Раздел 3. Право на социальное обеспечение. Медицинское обслуживание.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 3. Право на социальное обеспечение. Медицинское обслуживание.
В 2011 году деятельность Правительства Ленинградской области была направлена на повышение адресности социальной помощи, на всесторонний охват мерами поддержки нуждающихся граждан, минимизацию уровня бедности населения, на повышение доступности и качества социального обслуживания. Финансирование сферы социальной защиты населения в 2011 году составило 7,6 млрд. рублей (107,7% к уровню 2010 года), при этом большая часть – 68% приходится на долю областного бюджета. В общей сложности меры социальной поддержки установлены для 552 тыс. человек, что на 28 тысяч больше, чем в 2010 году. Предоставление мер социальной поддержки позволило увеличить годовые доходы ветеранов труда – 6,6 тыс. рублей, многодетных семей – в среднем 35,0 тыс. рублей (в 2010 г. 31,5).
Уровень бедности населения в целом снижен в 2011 году на 0,6%.

Нововведения в региональное законодательство предусматривают увеличение с 1.01.2012 г. размеров ежемесячных пособий на детей-инвалидов, на детей, чьи родители являются нетрудоспособными инвалидами 1 или 2 группы, находящиеся в розыске и уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих по призыву. Введено дополнительное единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей при рождении одновременно трех и более детей, и региональный материнский капитал в размере 100 тыс. рублей многодетным семьям на 3-го и последующих детей.
Государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения обслужено 85 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, 37 тыс. детей и 26 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На содержание государственных стационарных учреждений социального обслуживания в 2011 было выделено 940,2 млн. рублей, в том числе 736,7 млн. рублей из областного бюджета.

Одна из важных задач, стоящих перед комитетом по социальной защите Правительства Ленинградской области – это забота о пожилых людях, численность которых в регионе - 400,1 тыс. человек. Увеличение средней продолжительности жизни сопровождается увеличением количества болезней у пожилых людей и, соответственно, увеличением необходимого им объема медицинской помощи. Учреждения, входящие в систему социальной защиты, в том числе и для пожилых людей, практически не предоставляют медицинской помощи в силу отсутствия координации с профильными медицинскими учреждениями. Сложность заключается также в наличии у пациентов нескольких хронических заболеваний (для пожилых людей характерно наличие 4-х и более заболеваний одновременно). Снижение качества и несоответствие стандартам медико-социальных услуг, предоставляемых сегодня людям пожилого и старческого возраста, по существу нарушает социальные права пожилых граждан Российской Федерации.

Альтернативным вариантом предоставления медико-социальных услуг гражданам пожилого и старческого возраста, активно развиваемым в настоящее время в странах Западной Европы и ряде регионов Российской Федерации, в частности, в Санкт-Петербурге, является гериатрическая помощь населению – оказание долговременных медико-социальных услуг лицам пожилого возраста, утратившим частично или полностью способность к самообслуживанию вследствие хронических заболеваний. Создание гериатрической медико-социальной службы позволяет обеспечить эффективное поддержание психофизиологического состояния пожилых людей при минимизации затрат. Персонал гериатрической службы оказывает помощь пациентам пожилого и старческого возраста по следующим основным направлениям: деменции старческого возраста и болезнь Альцгеймера, сахарный диабет II типа и его осложнения, остеопороз и последствия переломов, болезни органов чувств, связанные со старением, проблемы мочеиспускания, диспансеризация долгожителей (90 лет и старше), профилактика преждевременного старения. Кроме выявления проблем, связанных с заболеваниями, врач-гериатр на приёме проводит оценку степени снижения способности пациента к самообслуживанию, и при необходимости определяет степень нарушения когнитивных функций.

Мировой опыт показывает, что потребность в гериатрических койках, предназначенных для оказания стационарной долговременной медицинской помощи, составляет от 1 до 4 коек на 1000 жителей старше 60 лет.
Внедрение современных геронтотехнологий, создание системы оказания гериатрической помощи («тревожной кнопки», мониторинга оценки снижения способности к самообслуживанию, восстановительных методик, направленных на поддержание активного долголетия и т.д.), обучение родственников методикам организации жизненного пространства пожилого человека и профессиональному уходу за ним, помогут обеспечить более высокий уровень качества жизни этой группы населения. В 2012 году должна начаться реализация стационарозамещающих технологий - приемная семья для пожилых, служба сиделок – разработанных Правительством Ленинградской области.
30 октября 2011 года с целью изучения проблем пожилых людей Уполномоченный провел «горячую линию». Получено 46 сообщений о нарушениях прав старшего поколения, из них, из Всеволожского района – 30% обращений, Выборгского района – 25%. По существу – 8 обращений от ветеранов труда с жалобами на нормы закона № 39-оз от 15.06.2011 г. «О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», согласно которым, им уменьшили размер компенсации в среднем в 2 раза, несмотря на то, что льгота у них федеральная, а изменения произошли на региональном уровне.
6 обращений от инвалидов (2-3 группы) с жалобами на отсутствие в аптеках более 4 месяцев льготных лекарств против диабета. Инвалиды из Кировского, Гатчинского, Тосненского и Всеволожского районов (всего 5 человек) не смогли получить путевки на курортно- санаторное лечение. Жалобы на плохое медицинское обслуживание, невозможность пройти обследования при наличии соответствующего оборудования в г. Лодейное Поле, г. Кириши. Также жалобы на невозможность подтвердить стаж работы, в связи с утратой архива, а соответственно, назначение минимальной пенсии (завод ЖБИ «Металлостроитель»).

