Военная служба. Часто задаваемые вопросы

Кто освобождается от призыва на военную службу?


От призыва на военную службу освобождаются граждане:

- признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

- проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

- прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

- имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;

- являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

- отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

- в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кто имеет право на отсрочку от призыва?


Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

- признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;

- занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

- являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

- имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;

- имеющим двух и более детей;

- имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;

- поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях;

- имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

- избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, – на срок полномочий в указанных органах;

- зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии – до дня выбытия включительно.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

А) обучающиеся по очной форме обучения в:

1. Имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

2. Имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

3. Имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

4. Имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

5. Программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, – на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

6. Программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, – на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

7. Программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

- первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем 2 настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами 6 или 7 настоящего подпункта;

- первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем 6 настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем 8 настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;

восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении, не увеличивается;

Б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;

В) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;

Г) получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, – на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации.

Что такое альтернативная гражданская служба?


В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», альтернативная гражданская служба это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации разрабатывает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы (далее – перечни), и утверждает их ежегодно, до 1 марта (Постановление Правительства РФ от 11.12.2003 № 750 «Об организации альтернативной гражданской службы»).

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.(ст. 4 Закона).

При этом срок альтернативной гражданской службы для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев. (ст. 5 Закона).

В каких случаях призывник имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой?


Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее - Федеральный закон). Согласно указанному Федеральному закону лица призывного возраста, в случае, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, если они относятся к коренному малочисленному народу, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами, вправе лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки подачи заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

- до 1 апреля – для граждан, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;

- до 1 октября – для граждан, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

Важно отметить, что призывники, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. Решение призывной комиссии объявляется гражданину на заседании комиссии ее председателем. По требованию гражданина ему должна быть выдана копия решения, в том числе и в целях реализации права на его обжалование.

В каких случаях призывник признается «уклоняющимся от призыва»?


Правовое регулирование призыва граждан на военную службу осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 31 данного закона в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительной причиной в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является:

–заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах этих лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

– иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Я не согласен с результатом медицинского освидетельствования при призыве меня на военную службу. Как обжаловать это решение?

Согласно части 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565), в соответствии с пунктом 8 которого, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (ВВК) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

Если решение уже вынесено на заседании призывной комиссии, его можно обжаловать в призывной комиссии субъекта Российской Федерации или в суде.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии – в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (статьи 28, 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»).

Кроме того, при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574, за счет средств гражданина и в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым согласно законодательству Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином.

Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпало по своим выводам с ранее вынесенным заключением военно-врачебной комиссии или призывной комиссии, назначается проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования.

В случае если на момент получения военным комиссаром (начальником отдела военного комиссариата) заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет завершена, заключение независимой военно-врачебной экспертизы рассматривается при освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы следующей призывной комиссии.

При обжаловании результатов медицинского освидетельствования в период призывной кампании, важно иметь в виду, что призывные мероприятия в отношении гражданина приостанавливаются только в случае направления жалобы в призывную комиссию субъекта Российской Федерации (призывную комиссию города Москвы) или в суд. Жалобы, направленные в другие государственные органы (органы прокуратуры, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в городе Москве и др.) не приостанавливают призыв в отношении гражданина.

Права ли призывная комиссия, которая вынесла решение об отказе мне в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по причине пропущенного срока подачи заявления, даже не выяснив причины пропуска?

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ), граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете в следующие сроки, установленные частью 1 статьи 11 вышеназванного Закона:
- до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
- до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 113-ФЗ призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления.

Однако пропущенный срок может быть восстановлен как в досудебном порядке, так и судом.

В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 17.10.2006 № 447-0 «По жалобам граждан Жидкова Михаила Александровича и Пильникова Олега Сергеевича на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», статья 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл статьи 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», выявленный Конституционным судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, выраженных в сохраняющем свою силу постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Пропуск срока подачи заявления не может являться безусловным основанием для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Призывная комиссия как правоприменительный орган при наличии уважительных причин пропуска подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может восстановить пропущенный срок.

Нормативный перечень таких причин отсутствует. Они определяются в каждом конкретном случае членами призывных комиссий или судом, куда призывник может обратиться при несогласии с решением комиссии.


Задайте свой вопрос


      (политика конфиденциальности)