Раздел 4. Право на труд, соблюдение прав граждан в сфере занятости.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 4. Право на труд, соблюдение прав граждан в сфере занятости.
Ленинградской области в 2011 году удалось увеличить объем валового регионального продукта до 560 млрд. рублей. Это поступательное движение обеспечивается диверсифицированной структурой промышленного производства, результатом создания новых предприятий, реконструкции и модернизации действующих производств, выпускающих порядка 70% промышленной продукции. В 2011 году уровень промышленного производства увеличился на 6,2% по сравнению с 2010 годом, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 1,2 трлн. рублей, что на 17,5% больше чем в 2010 году. По итогам работы в 2011 году объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Ленинградской области составил 58 млрд. рублей и превысил уровень 2010 г. на 7,5%.
Особое внимание Правительством Ленинградской области было направлено на поддержание стабильной ситуации на рынке труда, на снижение безработицы. Решению этой проблемы способствовала реализация мер активной политики занятости, включавших трудоустройство ищущих и безработных граждан на постоянные, временные, общественные работы, вовлечение в самозанятость, переобучение безработных граждан в соответствии с потребностями рынка.

Численность безработных на 1.01.2012 года составила 5 307 человек (в 2010 г.- 6 428 человек). Общий объем вакансий, предложенный ищущим работу и безработным гражданам в 2011 году, составил 14 013 единиц, это в 1,1 раза больше чем в 2010 г. Службой занятости в течение 2011 года было предложено населению: ищущим работу и безработным для трудоустройства - 76 807 свободных рабочих мест, представленных 4 579 предприятиями, по рабочим профессиям заявлено 60 544 (78,8%); трудоустроено на постоянные, общественные и временные работы 22 486 человек или 61,1 % от числа граждан, обратившихся в поиске работы (в 2010 году – 58,7%). Из числа трудоустроенных - 7 056 безработные граждане (31,4% от числа трудоустроенных); приступили к профессиональному обучению по направлениям службы занятости – 2 073 безработных гражданина.

Эти мероприятия Правительства Ленинградской области способствовали росту занятости населения, увеличению его творческого потенциала, снижению уровня регистрируемой безработицы. Из положительных итогов 2011 года следует отметить и рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника до 23 883 рублей (21 250 рублей в 2010 году).

Ленинградская область на протяжении всего 2011 года находилась в числе 3-х лучших субъектов Российской Федерации, имевших минимальный уровень безработицы.

Значительные успехи Ленинградской области в сфере занятости, предполагают и максимальную защиту трудового населения в сфере благоприятных и безопасных условий труда, своевременного получения вознаграждения. При этом особое значение в этой деятельности 2011 года Уполномоченный придал налаживанию взаимоотношений с организациями, участвующими в этих процессах. К совместной работе с Уполномоченным подключились профсоюзные организации, которые имеют огромный опыт и большое влияние на состояние дел в этой сфере. Постоянный обмен информацией, совместные мероприятия, дали жизнь подписанным соглашениям с Общественной организацией Межрегионального Санкт-Петербургского и Ленинградской области объединения организаций профсоюзов «Ленинградская Федерация профсоюзов» и Объединением профсоюзов в России «СОЦПРОФ».

По просьбе Уполномоченного списки предприятий-должников обновляются профсоюзными организациями раз в квартал, планируемые совместные мероприятия привели к восстановлению нарушенных трудовых прав на ОАО «Приозерском ДОЗ» и ОАО «Невский завод «Электрощит».
Так в сентябре 2011 года в адрес Уполномоченного поступило обращение из общественной областной профсоюзной организации «СОЦПРОФ» о нарушении законных прав и интересов рабочих и сотрудников ИТР ОАО «Приозерский деревообрабатывающий завод» при выплате заработной платы.

Учитывая, что в соответствии с п.п. 14, п.1, ст. 6 Областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Ленинградской области» от 28.12.09 г. №109-оз, Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с целью изучения ситуации был направлен запрос генеральному директору предприятия о состоянии задолженности и порядке погашения задолженности. Однако руководителем предприятия запрос был проигнорирован, в нарушение норм регионального закона. Уполномоченный был вынужден обратиться к прокурору Ленинградской области. Проведенная проверка силами Приозерской городской прокуратуры подтвердила нарушения законодательства о труде, на имя генерального директора внесено представление об устранении и недопущении впредь нарушений в части сроков выплаты заработной платы работникам, а также вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.5.27 КоАП РФ.
Особенностью некоторых предприятий является отсутствие (слабость) профсоюзной организации, а это, как правило, провоцирует межличностные конфликты на уровне руководитель – работник, что почти всегда не в пользу последнего. Профсоюзные организации имеют больший потенциал защиты прав граждан, настаивая на подписании коллективного договора и, как правило, все конфликтные ситуации решаются в процессе переговоров. Коллективный договор определяет все важнейшие составляющие работы на предприятии: формы, системы и размеры оплаты труда, выплаты пособий, компенсаций, условий высвобождения работников, гарантии, льготы и не оставляет работника один на один со своим работодателем.

