Раздел 7. Защита прав призывников, военнослужащих по призыву и контракту.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 7. Защита прав призывников, военнослужащих по призыву и контракту.
Статья 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Способы комплектования вооруженных сил определяются федеральным законодательством, как и конституционное право на прохождение альтернативной службы.

Уполномоченный, как один из последовательных сторонников формирования армии только на профессиональной основе, понимает необходимость динамичного реформирования и принятия мер, направленных на изменение структуры армии вплоть до полного отказа от службы по призыву.

Обращения, поступившие в адрес Уполномоченного от призывников, военнослужащих по призыву и контракту, свидетельствует об определенной степени доверия к новому для армии институту правозащитной деятельности – Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области. Сотрудничество с общественной организации «Солдатские матери», адвокатскими образованиями, собственные выезды сотрудников аппарата и настойчивое требование о наличии круглосуточно работающих телефонов доверия Уполномоченного, номер которого, по соглашению с органами управления Западным В.О. находится в каждой части, дислоцированной в Ленинградской области, позволили в 2011 году улучшить ситуацию по работе с проблемными обращениями из армии. Об этом говорит и статистика обращений. В 2010 году Уполномоченному поступило всего шесть обращений от военнослужащих и ветеранов военной службы для оказания помощи и восстановления прав и законных интересов, из которых два - нарушение права ветеранов военной службы при постановке на учет для получения жилой площади, одно на неправильное толкование норм законодательства Военным комиссаром Ленинградской области о предоставлении отсрочки, одно на получение гражданства бывшим военнослужащим, одно на неправильное начисление компенсации за предоставленное жилье, одно на незаконное увольнение военнослужащего, проходящего службу по контракту.

В 2011 году поступило уже 35 письменных обращений, а это почти 9% все годовых обращений к Уполномоченному, темой которых являются нарушения прав военнослужащих и членов их семей, часть из которых имела уже коллективный характер, объединив заявителей по вопросам совместного участия. Соглашения, подписанные Уполномоченным с Военной прокуратурой Западного военного округа, стали настоящим подспорьем в работе с войсковыми частями и их командирами. Все выезды Уполномоченного сопровождались представителями прокуратуры, решения уполномоченными лицами надзирающего органа принимались быстро и все поездки были результативными. За совместную работу в уходящем году хочется сказать слова благодарности, в том числе и от близких родственников ребят, проходящих службу в войсках, и надеяться на еще более тесное сотрудничество в 2012 году. Все совместные усилия направлены на исполнение общих целей – вопросов защиты права на достойные условия пребывания во время прохождения службы и по ее окончании.

Сложной остается ситуация с призывом в вооруженные силы. Не смотря на то, что Ленинградская область постоянно выполняет план по призыву, есть достаточно много проблем как самого призыва, так и прохождения ребятами службы в частях.
Количество граждан, призванных военным комиссаром Ленинградской области и отправленных на военную службу по призыву весной и осенью 2011 года составило 4 645 человек или 27,2 % от числа явившихся на заседания призывной комиссии, при этом весной – 2 979 человек (17,4%), осенью – 1 666 человек (9,85). (см.Приложение 1)

ГРАФИК 4

Граждане, признанные негодными или ограниченного годными к военной службе, по состоянию здоровья, и освобожденные о призыва на военную службу - 5 220 человек или 30,6% (весной - 2 889 человек (16,9%); осенью - 2 331 человек (13,7%). (см. Приложение 1)

ГРАФИК 5

Число граждан, получивших отсрочку от призыва весной, составило 3 641 человек (21,3%), осенью 3 830 человек (22,4%), из которых:
• Признаны в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья на срок не более 1 года, весной - 393 человека (2,3%), осенью - 271 человек (1,5%)
• Заняты постоянным уходом за родственниками – 309 человек
• Являются опекунами несовершеннолетнего брата или сестры – 31 человек
• Имеющие ребенка и воспитывающие его без матери, а также имеющие двух или более детей или имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 3-х лет – 227 человек
• Обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений по образовательным программам высшего или среднего (полного) общего образования весной – 3 146 человек (18,4%), осенью 3 451 человек (20,2%). (см.Приложение 1)

ГРАФИК 6

Наиболее характерными заболеваниями призывников, выявленными при медицинских осмотрах, являются: сколиоз – 575 человек (9,7%); плоскостопие – 488 человек (8,2%), язвенная болезнь желудка – 441 человек (7,4%), астма – 280 человек (4,7%), органические заболевания мозга – 271 человек (4,6%), расстройства личности – 191 человек (3,25), олигофрения (3,1%). (см. Приложение 1)



ГРАФИК 7

Для совершенствования механизмов защиты прав призывников Уполномоченным была разработана и представлена на пресс-конференции в информационном агентстве «РИА-новости» «Памятка призывнику Ленинградской области».

