На заседании рабочей группы Уполномоченный показал необходимость создания системы социальной реабилитации бывших заключенных

908
Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов принял участие в заседании рабочей группы по доработке проекта закона «О социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», состоявшемся 24 ноября под председательством депутата областного Законодательного собрания А.Е. Петрова.

Первый вопрос, предложенный к обсуждению – нужен ли такой закон в Ленинградской области, или не нужен? Представители комитетов по образованию, социальной защите населения, труду и занятости, здравоохранению довольно уверенно ответили, что не нужен, что все задачи социальной помощи и защиты они и так выполняют. Выслушав их мнения, Сергей Шабанов попросил слово и довел до членов рабочей группы историю возникновения проблемы, которая длится уже более двух лет. За это время было направлено несколько обращений к Губернатору Ленинградской области, который поручал проработку вопроса комитету правопорядка и безопасности. Комитет, поддерживаемый тогда вице-губернатором А.Д. Бурлаковым, неизменно приходил к выводу о том, что в регионе система реабилитации существует, и ничего менять не требуется. Тогда Уполномоченный нашел поддержку у областной прокуратуры, которая в конце 2014 года внесла законопроект на рассмотрение в Законодательное собрание.

Обосновывая необходимость и концепцию такого акта, Сергей Шабанов привел аргументы. Лицами, находящимися в местах лишения свободы, занимается ФСИН; лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы – Уголовно-исполнительная инспекция. Обе структуры знают численность таких граждан, их особенности, прогнозируют ожидаемые действия, принимают превентивные меры, регулируют десятки вопросов жизнеобеспечения, контроля, исправления, социализации и иных. На этом фоне никто в Ленинградской области не владеет информацией, сколько человек находится на территории региона после отбытия наказания, сколько освобождается в ближайшее время, каковы их потребности. Отсутствует система контроля и связи с бывшими убийцами, насильниками, грабителями, разбойниками, педофилами и другими лицами, совершившими тяжкие преступления. Единственной целью такой системы может быть предотвращение новых преступлений. При этом, закон не должен создать систему, по которой возникла бы односторонняя работа по оказанию услуг, помощи и проявлению заботы. Суть его должна быть в предоставлении возможности социальной адаптации тому небольшому числу лиц, которые действительно хотели бы изменить свою жизнь, но не в силах сделать это самостоятельно. А это действия и шаги с обеих сторон, взаимные обязательства и – взаимодействие, взаимодействие, взаимодействие.

Второй вопрос, который обсудила рабочая группа – возможность рекомендовать к принятию закон о социальной реабилитации в первом чтении в данном виде, и дальнейшая его доработка. Участники поддержали предложение Уполномоченного не идти столь длинным путем, а просить прокуратуру учесть замечания Губернатора и правового управления ЗакС, и внести уже исправленный законопроект. А.Е. Петров предложил Уполномоченному, как инициатору создания в регионе системы комплексной помощи и возвращения к нормальной жизни бывших заключенных, прокуратуре в лице Н.Ф. Зайцевой как разработчика проекта закона и правовому управлению ЗакС в лице Н.Б. Вовк совместно поработать над текстом закона, доработанный вариант предложить Прокурору Ленинградской области для внесения на рассмотрение в парламент, и представить его на следующем заседании рабочей группы, а также профильных комиссий Законодательного собрания, возглавляемых А.Е. Петровым и О.А. Петровым.

Руководитель рабочей группы депутат Александр Евгеньевич Петров провел заседание умело, дал возможность высказаться всем желающим, быстро сориентировался в непростой ситуации, что позволило собравшимся принять наиболее оптимальное решение.