26 октября 2011г. Уполномоченный посетил ОАО «Невский завод «Электрощит»» в Кировском районе Ленинградской области, рабочие которого обращались с жалобами на несвоевременные выплаты заработной платы и на нарушения руководством коллективного договора. Для объективного и полного рассмотрения жалобы по просьбе Уполномоченного на предприятие прибыли представители районной администрации, прокуратуры и руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Государственной инспекцией труда Ленинградской области). На предприятии выяснилось, что задолженность перед рабочими – текущая и составляет 2,7 млн. рублей в отношении 178 человек. Образовавшийся финансовый долг директор объяснил временным спадом производства и новой схемой оплаты продукции - заказчики платят не авансом, а по факту получения груза. По окончании рабочей встречи Уполномоченным было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве с Государственной инспекцией труда в Ленинградской области, а специалисты инспекции продолжили проверку предприятия. В ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, в том числе касающиеся оплаты труда работников. По результатам проверки генеральному директору ОАО «Невский завод «Электрощит» было выдано обязательное для исполнения предписание, содержащее более пятидесяти требований. При проведении проверки представителю работодателя были даны разъяснения и рекомендации по совершенствованию кадровой работы, ведению кадрового делопроизводства, редактированию локальных актов, внедрению корректирующих мер, способствующих соблюдению порядка и процедур, предусмотренных трудовым законодательством. За допущенные нарушения к административной ответственности в виде административного штрафа в размере четырех тысяч пятиста рублей привлечен заместитель генерального директора по кадрам и социальным вопросам. Кроме того, 31 октября 2011 г. Кировской городской прокуратурой в отношении ОАО «Невский завод «Электрощит» было возбуждено дело об административном правонарушении и направлено на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ленинградской области. 16 ноября 2011 г. постановление о возбуждении производства об административном правонарушении было рассмотрено, по результатам рассмотрения ОАО «Невский завод «Электрощит» признано виновным, назначено административное наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.



Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации в структуре федеральной исполнительной власти осуществляет специально уполномоченный орган: Федеральная служба по труду и занятости (ст. 353 ТК РФ), а в Ленинградской области – Государственная инспекция труда.
На 1 января 2012 года в Ленинградской области, по сведениям государственной инспекцией труда, общая численность населения трудоспособного возраста составляет 1020,7 тыс. человек, из которых занятых работников 744,5 тыс. человек, предполагаемое количество работников к увольнению - 376 человек, находятся в простое по вине работодателя - 861 чел., работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя - 775 чел., находятся в отпуске без сохранения зарплаты - 15 человек.
За 12 месяцев 2011 года уполномоченные должностные лица Государственной инспекции труда в Ленинградской области приняли участие в расследовании 142 несчастных случаев, произошедших на территории Ленинградской области.

В таблице приведены показатели по несчастным случаям, принятым на учет Государственной инспекцией труда в Ленинградской области.

2010 г. 2011 г.
Всего несчастных случаев
Из них: 78 88
со смертельным исходом 9 18
Групповые 6 1
с тяжелым исходом 63 69

Наибольшее количество несчастных случаев (26 %) наблюдается среди работников в сфере «обрабатывающие производства». Высок уровень травматизма (24%) среди работников в строительстве. В этих же отраслях произошло наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом. В таблице приведены относительные показатели распределения количества несчастных случаев по видам экономической деятельности за 2011 год.


№ Вид экономической деятельности Относительное количество случаев всего, % Относительное количество случаев со смертельным исходом, %
1 Обрабатывающие производства 26 33
2 Строительство 24 17
3 Транспорт и связь 18 6
4 Предоставление коммунальных услуг 11 12
Другие 21 32

Относительные показатели травматизма за 12 месяцев 2011 года, произошедшие с работниками предприятий Ленинградской области в зависимости от травмирующего фактора, представлены в следующей таблице.

Травмирующий фактор всего %
1 Транспортные происшествия 11 12,5
2 Падение пострадавшего с высоты 34 38,6
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и т.п. 9 10,2
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин, и т.д. 26 29,5
5 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 2,3
Другие 6 6,9

32 % от всех несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2011 году на предприятиях Ленинградской области произошли по причине неудовлетворительной организации производства работ. 17 % - вызваны нарушением работниками трудового распорядка и дисциплины труда, 10% - нарушением правил дорожного движения, а 8 % - неудовлетворительным содержанием и недостатками в организации рабочих мест.
Из общего количества погибших в результате несчастных случаев на производстве – 2 женщины, а всего должностными лицами Государственной инспекции труда в Ленинградской области расследовалось 15 несчастных случаев, в которых пострадали женщины. Несчастные случаи с лицами в возрасте до 18 лет в 2011 году не расследовались.

