Раздел 5. Предоставление жилья. Долевое участие в жилищном строительстве. Право на безопасную среду. ЖКХ. Тарифы

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 5. Предоставление жилья. Долевое участие в жилищном строительстве. Право на безопасную среду. ЖКХ. Тарифы
Из общего числа обращений в адрес Уполномоченного, почти 15 % - жалобы на обеспечение жильем жителей области, включая ветеранов; нарушения при участии граждан в долевом строительстве жилых домов; безопасные и комфортные условия проживания, оптимальные цены и тарифы в жилищно-коммунальной сфере.
Надо отметить, что Правительство Ленинградской области успешно выполнило взятые на себя обязательства по предоставлению вне очереди участникам войны, поставленным на учет после 1 марта 2005 года, жилых помещений, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны», Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». На эти цели из областного бюджета было потрачено 286 млн. рублей, 244 семьи улучшили свои жилищные условия. Основные претензии, как правило, граждане предъявляют муниципальной власти, более половины обращений было направлено Уполномоченным для рассмотрения в Администрации муниципальных районов, муниципальным образованиям первого уровня.
Так, в июне месяце к Уполномоченному обратилась жительница блокадного Ленинграда П. с просьбой помочь в получении жилья. В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области, администрацией района были выделены финансовые средства на приобретение жилья заявительнице. Однако, на территории сельского поселения, в котором проживает заявительница, возможности приобрести жилье на выделенные средства не было. После обращения Уполномоченного в адрес администрации с просьбой уделить особое внимание статусу заявительницы, администрация изыскала возможность добавить собственные средства, необходимые для этих целей. В 2012 году будут объявлены электронные торги на покупку квартиры.

Необходимо отметить, что только в двух случаях нарушения права на жилье понадобилось вмешательство Прокуратуры Ленинградской области, во всех остальных случаях обращения Уполномоченного в Правительство или в органы муниципального управления всех уровней Ленинградской области решения находились достаточно оперативно и в пользу гражданина.
На 2012 год перед всеми службами стоит большая задача, обеспеченная федеральными финансовыми ресурсами – это представление жилья гражданам, уволенным с военной службы, и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года. Таких семей насчитывается 454, на эти цели в 2012 году выделено 906,5 млн. рублей. В 2012 году будет построено 24,5 тыс. кв.м. жилья. Уверен, что важнейшая задача по конституционному обеспечению жильем, поставленная федеральным правительством, на всей территории Ленинградской области, будет, безусловно, выполнена.
Вместе с тем, в адрес Уполномоченного начали поступать коллективные жалобы от военных пенсионеров, проживающих при войсковых частях, дислоцированных в муниципальных районах. Как следует из поступивших обращений, указанные военные пенсионеры сообщают о нарушении их конституционных прав и законных интересов, связанных с решением администрациями муниципальных районов Ленинградской области о снятии их с учёта как военнослужащих, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений. Учитывая, что обратившиеся к Уполномоченному военные пенсионеры ранее жильём от Министерства обороны не обеспечивались, и встали на очередь на получение жилья до 1.01.2005 г., представляется обоснованным и законным, что получение жилья этой категорией граждан должно осуществляться на основании и по нормам, указанным в ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на основании Постановления Правительства России от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

При этом следует отметить, что прежде, в период военной службы, данная категория пенсионеров обеспечивалась служебными помещениями в жилищном фонде 1958 года постройки, являющимся и в настоящее время собственностью Министерства обороны, и проживала на территории закрытого военного городка, ныне в отдельном обособленном городке воинской части, расположенном вне населенного пункта (ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Предоставление служебной жилой площади в военном городке в период военной службы осуществлялось на основании служебных ордеров, выданных квартирно-эксплуатационной частью, как подразделения Министерства обороны, в результате чего, они не могли, по определению, являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками указанных жилых помещений, а являлись гражданами, проживавшими в служебных помещениях в связи с прохождением службы (ст.93 ЖК РФ).
Таким образом, решения местных органов власти о постановке на учёт для получения жилой площади, привязанные к учётным нормам поселений, не имеют правовой основы. Считаю, что в соответствии с п. «г» ст. 7 Постановления Правительства России от 6.09.1998 г. № 1054, военные пенсионеры, обратившиеся в адрес Уполномоченного, имеют правовые основания для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий по закону.
В 2012 году Уполномоченным будут приняты все меры по восстановлению нарушенных прав военнослужащих, при необходимости будет организован судебный порядок обжалования решений местных органов власти не основанных на законе.
Решения администраций муниципальных районов Ленинградской области о снятии с учёта военнослужащих, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений, по мнению Уполномоченного, нарушает конституционные права и законные интересы граждан, выполнявших обязанности военной службы, как особого вида государственной службы.

Поступают обращения граждан и по вопросам реализации права на получение жилья вне очереди. Жилищный кодекс РФ, в развитие Конституции РФ, признавая такое право за детьми-сиротами, гражданами, чье жилье находится в непригодном для проживания состоянии, а также страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, не указал сроки его реализации. На 1.01.2011 года количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на очереди в муниципальных районах и городском округе области, составило 213 человек.
При этом самым важным для муниципальной власти должно быть требование закона о предоставлении жилья вне очереди. Оно не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия такого же права у иных лиц. У Уполномоченного программа обеспечения граждан, имеющих законом установленное право на внеочередное получение жилой площади, находятся на особом контроле. Каждый случай отказа или неисполнения этих обязательств будет рассматриваться с особой тщательностью с привлечением всех возможностей, включая и помощь прокуратуры.
Особое значение для жителей Ленинградской области приобретает работа Правительства Ленинградской области по программе капитального ремонта многоквартирных домов. В 2011 году объем средств, направленных по этой программе, составил 306,8 млн. рублей. В адресную программу включено 179 домов общей площадью 471,73 тыс.кв. метров. Учитывая, что жилой фонд, требующий ремонта, составляет почти шесть тысяч жилых домов общей площадью 13,0 млн.кв.м., без помощи федерального Правительства выполнить все обязательства перед проживающими в зданиях, требующих капитального ремонта, в ближайшей перспективе практически невозможно. Необходимы согласованные усилия всех органов власти: Губернатора, Правительства, ЗАКСа, депутатов Государственной думы, представленных регионом, представителя в Совете Федерации для увеличения в разы финансирование указанной программы, тем более, что сложившаяся ситуация ухудшается с каждым днем.

Особо актуальны вопросы предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Поддержание многоквартирных домов и прилегающих территорий в пригодном для проживания состоянии, предоставление услуг тепло -, газо -, электро -, водоснабжения, своевременный вывоз мусора – все это во многом зависит от работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Реформа отрасли, основные направления которой были обозначены Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», предусматривала разгосударствление и демонополизацию ЖКХ, создание конкурентной среды и привлечение организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг; разделение функций и организацию взаимоотношений между собственниками-домовладельцами, управляющими организациями, подрядными организациями и органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; изменение системы финансирования, переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг потребителями, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Однако реформа ЖКХ не достигла запрограммированного результата и ощутимых положительных изменений для людей пока не принесла.
Эта область наиболее проблематична в современной России и очень актуальна для области. Уровень износа коммунальной инфраструктуры в Ленинградской области составляет 61,1 %, что является причиной предоставления услуг ненадлежащего качества в отдельных муниципальных образованиях.

Муниципальные органы могут и должны активно участвовать в реализации прав людей на цивилизованные жилищные условия. Способ воздействия местных органов на управляющие организации предусмотрен статьей 165 Жилищного кодекса РФ. Согласно этой норме, введенной в Кодекс в июне 2011 года, орган местного самоуправления на основании обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, организует проведение проверки ее деятельности. При выявлении невыполнения условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления, не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения, созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей компании или об изменении способа управления данным домом.
Практика применения указанного положения закона еще не сложилась. Предоставленные законодательством возможности органами местного самоуправления не используются.
В январе месяце в адрес Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области поступила коллективная жалоба от жильцов одного из домов на территории Ленинградской области. На протяжении длительного времени инженерное оборудование дома содержалось недопустимым образом. В результате вмешательства Уполномоченного по правам человека заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту горячего водоснабжения. В ближайшее время работы по восстановлению горячего водоснабжения в доме будут выполнены.