Памятка карманного формата была разработана специалистами аппарата Уполномоченного к осеннему призыву. В ней содержатся выдержки из Конституции и законов РФ, которые регулируют права и обязанности всех структур, в том числе и призывников, есть все телефоны и адреса надзорных ведомств – прокуратуры, командования Западного В.О., контакты специалистов аппарата Уполномоченного. Надо отметить, что телефон «линии доверия» Уполномоченного при призыве, работает круглосуточно на весь период компании, а по ее окончанию в рабочее время для военнослужащих, уже проходящих действительную службу в частях, дислоцированных на территории Ленинградской области. Эта памятка необходима и во время призыва, и во время прохождения службы, если человеку потребуется защита. Это первый опыт Уполномоченного, основанный на результатах посещения военных частей, комиссариатов, общения с призывниками и служащими срочной службы. 2000 экземпляров будут распространены на призывных комиссиях в Ленинградской области, брошюра также в полном объеме выложена на сайте Уполномоченного ombudsman47.ru.

Продолжаются нарушения и на медицинских комиссиях, призывной комиссии, сборном пункте. Так:

11 марта в адрес Уполномоченного обратился мать гражданина Г., который, по ее мнению, был направлен в ВС РФ с заболеваниями, препятствующими прохождению службы. В войсковой части призывник плохо чувствует, говорит, что хочет покончить с собой. Оперативно было направлено обращение в Балашихинскую гарнизонную прокуратуру для проверки обращения и принятия мер. В конце марта гражданин Г.уволен из В.С. по болезни.

В этом случае речь идет о качестве работы медицинской комиссии, допустившей нарушения. По данным военного комиссара Ленинградской области, количество военнослужащих, призванных из нашего региона и проходящих службу по призыву, которые на основании решений военно-врачебных комиссий были признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, составляет 11 человек (0,2%). Эти призывники были возвращены из войсковых частей в первые три месяца службы.

21 апреля поступило обращение гражданина С. в связи с отказом отдела военного комиссара по Выборгскому району выдать копию решения призывной комиссии. Уполномоченным был направлен запрос в комиссариат, 29 апреля указанные документы были выданы матери призывника под роспись.

15 июня поступило обращение гражданина З. на бездействие отдела военного комиссариата Волховского муниципального района при выполнении решения суда по прохождению медицинской комиссии и предоставлении отсрочки от призыва. После обращения Уполномоченного, комиссариат выполнил решение суда и проводит дополнительное медобследование гражданина З. для принятия в отношении него решения в соответствие с п.1, ст. 28, Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе".

На «круглых столах», посвященных призыву, Уполномоченным было предложено руководителям Западного военного округа и военной прокуратуры на время призыва установить ежедневное время присутствия прокурора на призывной комиссии, чтобы все возникающие проблемы можно было решить на месте. Сама компания по призыву проходит в несколько этапов, последний из которых, и самый важный – формирование команд на сборных пунктах и отправка в части. На сборном пункте ребята, еще не прошедшие присягу, могут исправить силами прокуроров те ошибки призыва, которые могли произойти с ними. Надо дать призывникам такую возможность. Эту инициативу военные поддержали, однако начало ее реализации возможно только в период призыва 2012 года. Уполномоченный последовательно будет отстаивать необходимость такой формы права призывников на защиту.



