Раздел 10. Взаимодействие со средствами массовой информации. Заключение.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 10. Взаимодействие со средствами массовой информации. Заключение.
В 2011 году возросла узнаваемость Уполномоченного, что привело к значительному увеличению обращений в его адрес. Этот процесс сопровождался планомерным и плодотворным сотрудничеством Уполномоченного и всех основных средств массовой информации по всех сегментах вещания: телевидение (региональные и федеральные каналы), информационные агентства, печатные издания, радио. Это сотрудничество взаимно, и складывается как из поступающих от СМИ материалов о нарушениях прав человека, так и представленных Уполномоченным журналистам. СМИ – это самый эффективный способ оповещения граждан и о событиях, и о принимаемых мерах оперативно. Постоянный контакт со СМИ дает возможность в кротчайшие сроки привлечь внимание к проблеме все органы регионального и муниципального управления, контролирующие органы.

Законом Ленинградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области» определен порядок взаимодействия со средствами массовой информации, учредителем или одним из учредителей которого является орган государственной власти. В Ленинградской области такими СМИ являются телекомпания «ЛОТ» и газета «Вести», которые всегда освещают деятельность Уполномоченного по защите прав граждан, не просто исполняя закон, но и проявляя гражданскую позицию.
Уполномоченный высоко ценит все возможности работы СМИ в восстановлении нарушенных прав граждан, и за отчетный период неоднократно встречался с корреспондентами информационных агентств «РИА Новости», «БалтИнфо», Газета.ру, «Регнум», «ИТАР-ТАСС», «Закс.ру», «Интерфакс», «Росбалт», «ИМА-пресс»,«РИА-новости»,«Диалог», «47 ньюс», радиостанций «Эхо Москвы», «Радио России», «Бизнес-ФМ», «Вести-ФМ», «Гардарика», телекомпаний «1 канал», «ТВ100», «НТВ», «Россия-Вести», «5 канал», Рен-ТВ, многих печатных изданий, в том числе «Коммерсант», «Деловой Петербург», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Известия», «Новая газета». Уполномоченный принимал участие в федеральных ток-шоу в качестве гостя на каналах «НТВ», «РЕН-ТВ» и «Россия».

Материалы о деятельности Уполномоченного освещают и многие районные СМИ. Среди них «Всеволожские Вести», «На Дороге жизни», «Колтуши», радио «Сосновый Бор», Всеволожская телекомпания, телекомпания R2, Кингисеппская районная газета. Стоит поблагодарить как все СМИ, так и в отдельности каждого журналиста, оператора, редактора, которые помогали освещать проблемы нарушения прав.
Все формы работы Уполномоченного поддержаны федеральными и региональными средствами массовой информации. Это проведение выездных мероприятий в больницах, колониях, войсковых частях; проведение «горячих линий»; совместные с прокуратурой, ГУВД, УФССП, УФСИН приемы граждан по вопросу восстановления прав; посещения муниципальных образований.
Были проведены прямые эфиры по темам Уполномоченного, пресс-конференции, даны интервью всем изданиям, обратившимся за комментариями. Кроме того, Уполномоченный регулярно принимал участие в мероприятиях, организованных СМИ: круглых столах, брифингах.



Один из инструментов получения быстрой информации - постоянно работающий интернет-ресурс Уполномоченного - сайт www.ombudsman47.ru, который несет серьезную профессиональную нагрузку по разъяснению положений законов, регулирующих полномочия и правила обращения к Уполномоченному, перечень мероприятий. На сайте есть советы юристов и иные важные сведения по работе в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Ленинградской области. На электронную почту Уполномоченного поступают информационные сообщения, жалобы, комментарии, необходимые для ежедневной работы. Инструмент современной коммуникации в 2012 году будет дополнен выходом в TWITTER, социальные сети.
За отчетный период в печатных, электронных СМИ и на телевидении вышло более двух тысяч сообщений о деятельности Уполномоченного. Пресса активно освещала не только «громкие» истории, но и частные вопросы, касающиеся прав защиты человека – многодетных, чернобыльцев, пенсионеров, инвалидов.

