Механизм прохождения альтернативной гражданской службы должен работать четко и отлажено

10
В четверг 17 сентября Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов принял участие в выездном совещании постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ на тему «Альтернативная гражданская служба в России: опыт, проблемы, перспективы».

Совещанием руководил председатель комиссии – директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко. Собравшиеся, в числе которых были представители общественных правозащитных организаций из Москвы, Челябинска, Казании, Сыктывкара, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, сотрудники военного комиссариата, НИИ им. Джанелидзе и иные приглашенные лица, обсудили важную проблему практической реализации права призывника на альтернативную гражданскую службу (АГС). Эта проблема связана прежде всего с несовершенством положений федерального закона и конечно его исполнения на местах. Выступающие приводили многочисленные примеры, предлагая конкретные меры и формулировки, к которым нужно привести действующие сегодня нормы.

Главной целью совещания была выработка четких предложений, которые обеспечили бы возможность безусловной реализации права на альтернативную гражданскую службу, ведь сегодня обеспечено не в полной мере.

Сергей Шабанов в своем выступлении представил обобщенные сведения об организации альтернативной службы на территории Ленинградской области, дал свое видение и оценку, рассказал о каждом из немногих обращений призывников и их родителей, а также о результатах работы с ними.

Уполномоченный, говоря в общем о праве граждан на осознанный отказ от военной службы, отметил, что его, несомненно, имеют те призывники, у которых к 18-25 годам школа, родители, общество и государство не сформировали сознание необходимости и гражданской обязанности исполнить так называемый «конституционный долг». Служба таких наших сограждан нанесет только вред им самим, воинской части и обществу в целом. При этом важно, что убеждения свои, не совместимые с военной службой, они доказывать не должны. К сожалению, сегодня не редки судебные решения, мотивированные простым: «доказал – не доказал».

С другой стороны, необходимо более внятно регламентировать все аспекты АГС. Организация ее прохождения сегодня требует упорядочения, контроля и более точного регулирования. Хорошо известно, что нередко «альтернативщики» не приходят на работу или опаздывают, свои обязанности выполняют плохо, покидают рабочее место преждевременно, совершают другие нарушения трудового законодательства. При этом работодатель не имеет реальных рычагов влияния на такого работника. Ни уволить, ни лишить минимального заработка, лишь премий. Механизм прекращения альтернативной службы слишком громоздок, чтобы его применять. Для организации альтернативной службы без государственного заказа, уже довольно хорошо разработанного, не обойтись.

Сергей Шабанов и на этом совещании в очередной раз поднял тему безответственности призывных комиссий. Указ Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации «О призыве» исполняют призывные комиссии, которые не являются государственными органами, учреждениями или организациями, состоят из временных лиц. Такие комиссии не несут ответственности за неправомерные решения, с жалобами на которые граждане обращаются к Уполномоченному. Не несут ответственности материальной и иной. Всем известно, что в принципе нет более безответственного органа, чем временная комиссия. За ее коллегиальное решение каждый голосует легко, поскольку отвечать не придется ни от своего имени, ни вообще никак.

Помимо этого в выступлении содержалась и иная информация – анализ, тенденции, сравнение с другими регионами, примеры судебной практики, свидетельствующие о том, что и положения закона, и организация альтернативной гражданской службы в России нуждаются в «доработке».

Фотографии предоставлены пресс-службой Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге