Сергей Шабанов о призывах к зацепингу: «Надзорные органы должны системно и непрерывно предотвращать появление подобных ресурсов в сети, а не действовать только по сигналу»

Главная Новости Сергей Шабанов о призывах к зацепингу: «Надзорные органы должны системно и непрерывно предотвращать появление подобных ресурсов в сети, а не действовать только по сигналу»
В течение последних нескольких месяцев к Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области систематически поступают сообщения от неравнодушных жителей региона, обеспокоенных большим количеством публикаций в сети Интернет, пропагандирующих «зацепинг».

Зацепинг – это разновидность экстремального передвижения на рельсовом транспорте. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах, либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве.

В одном из таких сообщений мама несовершеннолетнего ребенка с большой тревогой обратила внимание на призыв, размещенный в одной из социальных сетей, автор которого предлагает подросткам свои услуги обучения зацепингу.

«Насколько законны такие призывы? Как оградить детей от затягивания в опасный экстрим? Как наказать зачинщика? Родители детей и подростков крайне возмущены!!!», – написала женщина.

Уполномоченный пригласил к себе инспекторов отдела по делам несовершеннолетних Санкт-Петербург–Финляндского линейного отдела МВД России на транспорте и обсудил с ними ситуацию. По их словам, «мода» на зацепинг пришла в наш регион из Москвы пару лет назад. Статистика увлечения подростков этим экстремальным передвижением пугает: в 2015 году на железных дорогах нашей страны травмировано 255 человек, 114 из них погибли. Зацеперы ведут себя смело и не боятся наказания, поскольку оно носит чисто символический характер – профилактическая беседа и штраф в размере 100 рублей.

Примечательно, что объявления с предложением обучить зацепингу, о которых шла речь в письме мамы школьника, размещаются в социальной сети с аккаунта подростка, который погиб в апреле. С фотографии улыбается симпатичный парень на фоне электропоезда. В свои 16 он имел большой опыт зацепинга, о чем свидетельствуют многочисленные видеозаписи с его участием. А теперь товарищи погибшего используют его аккаунт и «заманивают» новичков в возрасте 11-14 лет (!), обещая незабываемые ощущения и «выделение из толпы». Подростки романтизируют этот опасный экстрим, и не страшась ответственности, совершают новые «подвиги», фото- и видеоотчетами о которых впоследствии делятся с друзьями в сети.

Сергею Шабанову потребовалось менее 20 минут на мониторинг в социальных сетях, чтобы «с ходу» выявить десяток страниц зацеперов из Петербурга и Ленобласти. Статистика говорит о том, что по всей стране таких ребят сотни, и самое страшное, что их число растет «благодаря» пропаганде зацепинга в Интернете.

Чтобы внести страницы пользователей, призывающих к экстремальному передвижению, в Единый реестр запрещенных интернет-адресов, требуется решение суда о запрете к распространению на территории Российской Федерации такой информации. В связи с этим Сергей Шабанов обратился к Северо-Западному транспортному прокурору Олегу Колесову с просьбой подготовить и направить соответствующее исковое заявление в суд, и в случае удовлетворения требований иска – направить судебное решение в Роскомнадзор. К письму Уполномоченный приложил перечень ссылок на аккаунты зацеперов в социальных сетях, выявленных в ходе мониторинга.


Комментарий Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области Сергея Шабанова:

– Происходит страшное дело – гибнут дети, а запрета на пропаганду запецинга в нашей стране фактически нет. Необходимо свести к нулю популярность этого явления, а вместе с этим – снизить количество несчастных случаев. Ведь нельзя забывать и о том, что совершаемые правонарушения угрожают не только жизни самих подростков, но и безопасной работе железнодорожного транспорта и безопасности пассажиров, находящихся в нем.
Однако ужесточить меры наказания – это самый простой путь, он же самый неэффективный. Смысл не в наказании и не в привлечении зацеперов к ответственности. В качестве примера приведу правила дорожного движения – с каждым годом штрафы увеличиваются, однако к резкому снижению числа нарушителей это не приводит.
Прежде всего, в каждой школе в целях профилактики необходимо регулярно и систематически проводить воспитательную работу – убеждать, разъяснять, демонстрировать детям опасность экстремального передвижения. Прилагать все усилия к тому, чтобы у подростков не возникло желания этим заниматься. В том числе, рассказывать правду о погибших, разъяснять физические явления, связанные с электрическим напряжением, силой ветра, завихрениями, динамическими и звуковыми ударами, вибрацией, резонансом и иным. Объяснять, что человек слаб и не может одним лишь мускульным сопротивлением преодолеть эти чудовищные силы. Непонимание их сути, природы и непредсказуемости является следствием каждой смерти на дорогах.
Что касается пропаганды зацепинга в сети Интернет, то ответственность за это несут, в первую очередь, надзорные органы, которые должны непрерывно отслеживать распространение информации с призывами к опасному «развлечению», принимать меры к блокированию таких аккаунтов и ресурсов, предотвращать их появление в дальнейшем, а не действовать только по сигналу.
Кроме того, необходимо и изменение федерального законодательства (уточнение, под какой вид противоправной деятельности подпадает зацепинг) – чтобы Роскомнадзор мог в досудебном порядке закрывать такие страницы и сайты.
20.10.2016