Раздел 2. Право на доступное и безопасное образование. Правовое просвещение школьников в сфере прав человека.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 2. Право на доступное и безопасное образование. Правовое просвещение школьников в сфере прав человека.
Одним из важнейших прав граждан является закрепленное п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации право на «общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях». Ключевыми словами в статье Конституции РФ являются «общедоступность» и «бесплатность», т.е. государство гарантирует своим гражданам внятность, понятность и простоту (в редакции толкового словаря Ожегова) при приятии решения о предоставлении несовершеннолетнему ребенку бесплатного дошкольного образования (места) в МДОУ по его месту жительства.
Несмотря на достаточно большое внимание, которое уделяет Правительство Ленинградской области в вопросе доступности дошкольного образования, коренного перелома в этой сфере в 2011 году не произошло. Региональная сеть дошкольных учреждений ЛО представлена 497 образовательными учреждениями и организациями, кроме того, дополнительно используются новые формы: группы кратковременного пребывания, центры социально-игровой поддержки, частные группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Услугу по дошкольному образованию получают 62 819 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Введение в эксплуатацию детского сада на 100 мест в г. Всеволожске, возвращение в систему дошкольного образования зданий детских садов, ранее использованных не по назначению, ремонт и реконструкция 6 зданий детских садов на 960 мест, позволили организовать 2 717 мест и увеличить охват детей, получающих дошкольную общеобразовательную услугу в общей численности детей этого возраста до 75%, в том числе дошкольным образованием – 93,4%.

На 1.01.2012 года общая численность не обеспеченных общедоступным и бесплатным дошкольным образованием составляет по Ленинградской области 6 325 детей, нехитрая математика, учитывая темпы прироста возможностей всех источников обустройства детей, говорит о минимум 3-х летней задержке предоставления гарантированной Конституцией РФ обязанности государства (не считая рожденных в этот период детей). Учитывая планы правительства Ленинградской области на 2012 год по вводу 1 900 мест для детей в дошкольных учреждениях, необходимо максимально сосредоточиться на вышеперечисленных альтернативных новых возможностях системы образования, в том числе, и предоставления денежной компенсации родителям за период нахождения в очереди по предоставлению места в дошкольном учреждении. Эту работу Уполномоченный будет контролировать на протяжении всего 2012 года.
В то же время особое беспокойство вызывает судебная практика по делам о защите права несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование путем предоставления места в МДОУ по месту жительства несовершеннолетних.
Так 13 декабря 2011 года решением Гатчинского городского суда отказано гражданке Г. в удовлетворении иска о понуждении администрации в предоставлении места в МДОУ. При этом, логика принятия решения судьей является ни чем иным как поощрением ситуации, сложившейся в практике отказа родителям, предусмотренного и защищенного нормами Конституции «гарантированного» права на дошкольное образование детей-жителей Ленинградской области. Ссылаясь на действующие нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государственных органов в области предоставления дошкольной образовательной услуги, а именно: ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлено, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения (п.11 ч.1 ст.15); статью 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», определяющую, что к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Статья 16 вышеуказанного закона определяет общие требования к приему граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения и типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Проводя анализ динамики прохождения очереди гражданки Г., начиная с постановки общегородской очереди (30.06.09 г. – 2 944, на 21.11.11 г. – 576), суд, учитывая позицию администрации МО «Гатчинский муниципальный район», делает парадоксальный вывод о невозможности удовлетворения требований истца Г. по следующим основаниям:
- отсутствуют свободные места в группах, соответствующих возрасту ребенка Г. в МДОУ, действующих на территории Гатчинского муниципального района. В большинстве данных детских учреждений количество детей превышает установленные нормы, что противоречит «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03), которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в МДОУ детей, свыше установленных предельных норм, повлечет нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к МДОУ. Кроме того, предоставление места ребенку, состоящему на общегородской очереди за номером 576 (льготной очереди 106), повлечет нарушение прав других несовершеннолетних 575 детей (по льготной очереди – 105), которые поставлены на очередь раньше;
- не усмотрел нарушения прав несовершеннолетнего ребенка Г., поскольку она поставлена на общегородскую очередь на предоставление места в МДОУ;
- очередь приема несовершеннолетних детей в МДОУ имеет движение, администрацией МО Гатчинского МР принимаются меры к исполнению обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В период с 2006года по 2009 год, дополнительно открыто 1.260 мест, планируются мероприятия для уменьшения очереди, со стороны органа местного самоуправления имеют место затраты из муниципального бюджета на сумму 42.831,3 тыс. рублей.
Таким образом, суд, на взгляд Уполномоченного, нарушивший норму Конституции РФ, закрепляющую ОБЯЗАННОСТЬ государства, в лице муниципальных органов власти обеспечить гражданам России доступность дошкольного образования, стал органом оценки деятельности управления муниципального образования, способным определить «разумность и достаточность» бюджетных ассигнований на уменьшение очереди, а возможность попадания в дошкольные учреждения связать с переполненностью учреждений и отзывом лицензии. Как и от кого, истец по делу – гражданка Г., может потребовать исполнения своих конституционных прав, из материалов судебного решения не видно, только безнадежный вывод: очередь когда-нибудь подойдет. Это судебное решение считаем незаконным, не основанным на праве и примем все меры по его обжалованию во всех возможных инстанциях, включая Конституционный суд РФ.
Особую тревогу вызывают у Уполномоченного случаи насилия над детьми. Жертвами стали дети разных возрастов, проживающие в Приозерске, Всеволожске, Гатчине, Выборге. Органы внутренних дел проводят квалифицированные задержания, суд выносит максимальные наказания педофилам (до 14 лет содержания под стражей), однако, это не в должной мере влияет на сокращение данного вида преступлений. Необходима программа защиты ребят, основанная на максимальной осведомленности родителей и детей по факторам риска, а это работа и с преподавателями, с целью недопущения в их ряды лиц, способных, или уже зарекомендовавших себя с психопатологической стороны.

