Сергей Шабанов выявил признаки мошенничества со сбором денег на лечение ребенка, но полиция умыла руки

1160
Просьбы о помощи, которые ежедневно получает Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области, бывают разные. Особое внимание уделяется нестандартным обращениям – например, когда речь идет о сборе средств на лечение тяжело больных детей.

Одно из таких обращений поступило в декабре 2018 года. Восьмилетней Веронике Смирновой, проживающей в Кировском районе Ленинградской области, для лечения онкологического заболевания требовалось 17 500 евро – это цена за поиск донора костного мозга и доставку трансплантанта в Санкт-Петербург. Реквизиты карты и реквизиты банковского счета ПАО Сбербанк прилагались.

С фотографии смотрела русоволосая улыбчивая девочка с большими карими глазами. Казалось бы, святое дело – помочь тяжело болеющему ребенку. Однако проанализировав письмо и прикрепленную копию выписного эпикриза истории болезни, а также проведя мониторинг социальной сети ВКонтакте, Уполномоченный пришел к выводу, что в них содержатся сведения, не соответствующие действительности.

Что же смутило?

Во-первых, поиск и активация донора костного мозга производится через благотворительные фонды, в Санкт-Петербурге таковым является БФ «Адвита». Поиск начинается с компьютерного банка, в котором хранится информация о потенциальных донорах со всего мира. После этого начинается лабораторная работа, во время которой сравниваются показатели крови реципиента и потенциальных доноров. Но сбор денежных средств – как на поиск донора, так и на доставку трансплантанта, осуществляют не сами граждане, а благотворительный фонд. На момент поступления обращения на сайте БФ «Адвита» (www.advita.ru) было указано 40 граждан, в отношении которых не оплачены поиск и активация доноров костного мозга. Вероники Смирновой среди них не было.

Во-вторых, проведенное в социальных сетях расследование установило, что письмо содержало фотографию девочки, которая проживает не в Ленинградской области, а в г. Николаев (Украина). На странице женщины (имеющей, кстати, совершенно другую фамилию), выложившей снимки девочки, нет никакой информации о сборе денежных средств, равно как и о заболевании ребенка.

В-третьих, большие сомнения вызвала подлинность выписного эпикриза истории болезни. В шапке документа было указано – «Клиника трансплантации костного мозга», но такого медицинского учреждения нет на всей территории Северо-Западного округа. Ну а самое главное – подписан документ заведующей отделения трансплантации костного мозга для детей Н.В. Станчевой, умершей три года назад.

Усмотрев в действиях авторов письма признаки сбора денег по выдуманному поводу, в январе Сергей Шабанов обратился к руководству ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой провести проверку.

В начале марта (то есть, через полтора месяца) поступил ответ за подписью заместителя начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции А.А. Бочурова с информацией о проделанной работе.

В частности, было установлено, что указанного в письме адреса проживания (многоквартирный дом в пгт Назия Кировского района) не существует.

Правоохранители направили запросы в службы безопасности Северо-Западного Банка «ПАО Сбербанк России» и социальной сети «ВКонтакте» в целях установления лица, на которое зарегистрированы расчетный счет, дебетовая банковская карта и аккаунт в соцсети. Ответы на запросы не были получены. Именно на этом основании полиция посчитала, что для возбуждения уголовного дела недостаточно данных, и сдала материал проверки в архив.

К сожалению, при столь «беззубой» позиции правоохранительного органа схема получения денег сохранилась. Информация о сборе на «лечение Вероники Смирновой» продолжает систематически появляться в различных сообществах ВКонтакте, а следовательно, возможно, кто-то увидит, пожалеет и отдаст свои деньги. Но не девочке, а…