Сергей Шабанов на совете муниципальных образований призвал чиновников не нарушать права жителей региона

952
11 апреля Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов принял участие в ежегодном собрании членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области», которое прошло в г. Волхов. В этот день под одной крышей собрались все главы муниципальных образований и все главы администраций городских и сельских поселений области. Участниками мероприятия были депутат Госдумы Сергей Петров, представители федеральных органов власти, правительства и Законодательного собрания Ленинградской области.

По традиции собрание началось с выступления Губернатора Александра Дрозденко. Глава региона высоко оценил роль совета муниципальных образований в развитии института местного самоуправления области и заверил, что областная власть готова помогать муниципалам в рамках существующих в регионе межбюджетных отношений. Говоря о реализуемых в Ленинградской области программах, Губернатор покритиковал муниципальную власть за безынициативность и нерасторопность в решении многих важных вопросов. В частности, он призвал «не ошкуривать» инвесторов, быть внимательнее к ним, а также со всей ответственностью подходить к вопросу выделения земельных участков под строительство ФАПов и околошкольных спортивных стадионов.

Проблема медленного строительства ФАПов в регионе существует во многом из-за нежелания или неумения муниципалов решать вопросы с выделением подходящего земельного участка. И ладно, если заложенные деньги так и не были освоены. Но совсем абсурд, когда строительные работы завершены, возведено новое здание, но из-за неправильно выбранного участка оно не может использоваться по назначению, просто потому, что это опасно. Так, например, получилось в Сланцевском районе, где ФАП был построен на болотистой местности, и фундамент здания сразу дал трещину.

Губернатор отметил также, что не все муниципальные чиновники успешно справляются и с программами по расселению граждан. Так, в 2013 году на эти цели область приобрела более 2 тысяч квартир, однако далеко не все районы и поселения смогли стать участниками программ, потому что вовремя не провели инвентаризацию жилья, а в некоторых муниципальных образованиях и вовсе «провалили дело». Причины просты: не все муниципалы своевременно готовят и формируют земельные участки на старте программы.


Выступление Сергея Шабанова на собрании

«Уважаемые руководители муниципальных образований, здравствуйте!

Свое выступление хочу начать с того, что полагаю очень важной информацию депутата Госдумы Сергея Петрова о внесении изменений в 131-й федеральный закон. Этот закон действительно ущербный и не отвечает тому замыслу, ради которого был создан. Разграничение полномочий между уровнями власти давно перемешались. Десятки полномочий поселений переданы районам, около 50 государственных полномочий исполняете вы, сидящие в зале. Какое же это местное самоуправление? Полагаю, что на форуме, подобному сегодняшнему, необходимо принимать серьезные решения об обращении в законодательный орган страны с инициативами от имени действительно огромного количества людей.

А теперь перейдем к нашей теме. В 2013 году к Уполномоченному поступило 400 письменных жалоб и обращений. Это большая цифра, если понимать, что это жалобы на органы власти, и прежде всего – муниципальной (стало быть, на вас). И что это наиболее тяжелые жалобы, поскольку к Уполномоченному обращаются те, кто уже прошел длинный путь борьбы. Те, кто получил официальные отказы разных уровней, не добился приема, проиграл суд… Почти всегда жалоба – это ворох документов и переписки.

Задача Уполномоченного – прекратить мучения. Если человек не прав, нужно поставить точку. Да так, чтобы стало понятно, что писать Губернатору, Генеральному прокурору, Президенту уже не стоит. Если же человек прав, то нужно сделать все, чтобы правда восторжествовала. Вот тут я обращаюсь к вам, ибо вы мои единомышленники в этой работе. Ведь жалуются жители ваших районов и поселений.

Прошедший год показал, что абсолютное большинство муниципальных руководителей быстро реагируют на обращения Уполномоченного. Выбор-то прост – мы вместе исправляем ситуацию, а в итоге человек получает то, что должно, и с помощью СМИ мы даем комментарий, что глава понял, услышал, кого-то поправил, и наступило нечто хорошее.