Необходимо отметить и слабую информированность населения о возможностях муниципальных органов по исполнению обязательств по содержанию жилого фонда. Так поездка Уполномоченного в п. Рахья Всеволожского района показала, что ни муниципальные управленцы, ни должностные лица Управляющих компаний не считают нужным объяснять как, когда и каким способом может быть налажен вывоз мусора, организованы канализационные стоки, проведен ремонт кровли. Простая установка информационных стендов, информация в муниципальной поселковой газете укрепили бы доверие к власти, сделали возможным диалог между гражданами – жителями и руководителями муниципального образования.



Особые нарекания вызывает состояние дел в Ломоносовском муниципальном районе, о чем свидетельствуют поступившие в адрес Уполномоченного обращения граждан и письма Государственной жилищной инспекции.
Так на территории Большеижорского городского поселения выявлено 25 многоквартирных домов, в которых в течение 6-ти лет не проводится техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, что может привести к утечке бытового газа с тяжкими последствиями. Причина – экономия финансовых средств управляющей компанией при заключении договора со специализированной организацией.
В Лебяженском городском поселении в 9-ти многоквартирных домах из-за неработающего состояния дренажной системы в течение 6-ти лет подтоплены подвалы грунтовыми и сточными водами, что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических норм. Мер для ремонта системы дренажных трубопроводов муниципальная власть не принимает, чем не выполняет п.19 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.03 года. Никаких мер воздействия ни к одному чиновнику принято не было.

Лаголовское поселение: многочисленные жалобы на предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, не предоставлен коммунальный ресурс - отсутствует горячая вода с необходимыми для отопления параметрами.
Одной из причин такого состояния дел в ЖКХ является безответственное отношение руководителей разных уровней, исполнителей – в основе которого - невозможность или нежелание принятия к ним серьезных мер наказания. Примером такого длительного и запутанного рассмотрения обстоятельств уже уголовного дела является ситуация, которую прогнозировал Уполномоченный в конце 2010 - начале 2011 года. Тогда, с целью проверки жалоб, поступивших в адрес общественного помощника Уполномоченного в Лужском районе, были осуществлены выезды вместе с прокуратурой по объектам повышенной опасности в период зимнего сезона: г. Лугу, несколько населенных пунктов Лужского района, включая п. Толмачево. После поездки Уполномоченным было высказано опасение районной власти о невозможности в полной мере в зимний период обеспечить надлежащее функционирование систем отопления. К сожалению, не смотря на конкретные предложения по улучшению ситуации, районные власти мер не приняли. Итог: возбуждение уголовного дела в отношении руководителя ООО «ЛугаЭнергоСервис» по фактам прекращения подачи теплоснабжения в 6 муниципальных многоквартирных домах, школе, д/саду в п. Осьмино, в 18 жилых домах, школе, д/саду п. Торошковичи, в д/саду п. Заклинье, в 33 жилых домах п. Волошово. Всего 7 900 жителей указанных поселений остались без отопления в период морозов с 31.03-08.04.2011 года. При правильном подходе следствия, СК РФ по Ленинградской области на момент возбуждения уголовного дела, неясно, почему рассмотрение уголовного дела на 1.01.2012 года закончено не было.

Накануне начала отопительного сезона 2011-2012 года Уполномоченным совместно с заместителем прокурора Ленинградской области Н. Егоровым был проведен совместный прием жителей Лужского района по вопросам ЖКХ, с посещением вызывающей опасение котельной в п. Ретюнь. В преддверии поездки, по результатам проверки в отношении глав администраций МО «Заклинское сельское поселение» и МО «Толмачевское сельское поселение», были возбуждены дела об административных правонарушениях в связи с ненадлежащей подготовкой объектов ЖКХ к зиме.