При рассмотрении обращения инвалида 1 группы, проживающего в Выборгском районе Ленинградской области, Уполномоченный был вынужден обратиться к Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голиковой, в связи с отменой с 1 января 2005 года норм федерального законодательства, регулирующих бесплатное или на льготных условиях, обеспечение инвалидов транспортными средствами, а также их замену по истечении срока эксплуатации. Из ответа Министерства здравоохранения: «Взамен инвалидам осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере, определенном статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» в зависимости от группы инвалидов, который, ежегодно индексируется. Вместе с тем, во исполнение регламентированных статей перед инвалидами, имевшими право на бесплатное обеспечение транспортными средствами, был издан Указ Президента РФ от 06.05.08 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов». Инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплачивалась денежная компенсация. 8 февраля 2011 года Определением Конституционного суда РФ по жалобе гражданина Рачина В.И. (№122-О-О) отмечено, что с введением компенсационных механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня этой категории граждан, внесенные в законодательство изменения не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.» Это решение Конституционного суда. Это окончание споров в обеспечении чернобыльцев, инвалидов.

В 2011 году произошло снижение общей смертности на 6,2%, показатель рождаемости составил 9,2 на 1000 населения. Из долгосрочной программы «Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы» профинансировано в 2011 году более 1,5 млрд. рублей, из общего лимита 3,27 млрд. рублей. Программой модернизации предусмотрено приобретение оборудования для 36 учреждений здравоохранения, в том числе в 2011 году - 29, капитальный ремонт 78 учреждений, из них - 46 в 2011 году.

Основополагающей задачей системы здравоохранения является обеспечение права на охрану здоровья, а также возможности гражданам получать достойную медицинскую помощь качественно и своевременно. Ведущее направление – развитие первичной медико-санитарной помощи. Возможность населения пройти основные диагностические исследования и получить помощь в любой области медицины без привлечения узких специалистов обеспечивается работой амбулаторий, фельшерско-акушерских пунктов (ФАП) и участков врачей общей практики. На территории Ленинградской области действует 218 ФАПов, из которых 5 введены в 2011 году. ФАПами оказывается первая медицинская помощь, контролируется лечение, назначенное врачом, делаются инъекции. Расположение ФАПов на расстоянии до 2 километров от других лечебно-профилактических учреждений разрешается в каждом отдельном случае министерством здравоохранения региона. Для организации ФАПов действуют следующие рекомендованные нормы создания: фельдшерско-акушерского пункта, организуемого в населенном пункте с числом жителей от 300 до 700 человек, если населенный пункт удален от ближайшего лечебно-профилактического учреждения (в том числе другого фельдшерско-акушерского пункта) на расстояние свыше 4 километров, и фельдшерско-акушерского пункта, обслуживающего менее 300 жителей, если населенный пункт удален от других лечебно-профилактических учреждений на расстояние свыше 6 километров.
В населенных пунктах, где ФАПы отсутствуют, функция оказания первой помощи возлагается на домовые хозяйства, для этого они оснащаются аптечкой первой помощи, а также средствами связи с ближайшими лечебно-профилактическими учреждениями. В настоящее время таких пунктов на территории Ленинградской области 381. Кроме того, на территории Ленинградской области в территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи участвуют 49 больниц – юридических лиц (это муниципальные больницы, государственные, федеральные, ведомственные, частные).

В структуре обеспечения права гражданина на охрану здоровья особое место занимает скорая медицинская помощь - система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения. Скорая медицинская помощь призвана оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при: переломах, ранениях, отравлениях, ушибах, угрожающих жизни состояниях, таких как, например, потеря сознания, нарушение мозгового кровообращения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, кровотечениях всех видов, роженицам и гинекологическим больным с признаками угрожающих жизни состояний. На территории Ленинградской области количество машин скорой помощи соответствует норме – 1 машина на 10 тысяч населения. Если вызов экстренный, время приезда – 20 минут.
23 ноября 2011 года Уполномоченный провел «горячую линию» по вопросам обеспечения лекарств в Ленинградской области. В аппарат поступило 34 звонка: из г. Гатчины на отсутствие лекарства Депотин-хроно – 300 (Франция), при необходимом количестве 2 упаковки стоимостью 1200 рублей в льготных аптеках; из Волосовского района: стоимость препарата Ко-ренотек (от давления) отличается в 2 раза от стоимости в Санкт-Петербурге. Общая проблема для региона (звонок из Приморска) - отсутствие тест-полосок, иголок для больных диабетом 2 типа, лекарств от давления Амодилин, Амоксицилин; в г. Сосновы Бор отсутствует выписываемый докторами Теветен 600мг, Тиотокцид БД 600 мг (заменяют на российское лекарство дозировкой 0,25). Ребенок-инвалид не получает лекарство Зипрекс, Ломоносовский комитет социальной защиты не компенсирует стоимость и предлагает купить его по полной цене. По всем поступившим обращениям информация направлена в соответствующие комитеты Правительства Ленинградской области.

В 2011 году из федерального бюджета выделено на обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарственными препаратами 496 млн. рублей, и дополнительно на обеспечение граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение по высоко затратным нозологиям – 515 млн. рублей. За счет средств областного бюджета Ленинградской области закуплено лекарственных препаратов для региональных льготников на сумму 218 млн. рублей.

22 марта 2011 года Уполномоченный, в рамках соглашения с Ленинградским областным фондом обязательного медицинского страхования провел «горячую линию» для граждан Ленинградской области в связи с вступлением в силу нового федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. №326 - ФЗ. Телефонная линия была организована для общего консультирования участников обязательного медицинского страхования в связи с введением новых форм взаимодействия учреждений здравоохранения и граждан.
В 2012 году будет продолжена работа Уполномоченного направленная на защиту права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.