Социальной адаптацией бывших заключенных необходимо управлять

991
Одной из серьезных проблем в Ленинградской области сегодня является отсутствие централизованной работы по социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В настоящее время в исправительных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области отбывают наказание около 8 тысяч человек. Ежегодно более двух тысяч освободившихся из тюрем и колоний людей избирают местом своего дальнейшего пребывания районы Ленинградской области. К примеру, в текущем году 132 человека, освободившихся из мест заключения, прибыли в Волосовский район, 98 человек – в Выборгский район.

В последние годы отмечается общее уменьшение числа преступлений, но наряду с этим – неуклонный рост рецидивной преступности.

Во многих субъектах Российской Федерации, в том числе, в Санкт-Петербурге, работа по социальной адаптации и реабилитации налажена давно и хорошо. В ряде субъектов РФ, например, в Республике Башкортостан, Орловской, Архангельской, Курской, Тюменской областях и иных приняты соответствующие законы и программы, а в Ленинградской области такая работа не ведется вообще!

В муниципальных образованиях Ленинградской области лишь созданы наблюдательные советы по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Но как они работают? Получая из полиции информацию о количестве освободившихся (в виде числа), Советы не имеют никаких сведений об этих людях: ни фамилий, ни возраста, ни пола, ни статьи, ни срока, ни колонии – ничего за все время работы. Оказалось, что Советы, состоящие исключительно из руководителей федеральных и муниципальных структур и органов, собираются только по мере обращения гражданина, вышедшего на свободу. А обращаются буквально единицы.

В течение 2013-2014 годов Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов лично ознакомился почти во всех районах области с работой Советов и пришел к твердому убеждению, что такая работа не имеет никакой эффективности. За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально полезные связи, не готовы самостоятельно решать проблемы в изменившемся обществе. В целях предупреждения рецидива преступности важно оказать поддержку лицу, освободившемуся из мест лишения свободы, в виде психологической, юридической, медицинской, материальной и иной помощи, необходимой для его полноправного участия в жизни общества.

Мировой опыт показывает, что снижение рецидивной преступности во многом зависит от усилий, которые в состоянии приложить органы власти и управления в первые шесть месяцев после освобождения лиц, отбывших наказание.

Уполномоченный убежден, что социальная адаптация этих граждан, которые являются жителями Ленинградской области, невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны органов социального обеспечения, службы занятости населения, общественных организаций.

«Вся эта работа по адаптации должна осуществляться из единого центра, должна быть скоординированной по всей области, вестись системно, непрерывно, профессионально», – считает Сергей Шабанов.



На практике реализовать данную идею возможно, например, путем создания специальной структуры в виде ГУ с небольшой штатной численностью (такая форма работы применяется в некоторых субъектах РФ), или создания специализированного подразделения в одном из действующих ГУ с соответствующими задачами. Возможно также создание структурного подразделения в структуре комитета правопорядка и безопасности (в составе гражданских служащих или лиц, не отнесенных к должностям гражданской службы).

В целях комплексного решения на территории области проблемы и сокращения факторов, способствующих рецидивной преступности, необходимо разработать и принять соответствующий областной закон и целевую программу. Кроме того, разработать и заключить Соглашение с руководством Уголовно-исполнительных инспекций, региональных ГУ МВД, УФМС и ПФР и иными федеральными органами, а также органами местного самоуправления. В Соглашении должны быть положения о готовности и согласии координировать свои усилия и мероприятия в соответствии с вышеназванными законом и программой.

В связи с этим Уполномоченный направил официальное письмо в орган исполнительной власти Ленинградской области, ответственный за данную работу – комитет правопорядка и безопасности, с просьбой рассмотреть возможность реализации предложенных вариантов.