Раздел 1. Введение. Статистика обращений. Формирование структуры.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 1. Введение. Статистика обращений. Формирование структуры.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области в 2011 году подготовлен в соответствии с положениями статьи 6 Закона Ленинградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области», принятым Законодательным собранием Ленинградской области 23 декабря 2009 года.
Доклад содержит описание деятельности Уполномоченного по правам человека (далее по тексту - Уполномоченный) за период с 1 января по 31 декабря 2011 года. Основной целью доклада является привлечение постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, всех должностных лиц, широкой общественности к проблемам соблюдения и конституционных прав и свобод человека и гражданина, жителя Ленинградской области.
Настоящий доклад является вторым ежегодным документом Уполномоченного – важнейшей формой реагирования на проблемы, выявленные в процессе работы. 2011 год, для становления столь важного инструмента взаимодействия общества и власти стал определяющим, показал способность и возможность ведения результативного диалога при решении конкретных задач защиты прав, как отдельного человека, так и группы лиц. Сформирована атмосфера доверия населения, расширено понятие социальной, общественной ответственности чиновников, участвующих в повседневной жизни человека и гражданина.
Статья 1 закона Ленинградской области «Об Уполномоченной в Ленинградской области» определила основную задачу Уполномоченного - усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение соблюдения и уважения прав, свобод и достоинства человека и гражданина органами государственной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Основным инструментом работы Уполномоченного стали письменные обращения граждан, результаты их рассмотрения, информация, поступающая из органов государственной власти, статистические данные, анализ публикаций в СМИ. Кроме этого, по-хорошему заработали «горячие» линии, организуемые аппаратом Уполномоченного, совместные приемы граждан с руководителями федеральных органов власти, посещения муниципальных образований первого уровня вместе с руководителями администраций муниципальных районов, правительства Ленинградской области, специализированных ведомств. Особое значение и содержание в 2011 году приобрела работа с прокуратурой Ленинградской области, которая поддержала практически все направления деятельности Уполномоченного. Сложилось деловое сотрудничество с Роспотребндзором, УФМС, трудовой инспекцией, профсоюзами. Заметное влияние на общественную жизнь в муниципальных районах приобрела деятельность общественных помощников Уполномоченного, людей с активной жизненной позицией, профессионалов.

Уполномоченный выражает признательность всем, кто направил в его адрес свои предложения по вопросам настоящего доклада и предложения на 2012 год, что придало полноту и объективность публикуемому материалу.

Доклад будет направлен Губернатору Ленинградской области, в Законодательное собрание Ленинградской области, прокурору Ленинградской области, председателю Ленинградского областного суда, Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области и руководителю Следственного управления СК РФ по Ленинградской области.

Согласно ст. 6 закона Ленинградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области», сокращенный доклад публикуется в Ленинградской областной газете «Вести», его полная версия издается отдельной брошюрой и размещается на официальном сайте Уполномоченного.

Ленинградская область – территория со стабильно растущей экономикой, входящая в первую пятерку лидеров по социально-экономическому развитию и инвестиционной привлекательности. Стабильность и поступательность в развитии региона обеспечивается совместной слаженной работой органов власти: Губернатора и Правительства Ленинградской области, Законодательного собрания, муниципальной власти всех уровней, определяющих цели и стратегию успеха. Развитие промышленного производства, сельского хозяйства, расширение возможностей социальной сферы – вот приметы 2011 года для Ленинградской области.

