Помогая инвалиду из Сланцев в трудной жизненной ситуации, Уполномоченный выявил социальную несправедливость, и намерен добиться ее устранения

423
С просьбой о содействии к Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области обратилась жительница Сланцев Ольга В. (имя изменено). Поводом для обращения послужила трудная жизненная ситуация, в которой она оказалась.

Ольге 57 лет. После перенесенного несколько лет назад инсульта она стала инвалидом. Не работает, передвигается с палочкой. Проживает в небольшой двухкомнатной квартире вместе с дочерью, которая работает медсестрой. Доходы обеих женщин весьма скудные, их едва хватает на еду, и бо́льшая их часть уходит на … погашение долгов за ЖКУ, которых за несколько лет накопилось немало.

Почему так вышло? Наверное, потому, что после того, как Ольга стала инвалидом, она фактически попала в замкнутый круг. Пенсии по инвалидности (сейчас это чуть больше 13 тысяч рублей) не хватало, и часто приходилось делать выбор – купить еды и лекарств, или оплатить квитанции. Так вышло, что пропустила оплату за один месяц, потом другой, третий… Долги росли как снежный ком. Конечно, и УК, и ресурсоснабжающая организация решили взыскать с Ольги деньги и обратились в суд. Так появились два судебных приказа, поступившие в Пенсионный фонд, согласно которым из пенсии инвалида каждый взыскатель получает ежемесячно по 20%. То есть, женщина оказалась лишена почти половины единственного дохода. В своем обращении к нам В. указала, что считает это незаконным, ссылаясь на выдержку из федерального нормативного акта о том, что «удержание из установленной пенсии по исполнительным документам, поступившим на исполнение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно от взыскателя, производится в размере, не превышающем 20 процентов пенсии».

Получив это обращение, Сергей Шабанов приступил к юридическому и финансовому анализу ситуации, и направил письмо управляющему Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Константину Островскому с просьбой предоставить исчерпывающие сведения о порядке удержания денежных средств с пенсии заявителя.

Вскоре из СФР был получен ответ, согласно которому «удержания из пенсии производятся в соответствии с нормами действующего законодательства: общая сумма удержаний, производимых из пенсии В. ежемесячно, не превышает 50 %». Других ограничений законом не установлено.

Кроме того, Уполномоченный выяснил – та часть федерального нормативного акта, на которую ссылается заявитель, признана Верховным Судом РФ недействующей.

Параллельно Сергей Шабанов обратился к главе администрации Сланцевского района Марине Чистовой с просьбой организовать выезд сотрудников органа местного самоуправления к Ольге В. для оценки общей обстановки, условий проживания, состояния здоровья, трудоспособности и иных обстоятельств в целях выработки предложений по разрешению её трудной жизненной ситуации.

Отклик был получен незамедлительно. Через несколько дней представители администрации и районного Центра социальной защиты населения побывали у В., поговорили с ней и ознакомились с её условиями проживания и быта, а после направили Уполномоченному «Акт обследования материально-бытовых условий проживания гражданина».

Специалисты указанных организаций разъяснили Ольге В. порядок предоставления социальных услуг на дому, а также оформления государственной социальной помощи в виде двух единовременных выплат (1500 и 5000 рублей). Кроме того, женщину обеспечили продуктовым набором, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.

Работая с обращением Ольги В., Уполномоченный выявил социальную несправедливость, которая заключается в следующем. Если задолженность с гражданина взыскивается через службу судебных приставов, то в соответствии с федеральным законом «Об исполнительном производстве» они обязаны обеспечить должнику сохранение прожиточного минимума по его заявлению. В свою очередь, на случаи производства взысканий из пенсии на основании исполнительных документов, поступающих в пенсионные органы напрямую от взыскателей (как у Ольги В.), положения федерального закона о сохранении прожиточного минимума не распространяются. СФР попросту не наделён правом определения размера удержаний с учётом имущественного положения должника

С целью устранения этой несправедливости Уполномоченный в ближайшее время обратится к депутатам Государственной Думы РФ с конкретными предложениями по внесению изменений в действующее законодательство.