Уполномоченный подвел итоги «горячей линии» по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства

420
27 апреля в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области состоялась пятичасовая «горячая линия», посвященная взаимодействию граждан и судебных приставов. За отведенное время поступило 28 обращений.

Особенностью этой «горячей линии» стало количество районов, из которых поступили звонки. Обычно нам звонят жители 7-8 районов, а на этот раз их было двенадцать: Бокситогорский, Волосовский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Ломоносовский, Лужский, Приозерский и Сланцевский. Большинство жалоб на Всеволожский и Киришский РОСП. Два обращения касались неудовлетворительной работы межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Ленинградской области.

Люди выражали недовольство отсутствием связи с судебными приставами (не могут ни попасть на прием, ни дозвониться), грубостью сотрудников районных отделов, длительным неисполнением судебных решений (среди которых немало связанных с алиментными платежами), невозможностью получения информации о ходе исполнительного производства…

О грубом нарушении своих прав судебными приставами сообщил житель Киришского района. По его словам, в июле 2021 года он оплатил долг по ЖКУ, но управляющая компания продолжила включать в квитанции об оплате услуг штрафы и пени. Сначала заявитель «грешил» на УК, но потом выяснил, что виноваты нерасторопные приставы – поступившие от него на счет РОСП деньги «лежали» там более девяти месяцев. И только после личного обращения заявителя к судебным приставам денежные средства были перечислены на счет «управляйки». «Получается, что из-за недобросовестных действий судебных приставов у меня образовался новый долг в размере 12 тысяч рублей!», – возмутился заявитель.

Необычной была жалоба на сотрудников Всеволожского РОСП. Заявитель сообщил – в 2021 году во Всеволожске состоялся суд по уголовному делу. Троим потерпевшим была назначена компенсация за ущерб в размере 1,3 миллиона рублей каждому. Все необходимые документы они подали в районный отдел судебных приставов, где было возбуждено сводное производство. А спустя несколько месяцев заявители получили от приставов ответ о том, что у должника ничего нет, взыскивать нечего… «При этом в материалах уголовного дела указано, что у должника имеется 47 земельных участков во Всеволожском районе, несколько автомобилей и иное имущество! То есть, если бы приставы не бездействовали, мы уже могли бы получить компенсацию!»

К нам вновь обратились обманутые дольщики, которым после прошлой «горячей линии», состоявшейся в октябре 2021 года, Уполномоченный оказал реальную помощь в виде возбуждения исполнительного производства в отношении застройщика. Для этого пришлось «расшевелить» судебных приставов из Всеволожска, которые длительное время игнорировали исполнительные документы, отложив их в долгий ящик. Люди благодарили за содействие, и просили теперь уже помочь получить положенные им квартиры или выплаты.

Часть жалоб была от пенсионеров, являющихся должниками по исполнительному производству, у которых пенсия – это единственный источник дохода. Они выразили несогласие с размером удерживаемой приставами суммы (до 50 %) и просили помочь снизить этот процент. Вот пример одного из таких обращений: «Пенсия мой единственный доход. Удерживая по 50 % из нее, приставы лишают меня возможности покупать необходимые продукты и лекарства, а также оплачивать коммунальные услуги». Мужчина пожаловался, что три месяца назад подал в Лужский РОСП заявление о сохранении дохода не ниже прожиточного минимума, но ответа на свое письмо не получил, хотя у него есть подтверждение, что заявление в районный отдел поступило.

Одно из обращений было от двойника должника. Удивительно, что и заявитель, и его полный тёзка проживают в одном районе. Оба являются пенсионерами. «С меня ежемесячно удерживают по 4 тысячи рублей, хотя долгов я никогда не имела! Пыталась разобраться самостоятельно, но до приставов не достучаться! Пенсия мой единственный источник дохода, помогите!».

О чем еще просили заявители? О содействии в получении постановления о прекращении исполнительного производства, помощи в отмене ограничений на транспортные средства, информации о порядке действий в конкретных ситуациях, и иное. Два обращения были связаны с нарушениями прав, допущенными судебными приставами из других субъектов РФ. Всем заявителям были даны подробные исчерпывающие разъяснения. Обращения, требующие дополнительных действий, приняты Уполномоченным к рассмотрению, по многим из них ведется активная работа.

После «горячей линии» Сергей Шабанов направил начальникам районных отделений и руководителю УФССП России по Ленинградской области – главному судебному приставу Ленинградской области Глебу Абатурову информацию обо всех поступивших обращениях в виде подробной таблицы с просьбой провести проверку и принять меры в целях восстановления нарушенных прав граждан.

«Проведенная «горячая линия» показала, что работа службы судебных приставов по-прежнему оставляет желать лучшего. Люди не удовлетворены тем, как должностные лица исполняют свои обязанности. Недовольство граждан вызывает не только бездействие сотрудников службы, но и их «неуловимость», что является абсолютно недопустимым. Судебные приставы всегда должны быть открыты и находиться в контакте со сторонами исполнительного производства, а не игнорировать звонки и письма людей! Очевидно, что ситуацию необходимо менять системно, начиная сверху, а не в «ручном режиме», как это происходит сейчас. Только это поможет существенно снизить количество жалоб граждан на работу судебных приставов», – считает Сергей Шабанов.