Одним из условий «прозрачности» отношений военнослужащих между собой, с офицерами, может являться установка видеорегистраторов в общественных местах. Это и способ закрепления доказательств при расследовании преступлений в войсковых частях, и система усиления дисциплинированности военнослужащих (психологические мотивы – «увидят - накажут»). Многие специалисты, критикуя этот способ защиты здоровья военнослужащих, говорят, что везде камер не поставишь, надо менять саму армию, делать ее профессиональной, менять условия жизни ребят до призыва, заниматься воспитанием. Это правильные требования к обществу и государству, однако, очень быстро не изменишь качество жизни, это долгий процесс. Сегодня в армии ребята разные - пришедшие из городов и сел, разных республик, приверженцы разных религий. Армия должна объединять. Это стратегическая задача. Но есть и тактическая, сейчас уже дать возможность видеть все не из интернет-порталов, а постоянно, силами создаваемой «военной полиции», реагировать быстро, а не в прошедшем времени. Если это не позволит искоренить случаи неуставных отношений вовсе, то, хотя бы, приведет к их реальному сокращению.
Кроме того, на координационном совете Уполномоченных в г. Москве, при встрече с представителем Министра обороны - статс-секретарем, Заместителем Министра обороны Н.Панковым, Уполномоченным была представлена концепция переподчинения медицинских работников в военных частях командованию округа. Отказ от зависимости врача или фельдшера от командира части, наличие инструкции сообщать обо всех травмах в военную прокуратуру, предупредит возможность сокрытия полученных увечий в войсковых частях, приведет к реальному спасению жизни и здоровья солдат. Так же надо передать и финансирование медицинской услуг войсковой части на уровень округа, что позволит избежать участия командира в этой процедуре, основная обязанность которого - боеспособность его части.

В декабре 2011 года к Уполномоченному от общественной организации «Солдатские матери» поступила жалоба, что на призывном пункте областного военкомата (Фонтанка, 90), призывники не могут воспользоваться своим правом и позвонить родителям. Обращение Уполномоченного в адрес военного комиссара Ленинградской области было удовлетворено, теперь призывники могут, в соответствии с распорядком дня, позвонить своим родителям с 17.00 до 17.45 ежедневно. Понятно, что в армии распорядок дня особый, однако, при этом возможность общаться с родителями, информировать их о состоянии здоровья, условиях проживания, переезда к месту службы, отнята быть не может. Родители, у некоторых из них это единственный ребенок, должны знать все о своих близких. При этом, ребята еще не принимали присяги, но обязаны подчиняться воинской дисциплине. Эту проблему можно всегда решить, установив время звонков и порядок их осуществления. Конечно, превращать в переговорный пункт место сбора нельзя, для этого и существует распорядок дня. Если время звонков определено, то это лучше и для воинской дисциплины и для родителей, которые знают, во сколько ждать звонка.
В 2011 году Уполномоченный, уже по традиции, поучаствовал в судьбе призывных пунктов. При посещении Ломоносовского района была организована встреча с руководителями района, представителями Правительства Ленинградской области на предмет улучшения условий работы сотрудников военкомата. Все этапы призыва осуществлялись в подвальных помещениях, не оборудованных как системами вентиляции, так и освещения. Уполномоченные сотрудники ведомств подтвердили необходимость переезда отдела комиссариата и сообщили, что такой адрес подобран, а переезд - дело времени.
1 февраля 2011 года Уполномоченный вместе с сотрудниками аппарата, представителями прокуратуры и командования округа по жалобе на неуставные отношения и бытовые проблемы, совершил рабочую поездку в войсковую часть, дислоцированную в п.Саперное Приозерского района. Были проверены бытовые условия военнослужащих: казармы, баня, медицинская часть и столовая. Заявители жаловались на низкую температуру в помещениях части – 6-8 градусов, на плохое обмундирование, перебои с подачей горячей и холодной воды. На момент проверки температура во всех помещениях была не ниже 18 градусов, обмундирование, постельное белье и банно-прачечные принадлежности у солдат – без замечаний, белье проштамповано и выдано новым.

Уполномоченный провел личный прием военнослужащих по призыву, обсудил изменение возраста призыва с 21 года. Большинство из опрошенных решили, что в 21 год служить морально легче – уже есть навыки общения в социуме, с разными людьми, конфликты решаются не на уровне кулаков, а словесно. В этом возрасте почти каждый из них уже представляет, каким образом он хочет жить. Инициатива Уполномоченного по «отцовскому» капиталу была поддержана всеми - возможное финансовое поощрение военнослужащие потратили бы в основном на создание семьи, покупку квартиры, получение образования. Общение с ребятами подтверждает актуальность финансового стимулирования службы в армии. По результатам посещения Уполномоченного на стендах во всех казарменных помещениях появился «телефон доверия», по которому специалисты аппарата готовы принять любую информацию о нарушениях в армии.
В 2011 году Уполномоченный неоднократно включался в работу по восстановлению права военнослужащих на материальное вознаграждение. Так, в ноябре - сентябре месяце на «телефон доверия» специалиста аппарата Уполномоченного, выделенный для связи с военнослужащими, поступило устное заявление от рядового Г., проходящего службу по призыву в батальоне материального обеспечения войсковой части с дислокацией в п. Каменка Выборгского района Ленинградской области. Из обращения следовало, что с сентября 2011 года и на момент обращения, заявителю и другим военнослужащим батальона не выплачивается денежное довольствие. Обращения заявителя к непосредственным начальникам подразделения с целью разъяснения ситуации положительных результатов не дали.
Учитывая, что заявитель и другие военнослужащие части подлежат увольнению с военной службы в декабре 2011 года, Уполномоченный обратился к руководителям военных ведомств округа и Министерства обороны с целью восстановления нарушенного права, для чего просил провести проверку, принять меры, в том числе и прокурорского реагирования. На момент увольнения военнослужащих, их право на денежное довольствие было восстановлено.