Все средства массовой информации, работающие не только на территории Ленинградской области, но и в Санкт-Петербурге, и на федеральном уровне, поддерживают инициативы Уполномоченного совместной работой, присутствуя на каждом выезде Уполномоченного в районы Ленинградской области. Некоторые совместные со СМИ посещения вызвали негативную реакцию у принимающей стороны.

Так Уполномоченный получил отказ от командования Западного военного округа на участие журналистов в освещении проблемы детского сада в закрытом военном городке п. Каменка Выборгского района. Посещение этого закрытого ото всех учреждения Уполномоченным было отложено до устранения препятствий к посещению детского сада представителями СМИ. Неожиданно с такими же препятствиями встретился Уполномоченный и при организации посещения части внутренних войск в п. Лемболово, но, к чести командования, спорные вопросы были улажены за 24 часа. Все средства массовой информации, изъявившие желание посетить закрытую часть, были допущены без ограничений. Необходимо отметить, что вся работа Уполномоченного строится, и будет строиться на прозрачности, открытости, доступности информации.

Объективное освещение и открытость - единственный путь сгладить недоверие матерей к военноначальникам, призывников к армии, граждан к чиновникам. На все значимые мероприятия по защите прав граждан с участием Уполномоченного будут всегда приглашаться журналисты.

С журналистами у Уполномоченного сложились конструктивные рабочие отношения, которые позволяют совместными усилиями восстанавливать права граждан. Следует отметить, что много обращений к Уполномоченному поступает через представителей прессы – жители области, зачастую, не веря в государственные органы, обращаются прямо к СМИ.

25 мая 2011 года Уполномоченный обратился к Председателю Законодательного собрания Ленинградской области с предложением рассмотреть вопрос обращения к Государственной думе с законодательной инициативой «О внесении изменений в статью 12» Федерального закона «О полиции». Предлагалось внести в часть 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900) изменение, дополнив ее пунктом 1.1. следующего содержания: «1.1.) осуществлять проверку сообщений о преступлениях, опубликованных средствами массовой информации, принимать по таким сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации».
Основой для формирования позиции по этому вопросу стали постоянные сообщения СМИ о фактах противоправных действий, совершаемых государственными и муниципальными служащими. Фактов о привлечении редакторов, корреспондентов печатный изданий, радио -,теле- и интернет ресурсов к уголовной ответственности по статье 129,130 УК РФ нет, а это может свидетельствовать или о том, что в публикуемых материалах - правда, тогда непринятие мер к фигурантам публикаций - это уничтожение авторитета государства, а если ложь - то вседозволенность «четвертой власти», что также недопустимо. Помимо указанных изменений закона «О полиции» предлагается включать в контракты на замещение государственной должности для всех муниципальных и государственных служащих требование работодателя об обязании последнего всегда обращаться в суд за опровержением порочащих сведений или решения этого вопроса во внесудебном порядке.

В таких процессах уместно, что у государственных служащих должна быть презумпция невиновности, и доказательство правдивости сведений должно доказывать средство массовой информации. Это существенным образом повлияло бы на доверие общества к власти.

Все до одного обращения, которые поступили к Уполномоченному по каналам СМИ, регистрируются, оформляются и принимаются к работе в соответствии с законом.

В 2012 году будет продолжена большая совместная работа со средствами массовой информации, а по результатам 2011 года состоится награждение журналистов, освещавших деятельность Уполномоченного и права человека. Конечной целью такой работы является построение гражданского общества.

Задачи 2012 года будут дополнены работой с Законодательным собранием по законодательным инициативам 2011 года, упомянутым в настоящем докладе, а также новыми, направленными на усиление ответственности чиновников регионального и муниципального уровня, как по срокам ответа, так и на соответствие ответа заданному вопросу. Это не всегда совпадает. Такие инициативы готовы.