В 2011 году в адрес Уполномоченного поступило на 22 % (442) письменных обращений больше, чем в 2010 году, и дополнительно 100 обращений по «горячим линиям», при этом традиционно география обращений захватывает практически все районы Ленинградской области. Наибольшее количество жалоб поступает из густонаселенных районов, территориально примыкающих к границе Санкт-Петербурга: Всеволожского (20% от всех поступивших обращений), Гатчинского и Выборгского (10% от поступивших обращений). В 2011 году увеличилось количество обращений из Лужского и Ломоносовского муниципальных районов в 3,5 раза, что свидетельствует о недостаточно благополучном состоянии дел в муниципальном управлении. Тематика обращений осталась прежней, при этом заметно снизилось количество жалоб в сфере предоставления жилья, при общем увеличении в разделах судебной защиты, работы органов ЖКХ, органов внутренних дел. По районам области: 3% обращений поступило из Бокситогорского, Волховского, Кингисеппского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского, Сланцевского муниципальных районов и г. Сосновый Бор; около 5% обращений поступило из Волосовского, Киришского, Приозерского муниципальных районов; 8% - из Выборгского Гатчинского, Ломоносовского, Лужского муниципальных районов, 17% обращений пришлось на Всеволожский муниципальный район, 12 % на г. Санкт-Петербург. (см. Приложение)


ГРАФИК 1

Из поступивших обращений:
Право на доступное образование. Правовое просвещение в сфере прав человека – 2 %
Право на социальное обеспечение. Медицинское обслуживание – 23 %
Право на труд, соблюдение прав граждан в сфере занятости – 4 %
Предоставление жилья. Долевое участие в жилищном строительстве. Право на безопасную среду. ЖКХ. Тарифы – 24 %
Миграционный учет. Таможенное оформление – 2 %
Защита прав призывников, военнослужащих по призыву и контракту – 9 %
Квалифицированная юридическая помощь. Судебные решения. Исполнительное производство – 25 %
Действия (бездействия) сотрудников правоохранительных органов. Вопросы соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы. Контроль за оборотом наркотиков – 11 %
(см. Приложение)

ГРАФИК 2

Особенностью 2011 года стало поступление существенного количества коллективных обращений от групп граждан, объединенных общими проблемами, что говорит как о возрастании роли гражданского общества, гражданских объединений в поиске решения повседневных проблем, так и о глобальном (в масштабах социальных групп) характере стоящих перед ними задач. Появились обращения на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной думы РФ и Законодательного собрания Ленинградской области, однако эти обращения поступали в адрес Уполномоченного, как правило, электронным путем, анонимно, и были оставлены без рассмотрения. В 2011 году Ленинградский областной суд рассмотрел 29 дел этой направленности. Как правило, это иски о признании протоколов участковых комиссий об итогах голосования недействительными и признании итогов голосования недействительными. Рассмотрение этих дел судом и принятие решений – единственный законный способ дать оценку состоявшимся политическим баталиям.

Активизация деятельности Уполномоченного в войсковых частях, призывных пунктах, отразилась и на количестве обращений военнослужащих, членов их семей, призывников, а также на объеме участия Уполномоченного в решении социальных задач. Коллективные обращения из вооруженных сил, рассмотренные Уполномоченным, касались массовой неуплаты денежного довольствия военнослужащим по призыву, неуставных отношений в частях, повышения уровня пенсий, обеспечения страховых выплат. Все обращения были оформлены подписями большого круга лиц, права которых, в большей части, после обращения Уполномоченного в органы управления Западной группы войск, Министерства обороны, были восстановлены.
В конце 2011 года Уполномоченным приобретена, а в начале 2012 года начала функционировать «юридическая лаборатория» - микроавтобус на 7 человек, способный со всеми необходимыми специалистами прибыть в любую точку Ленинградской области и, независимо от муниципальных органов, провести проверку обращений граждан. Принцип, заложенный в начале становления нового государственного органа для Ленинградской области - Уполномоченного по правам человека: «не Вы к нам, а мы к Вам», продолжает реализовываться. На всей территории области достаточно успешно работает институт общественных представителей Уполномоченного, который функционирует в районных центрах, а с появлением «юридической лаборатории», помощь Уполномоченного смогут получить в любых населенных пунктов региона.
Главная задача в работе Уполномоченного - обеспечить взаимное согласие, уважение между гражданином Ленинградской области и органами управления муниципального и регионального уровня. Это согласие, уважение может быть основано только на законе, одинаковом для всех. Чем больше власть говорит с людьми, тем больше люди понимают власть. Надо обязательно рассказывать о проблемах, путях и сроках решения этих проблем. Только открытый и честный диалог способен сблизить человека и власть, помочь власти обрести доверие у населения. В Ленинградской области доверие есть.