Для этого вполне своевременно может быть включение в трудовой контракт обязательств добровольного прохождения медицинского обследования с участием наркологов, психологов, с возможностью расторжения трудового договора в случае отказа от прохождения осмотра или получения отрицательного клинического заключения. Такое освидетельствование могло бы происходить один раз в год. Законодательную инициативу по изменению норм Трудового кодекса РФ Уполномоченный внесет в Законодательное собрание Ленинградской области в первом полугодии 2012 года. Кроме этого, каждый случай насилия над ребенком должен стать инструкцией по предотвращению подобных преступлений с анализом всех сопутствующих обстоятельств совершению преступления: времени года, суток, места совершения, освещенности, личности насильника, поведения родителей жертвы. Подобную информацию Уполномоченный будет получать из компетентных органов и доведет ее до всех заинтересованных лиц.
Уполномоченным 6 сентября была проведена «горячая линия» по вопросам устройства детей в дошкольные образовательные учреждения, случаев надругательства над детьми, сборов денежных средств. По результатам работы «линии» аппаратом Уполномоченного зафиксировано всего 8 обращений. Люди жаловались на отсутствие мест в детских садах. Когда дети только рождаются, их приходиться записывать в очередь, а подходит она, когда ребенок уже идет в 3-й класс (Всеволожский район). Также поступила информация о ведомственном детском саде Министерства обороны (Выборгский район), о спорных методах воспитания детей; в одной из школ Гатчинского района собирают деньги на нужды класса, на учебники. При этом основной проблемой стала анонимность обращений, люди не хотят называть своих имен. Говорят, что опасаются потерять места в детских садах, и гонений на детей в школах.
Важно для заявителей: Уполномоченному, для работы и оказания действенной помощи, необходимы заявления о нарушениях конкретных прав конкретных людей.