Есть и еще неразрешимая законодательная проблема. Гражданам, проживающим в многоквартирных домах, собственники помещений в которых реализовали выбор способа управления – ТСЖ и/или управляющая компания - выставление счетов ресурсоснабжающими организациями на оплату коммунальных услуг является незаконным и неправомерным. Особенностью этого положения дел является то обстоятельство, что управляющие компании уходят от ответственности за качество и режим предоставления коммунальной услуги, а ресурсоснабжающие организации не являются субъектом отношений по предоставлению услуги. Там, где несколько ответственных лиц, порядка нет. В итоге, у проживающих, кроме огромной переписки, нет возможности восстановить свое конституционное право. В 2012 году Уполномоченный вместе с руководителем Жилищной инспекции возьмет вопрос об ответственности в коммунальных отношениях на особый контроль, подготовив соответствующее предложение законодателям, обеспечив постоянный контроль работы уполномоченных компаний, особенно в Ломоносовском и Волосовском районе Ленинградской области, местах наибольшего количества жалоб.
Требовательность Правительства Ленинградской области, обеспечение необходимыми ресурсами, проверки прокуратурами районных организаций, осуществляющих подготовку и проведение зимних сезонных работ по предоставлению услуг теплоснабжения, сделали возможным избежать в отопительном сезоне 2011 года серьезных нарушений в работе коммунальных систем. На подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду профинансировано из бюджета 2,7 млрд.рублей.

Ленинградская область является лидером в Северо-Западном регионе по строительству жилья для населения, темпы строительства 2011 года позволили ввести 1,1 млн.кв.м. жилья.
С 1 мая 2005 года вступил в силу ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 214-ФЗ, призванный урегулировать все проблемы граждан и защитить их от обмана и коррупции в этой сфере. Огромное количество людей (по оценкам специалистов, около 100 тыс. человек), участвующих в инвестировании недвижимого имущества, обуславливают особый контроль со стороны государственных органов за ситуацией при заключении и исполнении договоров долевого участия.
Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Администрации Ленинградской области проводится большая и целенаправленная работа по улучшению ситуации с соблюдением прав граждан, заключивших договоры инвестирования строительства жилья. Уполномоченный, его аппарат активно работают в комиссии по вопросам поддержки граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов в Ленинградской области. На комиссии с участием обманутых дольщиков или их представителей, муниципальной власти, регистрационных учреждений, монополистов, застройщиков, рассматриваются коллегиально вопросы строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, региональный учет проблемных объектов. По результатам рассмотрения оказывается помощь путем выделения реальных средств из регионального бюджета на завершение строительства домов. Однако, несмотря на принимаемые меры, вопрос не утратил актуальности.

К Уполномоченному продолжают поступать жалобы обманутых дольщиков. Наибольшее их количество касается недостроенных домов во Всеволожском муниципальном районе: п. Бугры - квартал 57 (застройщик «ТД «Сигма»); п.им.Свердлова - мкр.1 (застройщик ООО «Ветеран); д. Новое Девяткино - квартал 1А (застройщик ООО «ПСФ «Китежстрой»); Выборгском муниципальном районе: г. Выборг - проспект Победы (застройщик ООО «Балиромэнергомонтаж»); Кировском муниципальном районе: г. Шлиссельбург, - ул. 18 января (застройщик ЗАО «Росрегионы»); г. Кировск - мкр.3 (застройщик ПЖСК «Коровскстрой-17»); г. Отрадное - ул. Гагарина (застройщик «ПЖСК «Нева-строй»); Приозерском муниципальном районе: п. Сосново - ул. Никитина (застройщик ООО «Стройсоюз»); Тосненском муниципальном районе: п. им. Тельмана - д.23-В (застройщик «Племенное хозяйство им. Тельмана).
По отдельным домам сроки ввода определялись договором с 2007 – 2008 года. Основными причинами приостановки строительства жилых домов является отсутствие у застройщика разрешительной документации, финансовая несостоятельность компаний, участвующих в строительстве жилых домов, и как самостоятельный элемент невозможности ввести дом в эксплуатацию – проблемы с подключением к сетям электроснабжения, канализования, водоснабжения.
Уполномоченный и сотрудники аппарата приняли действенное участие в возбуждении уголовного дела по фактам двойных продаж квартир, защите прав дольщиков в Ленинградском областном суде при работе с обращениями граждан их г. Шлиссельбурга (застройщик ЗАО «Росрегионы»).
Действующее законодательство устанавливает ответственность органов местного самоуправления за реализацию прав дольщиков. В соответствии с Градостроительным и Жилищным кодексами, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы исполнения отдельных государственных полномочий в сфере долевого строительства, а это вопросы выдачи разрешения на строительство, принятия в эксплуатацию объектов завершенного строительства, находятся в ведении местных властей.

