Не по закону, а по-человечески: Уполномоченный добился, чтобы осужденная гражданка Украины с подозрением на онкологию была обследована необходимыми специалистами

504
В начале сентября с просьбой о помощи к Уполномоченному обратилась гражданка Украины Я., отбывающая наказание в колонии-поселении на территории ИК-3 в пос. Форносово Тосненского района.

Женщина сообщила, что на протяжении длительного времени испытывает сильные боли и плохо себя чувствует. Руководство колонии отказало ей в выдаче направления на госпитализацию в «тюремную» больницу им. Гааза, поскольку учреждение «оказывает помощь лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях всех видов режима, а также содержащимся в следственных изоляторах». Другими словами, лечиться там имеют право только те, кто содержится в ИК и СИЗО, а не в колониях-поселениях.

Сергей Шабанов поинтересовался у помощника начальника УФСИН по соблюдению прав человека в УИС Елены Кузнецовой, почему в таком случае Я. не направляют в «гражданскую» больницу. Оказалось, по причине отсутствия у неё полиса ОМС. Позиция Управления была категорична – в данной ситуации только Фонд ОМС «должен решать», «это только от них зависит»…

Что ж, Фонд ОМС, так Фонд ОМС. Положив трубку, Уполномоченный связался с начальником департамента организации обязательного медицинского страхования Светланой Рыжковой ТФОМС ЛО, которая быстро вникла в ситуацию и заверила, что окажет содействие в помещении Я. на обследование в Тосненскую клиническую межрайонную больницу в ближайшие дни.

Сопереживая заявителю, которую мучают сильные боли, Уполномоченный проявил настойчивость и добился, чтобы в этот же день женщину всё же увезли из колонии-поселения хотя бы на консультацию в больницу им. Гааза.

Конечно, 30-минутная консультация не заменила обследование и не позволила установить диагноз. Осужденную отправили обратно в том же состоянии, с теми же признаками и болью, которые, по мнению беседовавшего с ней врача, могут быть симптомами онкологического заболевания.

И даже после этого УФСИН, ссылаясь на закон, категорически отказалось разместить Я. на сутки в больнице им. Гааза для обследования.

Далее Уполномоченный обсудил с руководителем Тосненской клинической межрайонной больницы Павлом Сурмиевичем перспективу обследования Я. Необходимая договоренность между учреждением и Фондом ОМС к тому времени уже была достигнута. Главврач сообщил – чтобы «запустить» процесс, из колонии должен поступить запрос.

Связавшись с начмедом ИК-3, Сергей Шабанов потребовал незамедлительно направить этот запрос в Тосненскую больницу. Ведь если речь действительно идет об онкологии, то каждый день имеет значение для человеческой жизни.

Держа ситуацию на контроле, Уполномоченный находился в непрерывном контакте и с Павлом Сурмиевичем, и с начальником МСЧ-78 Василием Лавриком, которому подчиняется начмед ИК-3.

Получилось скоординировать действия всех сторон. Благодаря этому 8 сентября Я. была доставлена из колонии-поселения в Тосненскую больницу, где её осмотрел и проконсультировал один из трех необходимых ей специалистов.

Следующий визит в больницу состоялся 16 сентября. Врач произвёл тщательный осмотр женщины и дал заключение о предварительном диагнозе.

Сегодня, 18 сентября, Я. принял третий специалист в Тосненской КМБ. Помимо консультации и осмотра, ей проведена необходимая медицинская процедура. В ближайшее время врачи определятся с окончательным диагнозом и тактикой лечения.

«Данная ситуация обнажила серьезный пробел в законодательстве. Это неправильно – оставлять человека наедине с его болезнями, видеть, как он мучается, но не помогать ему. Глубоко убежден, что граждане Украины, как и иные иностранные граждане, даже если они нарушили закон на нашей территории, имеют право на медицинскую помощь и защиту в той же мере, что и россияне. Да, мы понимаем, что больница Гааза тюремная, в ней лечатся те, кто отбывает наказание в ИК и содержится в СИЗО. Да, колония-поселение – это иной вид отбывания наказания. Но люди не должны страдать, гражданами какой бы страны они ни являлись! Всё, что не позволяет им получить необходимую помощь, является административной преградой, и её нужно ликвидировать. Человек не должен слышать слова: «Понимаем, но ничем не можем помочь, закон не позволяет». Значит, закон «неправильный» и его нужно менять», – считает Уполномоченный.

В связи с этим Сергей Шабанов намерен инициировать изменение федерального законодательства и нормативных актов, регулирующих порядок оказания медицинской помощи осужденным. В ближайшее время Уполномоченный направит конкретные предложения руководству ФСИН России и в Минюст РФ.