Некоторые звонившие оставили свои контакты, но сообщили, что готовы будут подписать жалобы, только если соберется группа лиц из тех же детских учреждений, с такими же проблемами. Людей можно понять, потому что они не уверены, что огласка проблем не отразится на них и их детях.
В 2011 году особое внимание Уполномоченным уделялось осуществлению полномочий муниципальными образованиями 2-го уровня по содержанию, оснащению и функционированию детских садов, домов-интернатов. Поводом для подобного отношения стал беспрецедентный случай для Ленинградской области - унижение малолетнего ребенка гражданки Е., происшедший в феврале-августе в детском учреждении г. Никольское Тосненского района. Девочку в возрасте 1,3 года, воспитательница, имеющая стаж работы по профессии 32 года, мало того что ругала словами, произношение которых и во взрослой среде вызывает отвращение, но и позволяла себе физический контакт с ребенком. Надо отдать должное родителям девочки, которые решили не просто забрать ребенка из конфликтного детского сада, а добиться осуждения и наказания недобросовестного сотрудника. По случаю в Никольском следствие возбудило уголовное дело статье 156 УК РФ по факту ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким обращением в отношении ребенка. Если вина воспитателя будет доказана, ей грозит лишение свободы до трех лет или семь лет без возможности заниматься педагогической деятельностью. Воспитатель уволился по собственному желанию. Проведенный позже опрос жителей Ленинградской области в виде «горячей линии» о насилии в учреждениях дошкольного образования, показал исключительный характер произошедшего в г. Никольском, однако и этот единичный случай на 1 января 2012 года расследован до конца не был, процессуального решения по окончанию уголовного дела нет, дело осложняется продолжительной экспертизой. Уполномоченный будет внимательно следить за ходом уголовного дела, подобные случаи недопустимы, решения по ним должны приниматься взвешенные и справедливые.

На пресс-конференции, посвященной этому вопиющему случаю, Уполномоченным было предложено внести дополнения в вышеуказанную статью Уголовного кодекса РФ и включить санкцию о возмещении морального ущерба родителям в размере от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей. В помещениях детских садов и школ целесообразно обеспечить режим видео просмотров (видеорегистрации) для исключения случаев насилия над детьми и недопущению двойной трактовки событий преступления, а также для избегания обязательств доказывания родителями обстоятельств надругательства над детьми в государственных учреждениях. Детям должно быть комфортно и безопасно, это конституционное право, и его обеспечение является основным для всех государственных органов и Уполномоченного. Дети пожаловаться не могут. Предложения по организации видеоконтроля будут направлены Уполномоченным в адрес Правительство Ленинградской области.
Особое место занимает статистика преступлений несовершеннолетних в регионе: количество преступлений, совершенных в 2011 году несовершеннолетними, увеличилось на 4,1% по отношению к 2010 году и составило 509 проявлений, из которых рецидив - 85 (-1 к АППГ); число несовершеннолетних «преступников» возросло на 3,3% и составило 562 человека, жителя Ленинградской области. В то же время число преступлений, совершенных в отношении детей и подростков по итогам 2011 года сократилось на 6% и составило 664 проявления, более 76% (503(+5)) из них – насильственного характера. Такие цифры не могут успокаивать ни одно из звеньев государственного управления. Уполномоченным будет продолжена работа по взаимодействию с органами внутренних дел по оценке резонансных преступлений, публичному доведению до жителей Ленинградской области фактов противоправных действий и принимаемых мерах. (см. Приложение)
ГРАФИК 3