30 мая 2011 года Уполномоченный обратился к Заместителю министра обороны РФ Н. Панкову с информацией, полученной от правозащитных организаций и родителей призывников о планируемой в июне-июле 2011 года отправке призывников из Ленинградской области для прохождения воинской службы по призыву в войсковые части, дислоцирующиеся на территории Южного федерального округа, в частности, в городах Моздок, Махачкала и Владикавказ. В ответе Заместителя начальника Генерального штаба В.Смиронова подтверждено возможное оставление жителей области для прохождения воинской службы на территории региона, но и не исключается их направление и в части ЮФО по расчетам штаба Западного военного округа. Уполномоченный продолжит работу в 2012 году по обеспечению прохождения службы граждан, призванных из Ленинградской области, в пределах одного с призывом военного округа. (см.Приложение2.2)

Особое место в работе Уполномоченного занимает восстановление права на пособие ребенку военнослужащему.

К Уполномоченному обратилась гражданка В. с жалобой на задержку выплат пособия на ребенка военнослужащего за декабрь 2010 г. и январь 2011 г. Обращение в территориальное подразделение социальной защиты населения администрации Бокситогорского района Ленинградской области привело к восстановлению права на пособие, заявительнице задолженность погасили в феврале 2011 г.

03 марта 2011 года поступило письменное обращение гражданки Д. с жалобой на органы социального обеспечения Волосовского района Ленинградской области, которые, по мнению заявителя, нарушает право на назначение пособия на ребенка жене военнослужащего, проходящего службу по призыву согласно 82 –ФЗ. Было направлено обращение в Прокуратуру указанного района, деньги были выплачены.

Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области 17 февраля 2011г. вместе с представителями Роспотребнадзора и военной прокуратуры посетил полигон возле в д.Туганы Кингисеппского района. Жители близлежащих поселков пожаловались Уполномоченному на превышение уровня шума при уничтожении авиабомб. На момент посещения полигона ситуация с недовольством жителей регионов, в которых проводилась плановая утилизация боеприпасов, была достаточно критическая. Одним из первых, кто обратил внимание на эту проблему широкой общественности, СМИ стала Ленинградская область. Фактически в центре России, в ее европейской части происходило сокращение запасов боеприпасов накопленных военными. При этом был выбран метод подрыва боеприпасов на полигонах близ военных арсеналов. Недостаточная подготовленность, непривлечение гражданских промышленных специалистов, отказ от утилизации боеприпасов на производственных площадках военных заводов - все это привело к вибрации строительных конструкций, повышению уровня шума, гибели военнослужащего. И перед испытаниями (а военные предложили взорвать самую мощную авиационную бомбу, по утверждениям специалистов ее нельзя утилизировать иным способом, только подрывом), и сразу после, к вниманию Уполномоченного были подготовлены сообщения, графики, расчеты, показывающие практическую безопасность по поражающим факторам.
Замеры же, проведенные ФГУЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области», подтвержденные протоколом измерения уровня шума № 475-478 от 17.02.11, в присутствии начальника инженерной службы округа, показали, что во всех точках при проведении взрывных работ шум импульсный высокой энергии, максимальные уровни звукового давления, возникающие в момент подрыва боеприпасов типа НАР-5С и ФАБ-500, превышают ПДУ, установленные СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки» для территорий, на 10 и 17 дБ соответственно.
Эксперты сделали оговорку, что по результатам измерений от единичных взрывов нельзя в полной мере охарактеризовать их влияние на здоровье человека. После подведения итогов посещения, Уполномоченный обратился в командование Западного В.О. для принятия решения по уменьшению или полному отказу от утилизации военного арсенала на территории Ленинградской области. Либо перенесению этих мероприятий в менее заселенные районы или на промышленные предприятия, а при невозможности предусмотреть меры как инженерной защиты (шумозащитные экраны), так и отказа от производства взрывов в утреннее и вечернее время, выходные дни.