Эффективность работы Уполномоченного в 2011 году была повышена путем заключения соглашений с федеральными государственными органами, правозащитными организациями. Так, для совершенствования методов оценки состояния правозащитной деятельности, расширения областей сотрудничества, было заключено соглашение с центром «Стратегия», руководитель Центра провел теоретические и практические занятия с общественными помощниками Уполномоченного на тему: «Конституционные права – основа и способы защиты».
Подписанное соглашение с Роспотребнадзором нашло практическое применение при изучении ситуации с холодным водоснабжением во Всеволожском районе (д. Новое Девяткино), где специалисты контроля проверили качество питьевой воды, при проверке Всеволожского детского дома – анализ качества продуктов. Особое место заняло соглашение с Трудовой инспекцией и работа по восстановлению права на своевременное получение вознаграждения за труд на сложном предприятии ОАО «Невский завод «Электрощит», имеющий наибольшую задолженность по заработной плате в 2011 году (2,7 млн. рублей перед 138 работниками). Предложение Уполномоченного о сотрудничестве с Ленинградским областным судом осталось без ответа, а на направленный в ФРС по Ленинградской области проект соглашения получил отрицательное заключение, при этом заместитель руководителя сообщил о возможном сотрудничестве по отдельным совместным направлениям. Уполномоченный будет пользоваться любой возможностью обсуждения нарушенных прав граждан в любом формате.



В 2011 году Уполномоченный участвовал в ряде рабочих встреч, совещаний, конференций направленных на совершенствование работы с федеральными государственными органами и структурами, региональными и муниципальными органами власти, присутствовал на заседаниях Законодательного собрания и Правительства Ленинградской области. Уполномоченный и сотрудники его аппарата входят в состав различных комиссий Правительства Ленинградской области, принимают участие в плановых мероприятиях профильных комитетов Правительства Ленинградской области, рабочих группах, заседаниях Законодательного собрания, антинаркотической комиссии и Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции.
Особое место во взаимодействии занимают коллегии, где Уполномоченному можно не только детально познакомиться со спецификой работы, достижениями и недостатками, но и довести суть обращений граждан по направлениям деятельности. Уполномоченный принял участие в коллегии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на которой рассматривались вопросы улучшения оказания медицинской помощи осужденным, их привлечение к труду и учебе. Выступал Уполномоченный и на коллегии Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при рассмотрении проблем миграционного законодательства, и на коллегии Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре, управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области. Однако это не стало системой для других властных структур, так от комитетов Правительства, Прокуратуры Ленинградской области, ГУВД, управления ФСКН на проводимые отчетные мероприятия, Уполномоченным приглашения получены не были.
В 2012 году будет продолжена работа на наращивание возможностей по доведению до более широкого круга сотрудников ведомств направлений деятельности и конкретных дел Уполномоченного. В 2012 году участие Уполномоченного в коллегиях структурных подразделений правительства Ленинградской области надо закрепить законодательно, постановлением Правительства. Коллегии комитетов должны приобрести публичные формы с обсуждением, а не только выражать мнения «самих о себе».

Кроме того, в начале 2011 года Уполномоченным были направлены в аппарат Правительства предложения по форме рассмотрения и подготовки заключений Уполномоченного на проекты Постановлений и проекты Законов Ленинградской области, касающиеся прав и обязанностей граждан. На конец года формы сотрудничества, порядок ознакомления с указанными документами предложен к рассмотрению не был, возможность заранее знакомится с нормативными актами до заседаний Правительства Ленинградской области и Законодательного собрания у Уполномоченного отсутствует, что не позволяет оперативно высказывать и защищать свою правовую позицию.