Уполномоченным и сотрудниками аппарата, совместно с сотрудниками прокуратуры, Роспотребнадзора, были организованы выезды в детские дома Ленинградской области. 1 июня 2011г. - в детский дом в п. Анисимово Бокситогорского района, 8 июня - в детский дом п. Лопухинка Ломоносовского района, 15 сентября 2011 года был посещен дом малютки в г. Всеволожске. Поводом для визита во Всеволожск стало письмо в редакцию «Российской газеты» одной из сотрудниц детского учреждения, в котором она рассказывала о нарушениях прав детей. Журналисты газеты обратились к Уполномоченному с просьбой помочь разобраться в ситуации. В жалобе говорилось, в частности, о том, что есть проблемы в питании детей, в обеспечении их туалетными принадлежностями, о плохом состоянии помещений второго этажа. Как было установлено в процессе проверки, в детском доме живут около 100 детей в возрасте до 4-х лет, большинство из них имеют неврологические заболевания, а каждый четвёртый - инвалид. Есть также специализированная группа для ВИЧ-инфицированных детей. По опыту профессионалов, многих детей забирают в семьи, но дети с тяжелыми формами инвалидности просто обречены провести жизнь в социальных учреждениях. Главная проблема детского дома (не только этого, и не единственная) – это кадровый вопрос. На группу по штатному расписанию положено 2-3 человека – воспитатель и нянечка, по факту же неукомплектованность сотрудниками составляет порядка 48% - одна нянечка на 11 сложных детей. Средняя заработная плата персонала - 8 тыс. рублей. Первый этаж дома малютки оборудован так, что впору завидовать детским садам: развивающие игрушки, спортивный зал, музыкальная комната. Прекрасный фасад здания и современный изолятор, оборудованный по всем европейским стандартам – директор не жалуется на обеспечение, но признает, что если бы не спонсоры, то такого позволить себе детский дом бы не смог. Комиссия проверила обеспеченность детей одеждой. Конечно, она не новая, но весьма добротная. Второй этаж требует качественного косметического ремонта - в горшечных отваливается плитка, на стенах потеки от воды.

Общей, для всех увиденных детских домов, является невозможность своими силами и в пределах своих бюджетных возможностей провести ремонтные работы внутри здания. При этом радует, что огромную помощь оказывают благотворители: это и проведение работ по остеклению, ремонту крыш, поставке компьютерного образовательного оборудования, вещей на все времена года, да и просто человеческое соучастие. Организация и проведение праздников. Когда Уполномоченный обратился с призывом помочь дому малютки во Всеволожске, организация, готовая помочь, нашлась в течение суток. На конец года все работы по замене керамической плитки в местах мытья детей были выполнены, без всякой финансового вознаграждения, из сострадания и возможности помочь.

Очень важно муниципальной власти, в ведении которых находятся эти ДОУ, выполнять все свои обязательства, основанные на законе, а не ждать, когда эту роль выполнят спонсоры. Каждый должен делать свое дело: благотворители должны дополнять государственные меры поддержки детей, а не заменять их. На момент приезда Уполномоченного в д/дом п. Лопухинка, а это уже июнь месяц, администрацией Ломоносовского района не было принято решение о выделении средств бюджета на закупку лекарств – наверное, доверили это важное дело спонсорам, которые, безусловно, справились с этим, и аптечка детского дома была полна лекарств. Однако, это не то, что написано в законе, и что надо, безусловно, соблюдать. В 2012 году Уполномоченный продолжит работу по поддержке детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, привлекая к решению детских проблем, как уполномоченных лиц, так и волонтеров, благотворителей. К сожалению, для них работа есть.
На 1.01.11 года количество детских домов в Ленинградской области - 19, количество воспитанников в них - 792 человека. С почти половиной из этих ребят Уполномоченный познакомился в прошедшем 2011 году. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 1.01.11 года воспитывается: - под опекой (попечительством) – 3639 человек, в приемных семьях – 570 человек, в домах ребенка – 205 человек, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах) – 792 человека, в государственных специализированных (коррекционных) и муниципальных общеобразовательных школах-интернатах – 523 человека, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования – 165 человек.

Каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление в период летнего сезона. На территории Ленинградской области в 2011 году в этих целях планировалось открыть 74 загородных оздоровительных учреждения, из которых 21 учреждение принадлежит Ленинградской области и 53 г. Санкт-Петербургу. При этом на территории Ленинградской области дополнительно расположено 70 загородных оздоровительных учреждений, используемых не по прямому назначению (пустующие, перепрофилированные под ИЖС, базы отдыха и пр.), а в пяти районах Ленинградской области: Волховском, Кировском, Волосовском, Подпорожском и Тосненском отсутствуют загородные оздоровительные лагеря. Необходимо принять действенные меры для возврата и использования по назначению всех вышеуказанных объектов, в этой работе Уполномоченный примет активное участие.
В 2011 году Уполномоченный, вместе с прокуратурой, при подготовке к летнему сезону, посетили в составе комиссии трудовой лагерь для трудных подростков (14-18 лет) «Новое поколение» в Лодейнопольском районе области. Причиной посещения комиссии стали события 2010 года, когда в трудовом лагере погиб подросток. На момент осмотра (9.06.11г), руководителями лагеря были сделаны выводы из прежней ситуации: сдан построенный дополнительный корпус взамен палаток 2010 года, для более удобного, комфортного и безопасного проживания детей и воспитателей; выставлены дополнительные посты охраны, в 2010 году их отсутствие привело к самовольному уходу с территории лагеря детей и трагическим последствиям; решен вопрос с качественной питьевой водой, пляжем, медицинским изолятором. Все это должно и могло быть выполнено и в 2010 году, не допуская трагедии. К сожалению, никто из воспитателей, руководителей трудового лагеря, ответственность за события предшествующего года на понес. И еще одно – лагерь мог бы не открыться из-за несогласованности ведомств – одни требуют тревожную кнопку в столовой (что и технически и финансово обременительно для лагеря, функционирующего на грани рентабельности) и наличие пожарной машины в пределах 15 км, другие сообщают, что до ближайшей пожарной команды 40 км. Совместить эти два требования практически невозможно, и здесь важна позиция контролирующих органов. Надо не только запрещать, а создавать новые формы, новые требования, которые могут быть исполнимы.


В конце 2011 года обострилась ситуация с объектами недвижимого имущества Министерства обороны, используемыми для организации воспитательно- образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, передаваемыми в собственность муниципальных образований. К Уполномоченному обратилась группа из 351 человека - жители военного городка - с просьбой сохранения детского учреждения на закрытой территории военной части. Обращение от военнослужащих и членов их семей о защите их прав и законных интересов поступило в связи с решением Министерства обороны России о срочном закрытии одних, и незамедлительной передаче других ведомственных дошкольных образовательных учреждений в ведение муниципальных образований.
Таких объектов в Ленинградской области – 20, один из которых, в закрытом военном городке п. Каменка Ленинградской области, посетил Уполномоченный 24 октября в составе комиссии, назначенной по его обращению. Несомненно, что Министерство обороны должно отказываться от не свойственных ему функций, включая функцию дошкольного образования, но делать надо это поступательно, согласованно и не в ущерб как детям и их родителям, так и будущим собственникам – муниципальным образованиям. Муниципальные образования области в настоящее время не могут принять дошкольные учреждения на баланс – бюджеты большинства муниципальных образований первого уровня настолько малы, что не могут финансировать содержание даже одного садика, не говоря и о ремонте. Например, в п. Каменка (Выборгский район) на ремонт детского сада требуется сумма, превышающая в десятки раз годовой бюджет муниципалов, который составляет 6 миллионов рублей. Другая проблема – детское учреждение находится на территории войсковой части, которая является режимным объектом. Анализ ситуаций, когда десятки детей военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, проживающих на территории военных городков, дислоцирующихся на территории Ленинградской области, могли остаться без должной подготовки к школе, социальной адаптации, контроля за здоровьем и развитием, был направлен Уполномоченным статс-секретарю Министра обороны РФ Н. Панкову, командующему Зап.В.О. (см. Приложение 2.1.).