Многих проблемных объектов можно было избежать при надлежащем контроле за началом строительства, обеспеченностью техническими условиями и точками подключения. Одним из населенных пунктов, в которых идет активное жилищное строительство, является д. Новое Девяткино Всеволожского района. Всеволожская городская прокуратура, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор проводили проверки соблюдения действующего законодательства при организации водоотведения на территории МО «Новодевяткинское сельское поселение», в том числе, и по обращению Уполномоченного. При проведении проверок выявлено, что в период с 2007-2011 года в связи с нерешенностью способа сброса сточных вод, разрешений на строительство, ввод жилых домов администрацией не выдавалось, однако непонятно, почему организации, осуществляющие незаконное строительство в этом муниципальном образовании, уже возвели около 60 тыс. кв.м. жилья и, практически, на все квартиры нашли инвесторов-граждан. Управление Роспотребнадзора по результатам проведенных проверок сточных вод сообщило о наличии значительных превышений предельно допустимой концентрации по загрязняющим веществам. Результатами анализов были подтверждены факты сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод жилых домов п. Новое Девяткино. Кроме того, зная о масштабной застройке, муниципальная власть заранее могла предусмотреть необходимость улучшения транспортной доступности, медицинского обслуживания. Это вызывает недоумение, как и то обстоятельство, что в подобных Н. Девяткино населенных пунктах не предоставляют малым домам-соседям коммунальных услуг, проходящих, порой, в паре метров от сетей многоэтажной застройки, а, наоборот, предпринимают все меры для выживания этой категории жителей. В 2012 году Уполномоченным будут предприниматься попытки выровнять коммунальные возможности всех проживающих в малых городах Ленинградской области, целью которых будут являться или бесплатное, или льготное подключение малоэтажной застройки к магистральным сетям.

Действующее законодательство о долевом строительстве и участии граждан в этом процессе не содержит никакого механизма, который бы мог предохранить соинвестора (дольщика) как от самой возможности банкротства застройщика, так и от негативных последствий наступившего банкротства. Согласно действующему закону, интересы дольщиков обеспечиваются одним из следующих способов: залогом объекта строительства и прав на земельный участок, на котором строится этот объект; поручительством банка. Поручительство, действительно, хорошая гарантия прав дольщиков, если оно имеет место. Но наши банки не часто готовы брать на себя подобные обязательства, поэтому такой способ обеспечения маловероятен в реальной жизни.
Что касается залога, то здесь нужно иметь в виду два момента: залог объекта строительства и прав на земельный участок, на котором строится этот объект, означает, что в случае нарушения прав дольщиков, их имущественные требования к застройщику будут удовлетворяться из той суммы, которая будет выручена при реализации с торгов предметов залога. При этом объект может находиться в самой начальной стадии строительства и не очень дорого стоить, а деньги с дольщиков уже могли быть собраны на целый дом. Соответственно, надо понимать, что дольщики в этом случае не получат все свои вложенные средства назад. В случае если застройщик брал кредит в банке, то дольщики оказываются в одной очереди кредиторов с банком и имеют равные права на удовлетворение своих требований за счет реализации заложенного объекта строительства. Соответственно, с учетом вышеизложенного, размер полученных дольщиками в качестве компенсации денежных средств, будет еще меньше. А в случае прекращения или приостановления строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости более чем на 6 месяцев, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства, по истечении 6 месяцев после наступления предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства, предусматривает исключительно обращение взыскания на объект незавершенного строительства и земельный участок, на котором он расположен (или на права на такой земельный участок).

