Выездная работа в психиатрической больнице в Ульяновке

608
На минувшей неделе Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов принял участие в выездной работе на территории Ульяновской психиатрической больницы.

Совместный выезд состоялся по инициативе Общественной наблюдательной комиссии Ленинградской области и был обусловлен не жалобой, а желанием членов ОНК Станислава Румянцева и Екатерины Поляковой убедиться в том, что выявленные ими ранее недостатки условий содержания лиц, преступивших закон и проходящих лечение по решению суда, полностью устранены.

Помимо Уполномоченного, к выездной работе по приглашению ОНК присоединились главный врач Ленинградского областного психоневрологического диспансера Ян Лихтман и сотрудник областного комитета по здравоохранению Ленинградской области Елена Диканская.

Сергей Шабанов ознакомился с условиями, в которых проживают больные и в которых происходит их лечение. Учитывая особенности их заболеваний, конечно, личных бесед не было: только наблюдение и визуальный осмотр, а все вопросы – через медицинский персонал. Полученные сведения позволили Уполномоченному составить определенную картину, в целом благоприятную.

Главным оказалось то, что все проходящие лечение вполне удовлетворены организацией и качеством питания, добрым отношением и заботой медперсонала. Во всех помещениях и, конечно, палатах, чисто. Очевидны систематическая уборка и поддержание порядка. Все пациенты обеспечены постельными принадлежностями надлежащего качества. То же можно сказать и о кроватях, которые не напоминают узкие больничные койки. Здесь они более широкие и комфортные.

Но были замечены и некоторые недостатки. Конечно, Уполномоченный задал о них вопросы главному врачу Ульяновской психиатрической больницы Елене Черток, которая сопровождала рабочую группу. Прежде всего, это вопрос о холодных батареях во многих помещениях, и он был адресован не только главврачу, но и другим сотрудникам и должностным лицам медицинского учреждения. Почему-то все они «кивали» на плохую работу котлов. Но Сергей Шабанов подвел их к одному из радиаторов и предложил потрогать трубы: «Вот горячая подающая труба-теплоноситель, вот правая батарея – она горячая, а левая холодная». В другом помещении ситуация повторилась: «Вот подающая труба, а «обратка» совсем холодная. Дело не в котле, а в отсутствии циркуляции. Нужна принудительная циркуляция – либо открывать потоки, либо ставить дополнительный насос. А может, надо ликвидировать воздушные пробки. Тогда появится тепло во всех батареях».

Елена Черток приняла эту информацию к сведению и заверила, что организует «работу над ошибками».

Далее Сергей Шабанов осмотрел место хранения верхней одежды для прогулок, после чего главврач буквально под диктовку записала рекомендации, что надлежит исправить. А что же увидел Уполномоченный? То, что теплые пальто и куртки висят друг на друге всего на нескольких крючках. Рядом стоит большой ящик, в котором свалены шапки. Всякий раз любой гуляющий должен покопаться в этом ящике, перебрать головные уборы и подобрать подходящий по размеру, в котором пойдет на улицу. А как же гигиена? Сотрудник больницы ответила так: «Конечно, у нас есть средство для дезинфекции! Но оно в другом помещении»…

На верхней полке, которая находится так высоко, что без лестницы не дотянуться, кучей лежат валенки, без опознавательных знаков и размеров. А внизу на полу стоят несколько пар зимней обуви со следами недавних прогулок. Кто-то снял уличные полусырые ботинки и оставил их в холодном помещении. Тут впору вспомнить армейские сушилки, которые есть в любой казарме, с чьей помощью можно высушить одежду и обувь в любую погоду – и после снегопада, и после ливня… А здесь её нет.

Некоторое удивление Сергея Шабанова вызвало то, что в одном отделении больницы содержатся разные группы пациентов: и те, которые находятся здесь на принудительном лечении по решению суда (вместо отбывания наказания в исправительной колонии за совершение преступления), и те, кто был госпитализирован «с воли».

После обхода и осмотра состоялся долгий и подробный разговор Уполномоченного с Еленой Черток, в котором приняли участие Ян Лихтман и Елена Диканская, – о состоянии медучреждения, трудностях, необходимостях, перспективах… Наметили некоторые планы взаимодействия и, кажется, нашли понимание. Хочется отметить осведомленность и профессиональную подготовленность Елены Вячеславовны Диканской, которая проявила активное участие и заинтересованность в выездной работе. А одним из итогов состоявшегося разговора стала договоренность о встрече Сергея Шабанова с Яном Лихтманом в Санкт-Петербурге – для более глубокого обсуждения выявленных проблем.

«Ленинградская область заботится в должной мере о содержании столь специфической больницы. Конечно же, по внутренней организации и устройству она отличается от других – но ровно настолько, насколько отличаются от «обычных» иные специализированные медицинские учреждения («инфекционное», «туберкулезное», роддом и т.д.). Ульяновская психиатрическая больница имеет свою характерную специфику, здесь все стандартно для учреждения такого профиля.
Уместно напомнить, что такие учреждения находятся на особом счету у всех контролирующих органов. Наверное, нигде больше так часто не работают Росздравнадзор, прокуратура, следственный комитет и, конечно, общественные организации. И в этих условиях обыватели все равно, как правило, представляют психиатрическую больницу чуть ли не засекреченным объектом, крайне закрытым для любого, кто «извне», и полным различных страхов. Не думаю, что в Ульяновской больнице происходит что-то большее, чем сохранение врачебной тайны
», – отметил Сергей Шабанов.

Уполномоченный благодарит главного врача Елену Черток и весь коллектив Ульяновской психиатрической больницы за искреннее и профессиональное отношение к своей работе, невзирая на все её трудности.