Независимо от воли Уполномоченного, Министром обороны было принято решение о приостановке утилизации боеприпасов до конца года, однако, накопленные арсеналы говорят о том, что с этой проблемой еще придется столкнуться. На взгляд Уполномоченного, утилизация боеприпасов проводилась военнослужащими по призыву, не специалистами, что могло привести к необоснованным травмам. За разъяснениями по этому вопросу Уполномоченный обратился к Министру обороны РФ и получил ответ, свидетельствующий о том, что военные участвуют в утилизации в составе сводных подразделений, состоящих из групп взрывных работ, такелажных и автомобильных подразделений. Подразделения комплектуются, в том числе, и военнослужащими по призыву, контрактниками. К проведению непосредственно подрывных работ привлекается только личный состав инженерных подразделений, прошедших специальную подготовку.
14 марта 2011 года Уполномоченным был внесен в Постоянную комиссию по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области проект изменений в 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» ч.1 ст.22 с целью увеличения минимального призывного возраста до 21 года. Данный законопроект рассматривался на комиссии законодательного собрания, был отклонен для дополнительной проработки.
22 апреля 2011 года Уполномоченным был внесен в Законодательное собрание Ленинградской области проект Федерального закона РФ «Об отцовском капитале», который был основан на Конституции РФ, общепризнанных принципах и международных нормах и предусматривал дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей за счет средств бюджета РФ и местных бюджетов. Проектом закона предусмотрено, что право на получение отцовского капитала возникает у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: отцы, воспитывающие без супруги более двух несовершеннолетних детей; отцы, призванные на воинскую службу; мужчины, исполнившие воинскую обязанность по призыву в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Сумма отцовского капитала предусматривалась в размере 170 тыс. рублей. Данный законопроект рассматривался на комиссиях ЗАКСа, однако поддержки не получил.

Уполномоченный 22 июня 2011 года в рамках совместной работы встретился на территории Ленинградской области с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Владимиром Лукиным. На встрече был представлен доклад по программе учебного курса «Основы правовых знаний», который успешно прошел в качестве эксперимента в школах Выборга. Также российский уполномоченный В. Лукин познакомился с работой офиса регионального Уполномоченного. Позже на Пискаревском мемориальном кладбище были возложены цветы, члены делегации почтили погибших во время ВОВ минутой молчания. Далее, после торжественной церемонии, силами командования внутренних войск было организовано посещение уполномоченными войсковой части внутренних войск, дислоцированной в г. Сосновый Бор Ломоносовского района Ленинградской области. В адрес Уполномоченного поступали жалобы на неуставные отношения между сослуживцами, нанесение побоев, в части было возбуждено 2 уголовных дела. В осмотре помещений части приняли участие и работники прокуратуры. Комиссия посетила столовую, казарменные помещения, церковь, военные отметили, что за последние 2 года в части не было зафиксировано ни одного преступления, а также случаев суицида и дедовщины. Вместе с военнослужащими и офицерами была обсуждена предстоящая реформа МВД и армии, была отмечена необходимость увеличения материального стимулирования службы, привлечения контрактников-специалистов высокой квалификации, что, несомненно, приведет к повышению престижа профессии, сделает ее конкурентоспособной. Все, что делается для армии, необходимо делать и для других важных и необходимых силовых ведомств, в том числе для МВД. Необходимо уравнять в правах МВД и Министерство обороны. Но это опять стратегическая задача, а в повседневной деятельности для внутренних войск (проходящих службу на атомных станциях) было важно повысить размер денежной компенсации военнослужащим, обеспечивающим безопасность объектов ядерной энергетики.



Эти расходы регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» № 909 от 31.12.2004 года, при этом денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в других городах и районных центрах не превышает 3600 рублей в месяц. Эти нормы для 2011 года явно устарели. Было предложено совместно Уполномоченным обратиться к Председателю правительства РФ с предложением об увеличении денежной компенсации, учитывая, что стоимость аренды жилого помещения в Ленинградской области составляет:

вид жилого помещения Минимум в среднем
1-комнатной квартиры 4500 рублей в месяц 6400 рублей в месяц
2-комнатной квартиры 5600 рублей в месяц 8100 рублей в месяц
3-комнатной квартиры 6980 рублей в месяц 8650 рублей в месяц