По-особенному выстраиваются отношения с Уполномоченным по правам ребенка. Предметы ведения обоих Уполномоченных, установленные региональными Законами и Постановлениями в отношении детей, практически одинаковы и направлены на максимальное удовлетворение и защиту прав ребенка, что справедливо. Однако это и порождает конкуренцию в этой сфере, так как граждане, не выделяя приоритетов, направляют свои обращения обоим защитникам. Дискуссия в аппарате ЗАКСа о порядке работы с обращениями, направленными на защиту прав детей, в 2011 году закончилась взвешенным решением, основанным на законе. Каждый из Уполномоченных занимается поступившими в его адрес обращениями, как от СМИ, так и непосредственно от заявителей. Есть федеральная практика, которая применима к взаимоотношениям Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в регионах.

В Московской области Уполномоченный по правам ребенка работает в составе государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» и пользуется налаженными деловыми контакты с министерствами и ведомствами, коллегиальными органами, учреждениями и организациями субъекта. В других субъектах это отдельный государственный орган, работа которого строится на основании регионального закона. В Ленинградской области Уполномоченный по правам ребенка в составе Правительства. В любом случае количество должно перерастать в качество.
Кроме того, Уполномоченным в 2012 году будет предложено изменение самого Закона «Об уполномоченном по правам человека в Ленинградской области». Практика закона показывает, что для полноценной работы Уполномоченного должен быть только один срок, на который его следует выбирать. Это может быть 7 лет, но только один раз, дающий возможность максимально сконцентрироваться на работе, без необходимости постоянно оглядываться на свое будущее трудоустройство. Кроме этого, допустимо, в первые шесть месяцев по окончанию работы Уполномоченным, получать средний оклад по должности, в случае невозможности трудоустройства. Изменения могли бы коснутся и порядка выбора Уполномоченного. Для более широкого и объективного общественного участия в обсуждении претендентов, подбора более достойного кандидата, допустить правозащитные организации, общественные объединения, в том числе партии, к процессу выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области.
В 2012 году будет продолжена работа с федеральными службами: налоговой, пенсионным фондом, антимонопольной службой, которые проявили заинтересованность в сотрудничестве, региональными подразделениями жилищной комиссии. Массовое участие этих ведомств в возникновении прав и обязанностей граждан – особая ответственность чиновников на местах. Представители Уполномоченного в районах ведут работу на улучшение обслуживания населения. Особое место в деятельности Уполномоченного занимают экологические организации, практика совместной работы с которыми находится в стадии развития.

Приложение 1. Характеристика военнослужащих по призыву.

Проживавшие в городских поселениях – 55 %

Более 70% военнослужащих срочной службы русские.

Количество военнослужащих воспитывавшихся в неполных семьях (33,6%).
воспитывались без отца 27,62%
воспитывались без матери 3,1%
воспитывались без родителей 2,9%
Наличие военнослужащих, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, а так же имевших приводы в органы внутренних дел.

По асоциальному поведению:
злоупотребляли алкоголем 4,2%
употребляли наркотики и токсические вещества 3,6%
имели приводы в милицию 6,9%
имели судимость 1,6%

(6,9%) военнослужащих до призыва имели приводы в милицию за различные нарушения общественного порядка.
Прогнозируются самовольные оставления частей, несоблюдение субординации, нарушения уставных правил взаимоотношений.

Имели судимости 1,6%военнослужащих.

4,2% военнослужащих заявили о частом употреблении спиртных напитков до призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации.

3,6% военнослужащих призыва имеют опыт употребления наркотических и токсических веществ.

Учитывая факт, что латентный уровень наркотизации несколько выше, реальное количество военнослужащих, скрывших факты употребления наркотических веществ до призыва предположительно в 2 раза больше, чем фиксируется в статистике и может составлять до 7 % от общего числа призванных.
5,8% военнослужащих открыто заявили об отрицательной мотивации к службе.

Количество преступлений, совершенных военнослужащими.
В категории военнослужащих срочной службы доминируют правонарушения в сфере межличностных отношений военнослужащих (40%), уклонения от военной службы (16%), преступные деяния в отношении гражданских лиц (14%).
В общей структуре преступности доминируют преступления, связанные с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, которые составляют 45% от общего количества преступлений.
Острой проблемой остаются преступления, связанные с самовольным оставлением военнослужащих воинских частей. Уклонения военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы в общей структуре правонарушений составляют 13%.