Трудовая миграция порождает проблемы, и их нужно активно решать

1078
В пятницу, 14 июня Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов принял участие в заседании круглого стола Общественной палаты Ленинградской области на тему: «Трудовая миграция в Ленинградской области: преимущества и проблемы. Пути решения проблем».

С развёрнутой информацией выступил заместитель начальника УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Д.Г. Никифоров. Добротный фактический и цифровой материал представил начальник отдела специальных программ и трудоустройства комитета по труду и занятости населения Ленинградской области В.А. Чукардин. Дополнила выступавших председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Ленинградской области А.К. Елистратова.

В выступлениях звучало, что Россия занимает второе место в мире по объёму трудовой миграции после США. Особенностью нашей страны является не только увеличение миграции на законном основании, но и большие масштабы нелегальной трудовой миграции. По оценкам экспертов, количество нелегальных мигрантов примерно равно количеству мигрантов, находящихся в стране на законном основании.

На определённом этапе экономического развития существует объективная необходимость привлечения иностранных работников. Но сегодня мигранты уже перестали служить государственным интересам, поскольку спрос на рабочую силу может быть удовлетворён внутри страны. Поэтому мигранты начинают служить интересам корпораций, заинтересованных в минимизации издержек. Для общества данная ситуация ведет к росту социальной напряженности. Опыт других стран показывает, что иностранные граждане, как правило, не проникаются культурой той страны, в которой работают, что они потеряны для её культуры. Из этого следует важный вывод – привлечение иностранных работников имеет стратегический смысл только в случае их ассимиляции, постепенного приобщения к культуре страны проживания. Если этого не происходит, то социокультурный кризис неизбежен. К сожалению, в России сиюминутные экономические цели пока превалируют над здравым смыслом и фундаментальными ценностями.

Несмотря на огромные объёмы привлечения иностранной рабочей силы, миграционная политика в Российской Федерации неэффективна. Это касается регулирования объёма легального привлечения мигрантов. Механизм квотирования громоздкий, активизировалась торговля квотами и коррумпированность чиновников. Из регулятора рынка труда механизм квотирования превращается в его дестабилизатор. Основные причины неэффективности современной миграционной политики – это несовершенство институциональной структуры управления, чрезмерная бюрократизированность, негибкость, непрозрачность применяемого механизма квотирования и значительная коррумпированность миграционной сферы.
Это оценка состояния системы в целом по стране. Здесь участники круглого стола констатировали факты, ссылались на авторитетные мнения, статьи и официальную статистику. Но выводы и предложения должны были относиться к Ленинградской области. И они, конечно, были.

Прежде всего, было отмечено существенное отставание области от Санкт-Петербурга в части современного информационно-медицинского обеспечения. В Ленинградской области отсутствует программный продукт для проверки подлинности медицинских заключений, отсутствует единая база и ответственный орган. Это означает, что у мигрантов в области есть возможность пройти медицинскую комиссию, перебирая одно лечебное учреждение за другим. После нескольких отказов по причине какого-либо заболевания, в отсутствие единой информационной базы, настойчивые мигранты где-нибудь, но находят для себя положительную справку, подлинность которой просто проверить нет возможности. При этом в связи с плохими условиями проживания, крайне недостаточным питанием, изменением климата, высокой трудовой физической нагрузкой, отсутствием медицинского наблюдения среди мигрантов очень высокая заболеваемость различными недугами, среди которых на первом месте туберкулёз. В соседнем же субъекте система работает более 4-х лет. Вопросы хранения врачебной тайны и защиты персональных данных вполне урегулированы.

В своём выступлении Сергей Шабанов предложил участникам круглого стола внести в проект Рекомендации Общественной палаты:

- ходатайство в Государственную Думу о внесении изменений в федеральное законодательство в целях обеспечения привлечения в страну исключительно КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ специалистов, внедрения системы подтверждения квалификации на территории нашей страны до приёма на работу;

- предложение Губернатору Ленинградской области принять программу возрождения на территории Ленинградской области профессионального обучения по принципу ПТУ. Области, как и Санкт-Петербургу, катастрофически не хватает квалифицированных рабочих, в том числе и среди коренных жителей. Большая часть мигрантов регистрируются как разнорабочие и позднее приспосабливают свои навыки к полученной работе. Обучение в таких училищах по той или иной программе должно стать обязательным для большинства трудовых мигрантов. Для этого необходимо и федеральное решение об обязательности такого образования, заключения договоров на обучение и финансирование со стороны бизнеса и, возможно, стран-импортёров трудовых ресурсов;

- предложение Губернатору Ленинградской области рассмотреть все аспекты создания областного жилищного фонда в соответствии с жилищным кодексом РФ. Это и строительство «доходных» домов, и социального жилья, и общежитий для трудовых мигрантов. Прежде всего, такой фонд будет стимулировать внутреннюю трудовую миграцию, привлечение в область рабочих других регионов, снизит исход собственных трудовых ресурсов в большие города. Молодёжь, не имеющая специальности и трудовых навыков, не может применить себя в поселениях и стремится в большие города, которые поглощают её, предоставляя непроизводительную и непрофессиональную работу. Специализированный жилищный фонд обеспечит улучшение условий проживания мигрантов, их здоровье, позволит организовать всесторонний контроль и надзор со стороны уполномоченных органов, будет способствовать нераспространению опасных инфекционных заболеваний;

- обратить внимание руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области, что их усилия по соответствующим направлениям в целях стимулирования экономического развития отдалённых районов области - единственно правильный путь для решения не только проблем, связанных с трудовой миграцией, но прежде всего для обеспечения стабильности и экономического роста региона в целом. Если учесть, что население, например, Лужского района ежегодно уменьшается на 500 человек, то через некоторое время в Ленинградской области не будет проблем, связанных с мигрантами, потому что люди в основном поселятся вокруг Санкт-Петербурга.