Одной из причин, влияющих на эффективность проверочных мероприятий, является, по мнению специалистов, несовершенство введенного в действие Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - №294 - ФЗ), который усложнил порядок проведения проверок по соблюдению трудового законодательства. Это заключение по нормам указанного закона можно услышать и в других ведомствах, осуществляющих контрольные функции. Особую роль в эффективности проверок играют внеплановые проверки, которые должны быть организованны в соответствии с ст. 10 указанного закона. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом внеплановая проверка может быть проведена в форме документальной и/или выездной проверки. При обращении Уполномоченного (государственного органа) при соблюдении вышеуказанных норм закона, внеплановая проверка может быть осуществлена незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение 24-часов. Это является дополнительным средством защиты, быстрой и эффективной, прав граждан, в том числе, в области труда.

Для улучшения работы непосредственно с гражданами на всей территории Ленинградской области и в соответствии с решением Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда от 24.03.2009г. №47-1, Государственной инспекцией труда совместно с Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области при участии Федерации профсоюзов, на базе районных Центров занятости населения организованны консультационные пункты для оказания консультационных услуг по вопросам соблюдения трудового законодательства. В данных консультационных пунктах, согласно утвержденному графику, дежурят государственные инспекторы труда.
По уточненным данным, представленным Петербургкомстатом, на 1 января 2012 г. в Ленинградской области имеется задолженность (соответствующая двум и более месячным фондам оплаты труда) по заработной плате на одном предприятии Ленинградской области: ООО «Теплодар», филиал «Теплодар-Тихвин» (Тихвинский муниципальный район) в размере 4 805 тыс. руб. в отношении 231 работника. Причиной задолженности является несвоевременное получение денежных средств из бюджетов всех уровней.
Уполномоченный в 2012 году предпримет все меры для восстановления права работающих граждан на своевременное получение денежного вознаграждения. Кроме того, в 2011 году были допущены нарушения задержки выплат и в бюджетных учреждениях: МОУ «Сланцевская общеобразовательная школа №2», в нарушении ст. 136 ТК РФ, не произведена выдача расчетных листков работникам на руки; ЛОГБУ «Кингисеппский психоневрологический интернат» - задержка по выплате расчетных сумм работнику Б. в сумме 28,7 тыс. руб.; МОУ ДОД для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кингисеппский детский дом №1» - в нарушении ст.ст. 22,136 ТК РФ не произведена выплата заработной платы работникам учреждения в сумме 0,53 млн. руб. (53 чел.). Все работодатели, виновные в задержке выплаты заработной платы, привлечены к административной ответственности. В бюджетных образовательных учреждениях это недопустимо.

С 1 сентября 2011 года размер минимальной заработной платы в Ленинградской области составил 6 100 рублей. Этот стало возможным после заключения на основании ст. 133.1 ТК РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате в Ленинградской области 2011-2012 годы, которое 31 августа подписали руководители сторон социального партнерства: Губернатор Ленинградской области, председатель объединения организации профсоюзов «Ленинградская Федерация профсоюзов», президент регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области». Сторона Правительства Ленинградской области обеспечивает выполнение соглашения в отношении работников государственных учреждений области. На основании областного закона №32-оз от 08.06.2011 г. «Об оплате труда работников государственной бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области» введена новая система оплаты труда. С 1 сентября 2011 г. размер должностного оклада работников первого уровня был установлен 6 100 рублей, а с 01 сентября 2012 г. – 6 466 рублей.
Тревогу Уполномоченного вызывает рост количества организаций Ленинградской области, в отношении которых приняты заявления о признании несостоятельными (банкротами). На 5 мая 2011 года по сведениям Арбитражного суда Ленинградской области представлена статистика по годам: с 2000 по 2002 год по одному предприятию; 2003 год - 2 предприятия; 2004 год – 4 предприятия; 2005 – 5 предприятий; 11 предприятий, из которых 9 - это предприятия муниципального управления коммунальных хозяйств Гатчинского, Всеволожского, Лужского районов; 2006 год – 8, из которых 6 предприятий (1 МУП г. Луга, 5 предприятия жилищного хозяйства); 2008 год – 11 предприятий, (из которых 5 МУПы Кировского, Лужского районов); 2009 год – 35 предприятий; 2010 год – 80 (из которых 4 МУП Подпорожского района); а за первые четыре месяца 2011 года уже 30 предприятий.
Банкротство предприятия – как правило, неисполнение обязательств, в том числе и перед работниками, - социальная трагедия, поиск новых рабочих мест. Необходим тщательный анализ ситуации, рекомендации по преодолению этих процессов.

В регионе зафиксированы и нарушения и в привлечении инвалидов к труду. Так в нарушение ч.3 ст. 25 Закона РФ от 17.04.91 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», статьи 24 Закона РФ от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», статьи 3 Закона Ленинградской области от 15.10.03 г. № 74-оз «О квотировании в Ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования», многие предприятия продолжают, и в 2011 году не предоставляли в центры занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (при этом ведут набор персонала), сведений о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и не заключают соглашения с центрами занятости населения о взаимодействии по трудоустройству выпускников образовательных учреждений Ленинградской области. Такая позиция руководителей предприятий затрудняет исполнение конституционных гарантий государства в реализации их права на труд.
В 2012 году Уполномоченный намерен продолжить работу по защите прав на своевременную оплату безопасного труда граждан Ленинградской области, мониторингу ситуации с занятостью, улучшению работы с инвалидами.