица убедили, что у нее в паспорте Щ вместо Ш (пусть и без «хвостика»!), которая оказалась вовсе не бабушкой, и прислала нам фотографию «своей» фамилии. Ждем других сообщений других возможных обладателей паспортов с ошибкой, у которых могут возникнуть проблемы со вступлением в наследство, совершением сделок, регистрацией рождения детей, получением кредитов и т.д. Цель проста – выявив проблему, предотвратить наступление неблагоприятных последствий для других людей.