Уполномоченный принимал участие в заседаниях Координационного совета при Управлении юстиции Российской Федерации Ленинградской области, задача которого обеспечение единых стандартов защиты прав человека, устранение законодательных пробелов, формирование институтов оказания бесплатной юридической помощи населению, эффективный контроль конституционных норм.

21 февраля 2011года Уполномоченный принял участие во встрече с Верховным комиссаром ООН по правам человека Нави Пиллэй, которая прошла в Санкт-Петербурге в ходе официального визита комиссара в Российскую Федерацию. Во встрече приняли участие Уполномоченные по правам человека со всех регионов России, а также Уполномоченный РФ Владимир Лукин.



Так же 18 мая 2011 г. Уполномоченный принял участие в Координационном Совете российских Уполномоченных по правам человека по теме "Защита прав военнослужащих, а также формирование позитивного образа вооруженных сил РФ" в Москве. Уполномоченный выступил с инициативой увеличения призывного возраста до 21 года, переподчинения военной медицины от командира к руководителям окружных госпиталей, увеличения пенсии военным пенсионерам. На совете присутствовал и выступил с докладом Заместитель министра обороны Николай Панков, а также представители Министерства обороны, ответственные за вопросы здравоохранения и жилищной политики в ведомстве.
16 декабря 2011 г. Уполномоченный принял участие в Координационном совете российских уполномоченных по правам человека (Москва) по проблемам и перспективам взаимодействия федерального и региональных уполномоченных со Следственным комитетом РФ и его территориальными подразделениями. Председатель СК РФ А. Бастрыкин ответил на вопросы региональных уполномоченных. На совете Уполномоченный представил законодательную инициативу о возмещении государством компенсации потерпевшим в уголовных делах при возмещении ущерба (потеря кормильца, тяжкие увечья). Координационный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации позволяет закрепить сотрудничество на уровне уполномоченных в субъектах РФ, встречаться с органами управления федерального значения, министрами, проводить работу по координации деятельности, выработке рекомендаций для улучшения правового обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с соглашением, подписанным с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге, проведены два совместных мероприятия: приглашен и принял участие в совещании по обеспечению стока воды в д. Новое Девяткино Уполномоченный А.Козырев, проведен совместный прием садоводов.

Действенным механизмом укрепления сотрудничества оказалось проведение совместных приемов граждан с руководителями федеральных органов власти: Прокурором Ленинградской области, Руководителем УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, руководителем ФССП по Ленинградской области, ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Не обладая правом законодательной инициативы, Уполномоченный, через Комиссию по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области, внес предложения об изменении федерального законодательства: «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ»; в статью 15 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ужесточающие санкции за несвоевременный ответ гражданину по его обращению; «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции» - об обязании направлять из учреждений здравоохранения информацию о травмах насильственного характера в органы полиции.

В почте Уполномоченного оказалось и обращение по вопросам деятельности ГИБДД, когда в феврале месяце 2011 года при поврежденном автомобиле в результате ДТП, гражданин К. был вынужден находиться на месте происшествия около 8 часов, ожидая прибытия экипажа ДПС. Этот случай стал основой для подготовки правового акта о регламентации нормативов ГИБДД, норме времени на обслуживание одной аварии. При рассмотрении этого обращения было установлено и отсутствие надлежащего зимнего содержания автомобильной дороги на участке КАД - Скотное, на что обращено внимание соответствующих структур Правительства Ленинградской области. На основании анализа состояния дорожного покрытия и отсутствие элементов безопасности Уполномоченным было направлено обращение в Прокуратуру Ленинградской области о нарушении ФЗ «О безопасности дорожного движения». Ненадлежащее исполнение своих обязанностей по нанесению горизонтальной разметки были установлены в результате совместных проверок с Волховской городской прокуратурой, Прокуратурой Ломоносовского района. По результатам приняты меры.

