Уполномоченный инициировал признание бойца из Сланцев пропавшим без вести

545
С просьбой о помощи к Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области Сергею Шабанову обратилась Галина Т. (данные изменены) – супруга участника СВО, проживающая в Сланцах.

Женщина прислала тревожное письмо о том, что при выполнении боевых задач в рамках специальной военной операции ее муж вместе с тремя сослуживцами попал в плен, о чем лично сообщил ей по телефону. Вскоре после этого Галина обнаружила в одном из украинских телеграм-каналов видеозапись допроса пленных военнослужащих, на которой по внешности и голосу узнала своего мужа. Родственники трех его сослуживцев, с которыми связалась женщина, также опознали их на этой видеозаписи.

К своему обращению Галина прикрепила видеоролик и просила помочь в признании мужа и его сослуживцев военнопленными и включении их в списки на обмен.
Конечно, признание человека военнопленным – это отдельная процедура, которую осуществляет Минобороны РФ. Но этому обязательно должно предшествовать признание военнослужащего пропавшим без вести. Из разговора с Галиной Т. Уполномоченный выяснил, что ее муж таковым не признан, и ей не назначены никакие положенные выплаты. (Вместе с тем, первое, что обязан сделать командир воинской части, обнаружив отсутствие бойца, – издать приказ о признании его пропавшим без вести, а затем принять комплекс мер для определения его места нахождения. После издания такого приказа супруге или другим членам семьи пропавшего военнослужащего, на основании их заявления, производится выплата его денежного довольствия).

В связи с этим Сергей Шабанов направил два ходатайства – командующему войсками ЗВО генерал-полковнику Евгению Никифорову и Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой – о максимальном содействии в установлении местонахождения и судьбы четверых военнослужащих, а также (если они действительно в плену) включении их в списки на обмен. К письмам Сергей Шабанов приложил ссылку и скриншоты видеозаписи с изображением бойцов.

После обращения Уполномоченного военное ведомство провело тщательную проверку, результатом которой стал приказ о признании мужа Галины Т. пропавшим без вести, благодаря чему она сможет получать выплаты. Из поступившего ответа за подписью врио начальника регионального управления военной полиции (по ЗВО) также следовало, что Министерством обороны РФ принимаются действенные меры для розыска пропавших без вести участников СВО, и представленная нами «информация о безвестном исчезновении каждого военнослужащего проверяется, устанавливаются обстоятельства».

Реакцией Татьяны Николаевны Москальковой на наше ходатайство стало обращение к украинскому омбудсмену и в Международный комитет Красного Креста (МККК). Это отлаженный алгоритм в работе федерального Уполномоченного. В своих обращениях она просит МККК обязательно посетить находящихся в плену российских военнослужащих и принять все меры, чтобы нормы Третьей Женевской конвенции, которой регулируется обращение с военнопленными, соблюдались в полной мере.

Развитие ситуации – на контроле Уполномоченного.