Сергей Шабанов провел личные встречи с осужденными в ИК-2

543
13 февраля Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов провел выездную работу в женской исправительной колонии №2 в поселке Ульяновка Тосненского района.

Вначале был подробный разговор с начальником учреждения Сергеем Бадертдиновым и его заместителем по воспитательной и кадровой работе Оксаной Горшковой, что позволило получить общую информацию и ответы на ряд конкретных вопросов.

Дальнейшая работа в колонии была традиционной, в том числе состоялись личные встречи с двумя осужденными, родственники которых ранее обращались к Уполномоченному с жалобами на ненадлежащие условия содержания и неоказание медицинской помощи.

Одна из них – девушка лет 15-ти на вид, а по паспорту ей 29. Тоненькая, почти прозрачная. До заключения жизнь Алины Ф. (данные изменены) была вполне хорошей: оконченное высшее экономическое образование, 16 лет в музыке (хор, фортепиано, сольное пение), работа по специальности в крупной организации. Девочку воспитывали дед и бабушка, и в детстве она много времени проводила на улице со сверстниками, была подвижным ребенком: играла в футбол, любила рыбалку и другие виды активного отдыха. И все это делал человек, который с рождения страдает заболеванием под названием «целиакия», что подразумевает строжайшую особую диету – безглютеновую. Несоблюдение повлечет и ухудшение состояния, и легко может привести к смертельному заболеванию, о чем Алина знает, и сама рассказала Уполномоченному.

К нам обращалась ее бабушка, встревоженная тем, что в исправительной колонии нет возможности для организации отдельного питания больной внучке. Мы провели большую работу, чтобы обеспечить соблюдение права осужденной, а теперь нужно было посмотреть ей в глаза и убедиться в результате.

А результат был хороший: в ИК-2 организовали приготовление пищи персонально для Алины. Отдельные ингредиенты, отдельное меню-раскладка. При целиакии важно не просто есть строго разрешенные продукты, но и потреблять не менее 3 тысяч калорий в сутки – так требует медицина.

Напротив Уполномоченного сидела очень худенькая, но бодрая и сияющая девушка. Она с удовольствием перечисляла, что съела сегодня на завтрак и обед, чем питалась вчера и позавчера (сырники, курица, яйца, молоко, специальные лепешки вместо хлеба и прочее).

Оксана Горшкова представила Сергею Шабанову список продуктов из передач, которые Алина получает от бабушки. Там было все, что нужно – пожилая женщина как может поддерживает внучку, и иногда, чтобы порадовать, передает ей даже безглютеновый шоколад.

Здоровье позволяет Алине работать, и она работает. У нее было желание и попытка выйти из колонии по болезни, однако учитывая тяжесть совершенного преступления (распространение наркотиков группой лиц; при этом сама не употребляла никогда), суд – так же, как и общество – посчитал, что наказание она должна отбыть полностью.

Чего не хватало молодой девушке, жизнь которой была вполне благополучной: имелась крыша над головой, работа в центре города, стабильная зарплата, друзья?.. А просто хотелось денег. Поэтому решила заняться «закладками». На вопрос Уполномоченного: «Как «туда» попадают?», ответила: «Для того, кто хочет, найти контакты легко. А дальше – всему научат, все расскажут и покажут». И добавила: «Вообще, не хочу вспоминать, мне больно возвращаться к этому».

На это Уполномоченный произнес: «Больно вам должно быть от другого – оттого, что из-за вас, вашей деятельности, пострадали десятки, а может, и сотни, людей. Возможно, кто-то из них умер».

«Я никого не убивала!», – выпалила Алина.

И услышала в ответ: «Так думают все распространители наркотиков. А вы задумывались, сколько матерей страдают прямо сейчас, глядя на своего ребенка, мучающегося от «ломки» и привязанного к кровати?! Сколько людей обрели зависимость, попробовав лишь один раз запрещенное вещество из «закладки»?! Сколько из них попадет за решетку? И скольким не дожить даже до 30 лет?!».

На глаза Алины навернулись слезы. Хотела отвернуться, но Сергей Шабанов сказал: «Не отворачивайтесь, пейте эту чашу до конца. Она у вас легкая – всего-то воспоминание. Больно не вам, а тем, кому вы испортили жизнь».

Довольно быстро молодая женщина взяла себя в руки, повеселела и рассказала о планах: освободиться, устроиться на работу, выйти замуж, родить ребенка. Хорошие планы. Недавно Алина направила в суд ходатайство о перережиме – хочет перевестись из колонии на принудительно-трудовые работы в один из исправительных центров, что означало бы более легкие условия содержания. Заседание состоялось 14 февраля, но суд пока не согласился…

После этого разговора Сергей Шабанов задался вопросом: «Жаль ли мне Алину? Как Уполномоченный должен сказать, что да, ибо все мы люди и должны быть добры и милосердны друг к другу. А как человеку, как отцу – нет, не жаль. Ведь девушка не глупа – взрослая, имеет высшее образование, и она осознавала, что совершает тяжкое преступление, но тяга к деньгам пересилила…».

Вторая осужденная, с которой в этот день встретился Уполномоченный, нуждается в медицинской помощи. Ранее нам поступила информация о проведенном ей оперативном вмешательстве, а впоследствии выяснилось, что операции не было. Ее отвезли в больницу, в официальном ответе нам сообщили: «Доставлена вне очереди», но оказалось, что этого недостаточно… Врачи лишь осмотрели, выписали таблетки и отпустили. В итоге женщина и дальше мучается и страдает от боли и физического дискомфорта, вызванного неизлеченным недугом.

Конечно, мы возвращаемся к этой истории и помогаем. Наша цель – добиться для осужденной проведения операции, без которой состояние ее здоровья не улучшится.