Важность этой проблемы трудно переоценить. Рядом со школой всегда, не только весной, должны быть четко, как это написано в законе, обозначены пешеходные переходы, должна более активно вестись работа по обустройству пешеходных дорожек в малых городах Ленинградской области. За 12 месяцев 2011 года на территории региона зарегистрировано 316 дорожно-транспортных происшествия с участием детей, в результате которых ранено 347 детей, из них 62 ребенка пострадали по собственной вине, 13 детей погибло. 28 ДТП произошло на пешеходном переходе, в которых 1 ребенок погиб, 28 получили ранения, 2 по собственной вине.

В мае месяце поступили жалобы из д. Ящера Лужского района об отсутствии транспортной доступности населенных пунктов. Причиной стал разрушенный бесхозный мост через реку Ящера. По обращению Уполномоченного Лужским городским прокурором был предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц об обязанности произвести паспортизацию искусственного сооружения (моста) и приведения моста в состояние, соответствующее техническим требованиям. Исковые требования прокуроров были удовлетворены.





По результатам рассмотрения обращений, аппарат Уполномоченного дополнительно провел «горячую линию» по вопросам транспортной доступности. Населенные пункты Любань, Красный Бор, Усадище в Тосненском районе, Крючково в Тихвинском районе, Малая Ящера в Лужском районе, Вожголово в Сланцевском районе, Минсары во Всеволожском районе – места, где нарушено право гражданина на свободное передвижение по территории России, установленное ст. 27 Конституции РФ. Часть дорог находится в собственности муниципальных образований, часть в собственности Ленинградской области. По всем поступившим обращениям Уполномоченным направлены сведения в органы государственного управления для принятия мер.

По обращениям граждан в адрес Уполномоченного о фактах незаконного завладения землей в Ленинградской области была 2 марта 2011 года проведена «горячая линия», на которую обратилось несколько человек с жалобами на рейдерский захват земельных участков в «Войсковицах», «Новом Свете» (Гатчинский район) и «Ручьях» (Всеволожский район). В дальнейшем вышеуказанные обращения не были подтверждены документально.

В ноябре 2011 года был сформирован и на базе ФСИН провел свое первое заседание общественно-экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области, дополнительный институт формирования направлений и политики правозащитной деятельности Уполномоченного.

Продолжилось формирование института общественных помощников во всех муниципальных районах Ленинградской области. Задачами общественного помощника является содействие в беспрепятственной реализации прав человека и гражданина, изучение и анализ общественного мнения, настроений граждан, их позиции по вопросам общегосударственного, регионального и местного значения и подготовка предложений и мероприятий по решению актуальных проблем. К функциям общественных помощников относится информирование населения о работе Уполномоченного и его аппарата, изучение и обобщение предложений граждан о наиболее острых общественных проблемах, характерных вопросов, содержащихся в обращениях граждан, разъяснение гражданам их прав и способов их защиты. Все руководители муниципальных районов, города Сосновый Бор, обеспечили помощников всем необходимым для полноценной работы: местом для приема граждан, участия в установочных совещаниях, рассматривают обращения помощников, содействуя восстановлению нарушенных прав граждан. Выбранный алгоритм организации деятельности государственного органа – Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области - через общественных представителей, дал возможность в более короткие сроки и эффективнее заработать механизму защиты прав граждан на местах. Принцип «не Вы к нам, а мы к Вам» работает. Общественные помощники – люди творческие, обладающие авторитетом в районах.

Особую признательность за организацию правозащитной работы Уполномоченный выражает общественным помощникам Бокситогорского района Е. Дрындиной, Кировского района В.Устиновой, Подпорожского района М.Сергеевой, Лужского района А.Гуцулову и всем, кто участвует в этом благородном деле защиты прав человека, искренне благодарит остальных общественных помощников, которые с интересом включились в работу. Уполномоченный выражает благодарность главам муниципальных районов, городского округа Ленинградской области, политическим партиям, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру за содействие и создание условий работе общественных помощников и подборе квалифицированных специалистов.