Между тем, объект уже может быть фактически достроен или построен с большой (более 80%) степенью готовности. До принятия ФЗ-214, на практике, дольщики в подобных случаях сами заканчивали строительство своего дома и заселялись в долгожданные квартиры. А по ныне действующему закону, даже, если объект физически построен на 100%, просто отсутствует Акт ввода дома в эксплуатацию, дольщики вместо своих квартир получат только денежные средства, вырученные от реализации объекта с торгов, которые им к тому же, возможно, придется делить с банком, если застройщик брал кредит в банке.
15 августа 2011 года вступили в силу изменения к ФЗ «О несостоятельности» одновременно с изменениями 214-ФЗ, предполагающие, что в процессе банкротства юридических лиц интересы дольщиков - физических лиц должны удовлетворяться в первую очередь, при этом заявление о банкротстве можно заявлять без расторжения договора с застройщиком. И еще особенность – требования к предприятиям - застройщикам суд признает независимо от формы договора: вексельная схема, предварительный договор купли-продажи. Однако и эти меры не достаточны для максимальной защиты прав дольщиков.
Мы предложили Законодательному собранию, Государственной думе механизм, который не допускает самой ситуации, при которой все денежные средства у дольщиков собраны, а после этого возникают вопросы дополнительного финансирования подключения к сетям, или просто завершения строительства дома. Допустить, что право застройщика на получение денежных средств с дольщиков возможно, но не ранее, чем при готовности объекта на 50%. До подписания Акта ввода в эксплуатацию дома, дольщик должен оплачивать не более 60% от суммы договора долевого участия. В случае остановки строительства или банкротства застройщика, при условии готовности объекта не менее чем на 90%, дольщики должны иметь право выбора – достраивать дом своими силами или довольствоваться денежной компенсацией, полученной в результате реализации объекта с торгов.

Уполномоченному не удалось убедить органы законодательной инициативы поддержать позицию, изложенную выше, при этом есть уверенное понимание того, что лучше не допускать таких нарушений прав граждан, чем позже постоянно искать способы восстановления справедливости. Важна система мер предупреждения. Кроме этого, необходимо предусмотреть ответственность застройщиков за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию, которая в настоящее время ни в одном законодательном акте не предусмотрена.
Право каждого человека на благоприятную окружающую среду является одним из основных и естественных прав, затрагивающих практически каждого человека.
Имеются обоснованные жалобы жителей области на неудовлетворительное содержание территории населенных пунктов, состояние свалок и полигонов твердых бытовых отходов. Необходимо обеспечить безусловное исполнение, принятого в 2010 году областного закона №7-оз «Об обращении с отходами производства и потребления в Ленинградской области». Необходимо ускорить разработку, согласование, утверждение и обеспечить реализацию схем санитарной очистки городских и сельских поселений области. В настоящее время схемы санитарной очистки разработаны и утверждены в установленном порядке только в 70 % городских и сельских поселениях.
Продолжает остро стоять вопрос об обеспечении населения Ленинградской области доброкачественной питьевой водой. Низкокачественную питьевую воду получают более 20 % населения Ленинградской области, и это, несмотря на то, что меры региональной властью принимаются постоянно. В 2011 году около 5 000 человек получили качественные услуги г. Волхов, пос. Сусанино, пос. Сосново, где были закончены работы по реконструкции водозаборных сооружений. Вот уж, действительно, капля в море. Ленинградская область не сможет решить эту проблему без поддержки федерального центра, создания привлекательных условий для частных инвесторов. Очень важна работа по включению региона в федеральную программу «Чистая вода».