В течение 2-х дней по окончании совещания в Сосновом Бору, Уполномоченным был подготовлен и направлен в адрес федерального коллеги проект изменения вышеуказанного Постановления Правительства.
По поступившим жалобам в адрес Уполномоченного от военнослужащих срочной службы и их родителей по поводу отсутствия в части 3-х разового горячего питания и невозможности обеспечения солдат горячей водой, было организовано силами аппарата Уполномоченного комиссионное обследование подразделения Внутренних войск, расположенного в п. Лемболово Выборгского района. Указанная часть – учебная, в ней проходят подготовку будущие водители БТР, переподготовку прапорщики. Вместе с командованием внутренних войск, прокуратурой, была осмотрена столовая, разделочные цеха, проверены нормы ежедневного довольствия солдат. Жалобы на питание военные объяснили невозможностью готовить летом, так как в это время года на месяц столовая закрывается на ремонт и профилактику, поэтому, солдатам приходилось питаться на полевой кухне.

Рацион, калорийность пищи при этом не изменяются. Ремонт теплотрассы и профилактические работы на водоводе не позволили обеспечить горячим водоснабжением казармы и другие помещения. Уполномоченный проверил казармы, медицинскую часть, наличие лекарств. Участие в таких подготовленных мероприятиях, при которых ни офицеры, ни солдаты не задают вопросов, не жалуются на недостатки, которые наверняка есть, это не бесполезное занятие. Хотя, некоторые правозащитники утверждают, что это не имеет смысла. Конечно, трудно себе представить, что сразу нам расскажут обо всех случаях неуставных отношений, о всех проблемах части. Главная задача таких посещений - доказать ребятам, проходящим воинскую службу по призыву, офицерам, что есть еще один, действенный орган защиты права, государственный орган – Уполномоченный по правам человека - который способен привлечь внимание к проблеме, добиться ее решения. Именно для этого в каждой казарме есть телефон Уполномоченного, именно для этого происходит информирование населения о способах защиты прав, в том числе и через СМИ.
Поступают в адрес Уполномоченного жалобы на нарушение прав и от военных пенсионеров. В октябре поступило обращение от гражданина С., проживающего в Гатчинском районе Ленинградской области, получившего инвалидность в течение года после окончания военной службы, которому, в нарушение Федерального закона №52-ФЗ от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы», с 2009 года по настоящее время не произведены страховые выплаты в размере 25 окладов по закону. Таких граждан, по данным областного комиссара, проживает в Ленинградской области 61 человек. Инспекция страхового надзора сообщила, что договор страхования об обязательном государственном страховании жизни и здоровья В.С. РФ, заключен Министерством обороны и ОАО «Военно-страховая компания» с 2004 года по 2008 год. Уже в 2009 году Министерство обороны подобный договор заключило уже с ОАО «Росгосстрах». Таким образом, у первой страховой компании обязательства закончились, а у второй они не наступили, что нарушило право заявителей на гарантированные государством страховые выплаты.

Уполномоченным было подготовлено и направлено в адрес Заместителя Генерального прокурора – Главному военному прокурору С. Фридинскому обращение для проверки указанных обстоятельств. В настоящее время идет проверка ОАО «Росгосстрах» силами Генеральной прокуратуры. Уполномоченный держит на контроле ситуацию со страховыми выплатами военным пенсионерам. (см.Приложение 2.3)
В целях наиболее полной социальной защищенности военнослужащих, Уполномоченным было подготовлено изменение в Федеральное законодательство по вопросу исчисления пенсий. Законом РФ от 12.02.93 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусмотрен предельный размер пенсий за выслугу лет – 20лет -50 % соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 указанного Закона, а свыше 20 лет – за каждый год дополнительно 3% суммы денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм. В условиях, когда перечисленные в вышеуказанном законе категории граждан выходят на пенсию в предельных возрастах 50-55 лет и у них, как правило, нет возможности привлечения к высокооплачиваемой работе, недопустимо ограничение пенсий уровнем, указанным в законе, необходимо повышение предельного размера до 100 % от денежного довольствия. Данное изменение направлено для изучения органам управления Министерства обороны.
Работа с гражданами, общественными правозащитными организациями, для совместного и оперативного реагирования на все факты нарушений прав призывников, военнослужащих по контракту и призыву, офицеров, военных пенсионеров, будет продолжена. С целью защиты трудовых прав и повышения социальной защищенности гражданского персонала войсковых частей, в 2012 г. будет налажено сотрудничество с территориальной организацией профсоюза гражданского персонала В.С. РФ Западного военного округа.