Совершенно были готовы и открыты для совместной работы руководители Тихвинского, Кингисеппского, Выборгского, Приозерского, Подпорожского и других районов. И особенно проявили политическую зрелость и.о. главы администрации Лужского района Олег Михайлович Малащенко и глава администрации Волховского района Сергей Алексеевич Акулишнин.

Конечно, есть и негативные примеры, и прежде всего это Гатчинский район, когда глава администрации Елена Викторовна Любушкина изгнала буквально на улицу директора образцовой школы, лидера областного образования, заслуженного учителя, состоящего в кадровом резерве Ленинградской области, в тот же год награжденного лично Губернатором в здании областного Правительства.

Имеем и постыдный пример – в Сосновоборском городском округе, когда администрация судилась с родителями маленьких детей за то, чтобы не освещать детскую площадку. И проиграла! Но вместо того, чтобы поставить одну временную световую опору, добивалась полугодовой отсрочки – как раз до начала лета и «белых ночей», когда необходимости в освещении не будет. При этом самому главе администрации Владиславу Голикову не хватило времени ответить Уполномоченному на запрос.

Больше всего жалоб было получено из Всеволожского и Гатчинского районов. Далее почти с двукратным отставанием – Ломоносовский и Тосненский районы. В третьем ряду – Выборгский район. Менее всего обращений поступило из Бокситогорского, Подпорожского, Кингисеппского районов.

По характеру жалобы можно разделить следующим образом:
45% – на нарушение социальных прав (из них 58% обращений с жалобами на нарушения права на жилище, 15% на здравоохранение и 13% на социальное обеспечение)
35% – на нарушение личных прав
18% – на нарушение экономических прав

Именно в сфере жилищных прав в Гатчинском районе было допущено действительно массовое нарушение. В 867 домах с 16000 семей с нарушением закона взыскивалась плата за капитальный ремонт домов. Это повлекло массированное вмешательство прокуратуры и Уполномоченного.

Самое печальное и самое оптимистичное то, что причины большинства проблем можно отнести к недостаткам сферы системы управления, а не к нехватке денег. Печально, что система до сих пор работает с большими перебоями. Оптимистично – то, что проблема не в деньгах, которых всегда мало, а в человеческом факторе, а это не объективное препятствие, а субъективное, а значит, преодолимое.

59-й федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц при рассмотрении обращений принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. Однако анализ поступивших обращений за истекший год позволяет сделать вывод о том, что повторные обращения граждан в различные органы власти вызваны отсутствием в первоначальном ответе достаточной информации по существу поставленных вопросов, а также непринятием мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав заявителей. Жалуются граждане и на несоблюдение сроков ответа.

Приведем еще один пример. 8 апреля Уполномоченным было направлено обращение ко всем главам администраций муниципальных районов и городского округа с просьбой до 10 часов 9 апреля представить информацию по реализации в Ленинградской области законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в части определения специально отведенных мест для публичных мероприятий. Основанием для подобного обращения явился запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Эллы Александровны Памфиловой. Требовалось в возможно короткое время получить информацию из районов, проанализировать и результат представить в Москву. Однако информацию в полном объеме получить не удалось даже после повторного напоминания. На выполнение этой несложной просьбы Тосненскому району и Сосновоборскому городскому округу потребовалось двое суток, а информация из Всеволожского района в итоге так и не поступила.

Нельзя забывать, что обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия в управлении государством, способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом, другими недостатками в работе чиновников, в том числе и с коррупцией.

И в завершение хочу сказать вновь не по теме. Присоединение к нашей стране Крыма привело к некоторому идеологическому объединению нации, и все мы это чувствуем. Используйте этот эмоциональный фон для объединения жителей своих районов и поселений, вокруг патриотического отношения и любви к своему производству, своей малой родине и друг к другу!».