Жителей региона беспокоит загрязнение поверхностных вод в водоемах и водотоках Ленинградской области. Одной из главных причин этого является износ основных фондов объектов коммунального водоотведения. До 40 процентов сточных вод, прежде всего от очистных сооружений сельских поселений, животноводческих комплексов, сбрасываются в водные объекты без надлежащей очистки. Большинство сооружений построено более 30 - 40 лет назад, физический износ их оборудования составляет около 60 процентов. Принятые технологические схемы очистки сточных вод морально устарели. Данные сооружения не обеспечивают современных норм очистки стоков. Обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества требует принятия комплекса перспективных мер по экономии водных ресурсов в промышленной и жилищной сферах. 9 марта 2011 года, по результатам посещения Уполномоченным д. Новое Девяткино, и в связи с полученными результатами лабораторного исследования проб холодной воды, взятой в многоквартирных домах, сделанными ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области», которые установили превышение содержания железа (не соответствует санитарным нормам), Уполномоченный обратился к Губернатору Ленинградской области с соответствующим сообщением. Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года установлено, что отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается, а при несоответствии санитарным нормам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (не зависимо от показаний приборов учета).
Серьезной экологической проблемой остается утилизация бытовых и промышленных отходов. Проблема отстранения граждан от принятия градостроительных решений особо наглядно проявляется при проектировании и размещении полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). Этот процесс зачастую характеризуется отсутствием правдивой официальной информации и конструктивного диалога между органами местного самоуправления и жителями.

В адрес Уполномоченного в 2011 году продолжала поступать информация о фактах нарушения федеральных и региональных нормативных документов в области ценообразования тарифов на электроэнергию в Ленинградской области.
Ранее, в феврале 2011 г., Уполномоченным направлено письмо в адрес Губернатора Ленинградской области, рассмотренное впоследствии Комитетом по энергетическому комплексу и Комитетом по тарифам и ценовой политике Администрации Ленинградской области, об изменении установленного тарифа для Кикеренского дома–интерната для пожилых людей и инвалидов как для «население», ввиду значительного расходования финансовых средств этим социальным учреждением на оплату электроэнергии в связи с применением к ним нерегулируемых тарифов. Переписка, продолжавшаяся почти 3 месяца, с ответами от отрицания возможности применения тарифа до информационного письма о разъяснении поставщикам энергии правил отнесения к тарифной группе «население», смогла помочь в изменении тарифного плана, что позволило, в том числе, и снизить стоимость регионального места в этом учреждении. Однако, при посещении в июле 2011 г. Лопухинского детского дома для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что оплата электроэнергии и для данного социального учреждения, в нарушение нормативных документов, производится по нерегулируемым тарифам. После обращения Уполномоченного в Прокуратуру Ленинградской области и Управление ФАС России по Ленинградской области, было внесено представление в адрес ОАО «Петербургская сбытовая компания», в результате чего, для детского дома был установлен тариф как для социальных учреждений, а компанией была выплачена компенсация детскому дому за применение нерегулируемых тарифов.

Ответы профильных комитетов Администрации Ленинградской области на запросы Уполномоченного, показали, что электросбытовыми компаниями ОАО «Петербургская сбытовая компания» и ООО «РКС-энерго» допускаются нарушения требований приказов ФСТ России от 07.10.10 г. № 245-э/3 и Лен РТК от 03.12.10 г. № 221-п, о предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год. Так, превышение тарифов на электроэнергию, в результате применения нерегулируемых тарифов для социальных бюджетных учреждений Ленинградской области, составляет: подведомственные Комитету по социальной защите населения – от 28,6 % до 76,8 %; подведомственные Комитету по здравоохранению – от 21,2% до 72,5 %; подведомственные Комитету общего и профессионального образования – от 37,4 % до 60,6 %. Подобная ситуация приводит к необоснованному увеличению бюджетного финансирования профильных комитетов, а равно к увеличению стоимости мест в социальных учреждениях, и соответственно, к увеличенной оплате услуг населением, чем нарушаются права и законные интересы граждан Ленинградской области. Вместе с профильными комитетами Уполномоченный надеется восстановить законом установленные тарифы и не допустить их роста после 1.07.12 г.