К чести военных, вопрос жизненной необходимости сохранения ведомственных детских учреждений был решен в кротчайшие сроки. Уже в ноябре 2011 г. вице-премьер РФ С. Нарышкин, по итогам собственной поездки по Ленинградской области, сообщил, что детские сады, которые сейчас находятся на балансе министерства обороны РФ и должны быть переданы муниципалитетам, но требуют ремонта, будут переходить к муниципальным образованиям только по мере готовности.
1 ноября состоялось совещание в Правительстве региона, результатом которого стали выезды в муниципальные районы и формирование списков детских садов, из которых 9 были согласованы представителями военных и региона для передачи в муниципальную собственность при наличии правоустанавливающих документов, 3 – после проведения ремонтных работ, 6 зданий остались в перечне имущества МО, а 3 детских учреждения будут переданы в муниципальную собственность, однако, по назначению использоваться не могут.
Уполномоченным в 2011 году продолжена работа по формированию правозащитного сознания, гражданской позиции у ребят старших классов. Так был разработан и реализован первый этап целевой программы по введению в школах Ленинградской области учебного модуля «Основы прав человека». Уполномоченный по правам человека в регионе является государственным социальным институтом, обеспечивающим координацию государственной правозащитной политики. Одна из приоритетных задач Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области – содействие правовому просвещению граждан, в первую очередь – детей и подростков, как целевой аудитории, в наименьшей степени обладающей практическим опытом и социально-политическими знаниями. Организация правового просвещения в школах – задача социально важная, имеющая сегодня государственное значение, поэтому, в ее решении должны деятельно участвовать не только педагоги, но и органы государственной власти и местного самоуправления, научные центры и общественные организации. Преподавание основ правовых знаний должно вестись в школах с учетом особенностей регионов, целевой аудитории (по социальным и возрастным критериям). Недостаточно просто рассказать школьникам на уроках об основах прав человека, важно научить ребят осмысливать и использовать на практике правовую информацию.


С учетом вышеизложенного, Уполномоченный по правам человека выступил в качестве инициатора реализации Программы по внедрению в школах Ленинградской области учебного модуля «Основы прав человека». Разработка Программы велась аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области во взаимодействии с профильным Комитетом Правительства Ленинградской области, была согласована с руководством Ленинградского областного института развития образования, была поддержана рядом депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области. При разработке Программы был использован системный подход. Программой предусматривается последовательное решение вопросов: постановка задачи – выбор партнеров – разработка учебного модуля «Основы прав человека» - организация эксперимента в одном из МО Ленинградской области – оценка результатов эксперимента и доработка методического обеспечения (учебных модулей для учителей обществознания) – дополнительное обучение учителей – разработка учебных пособий для школьников – проведение занятий в школах Ленинградской области. Консультации со специалистами позволили оптимизировать структуру курса, объем учебного модуля «Основы прав человека» (8 учебных часов) и предпочтительную форму представления правовой информации на уроках – сочетание теоретических основ с практическими навыками. Предусмотрено обучение школьников поиску и использованию правовой информации, организация дискуссионного обсуждения отдельных вопросов. В качестве целевой аудитории были выбраны выпускные классы. Правовые знания, полученные ими при изучении учебного модуля «Основы правовых знаний», с высокой вероятностью могут быть использованы на практике в ближайшем будущем. В процессе курса дети узнают о конституционных правах и обязанностях граждан, об основах государственной политики и работы государственных институтов по защите прав граждан, о правах на образование, об особенностях избирательного, трудового, административного и семейного права.
Привлечение к реализации Программы ведущих региональных научных центров, в частности, РГПУ им. А.И. Герцена, позволило обеспечить научное и методическое обоснование структуры учебного курса и наполнение учебного модуля «Основы прав человека», отвечающее современным международным и российским образовательным стандартам.

Выполнена разработка учебного модуля для школьников «Основы прав человека» и учебной программы для дополнительного обучения учителей обществознания «Права человека: теория и методика преподавания в школах Ленинградской области». По согласованию с председателем Комитета по общему и профессиональному образованию Ленинградской области С.В.Тарасовым и главой МО «Выборгский район Ленинградской области» К.Н. Патраевым, в ноябре – декабре 2010 г. в трех школах г. Выборга представителями РГПУ им. А.И. Герцена, Уполномоченного был проведен эксперимент по внедрению учебного модуля «Основы прав человека». Ход эксперимента в г. Выборге подтвердил заинтересованность и эффективность сотрудничества ряда государственных структур (аппарата Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, Комитета по образованию Ленинградской области, администрации МО «Выборгский район Ленинградской области», МО «г. Выборг», территориальных органов федеральных ведомств, таких как прокуратура, военный комиссариат, Управление юстиции и т.д.). Наблюдение в ходе эксперимента за участием в нем школьников, а также анализ результатов их анкетирования, подтвердили востребованность учебного модуля «Основы прав человека», причем, как практической, так и теоретической его составляющих. Активная работа школьников на уроках показала эффективность объединения в составе курса теоретических разделов с практическими экскурсами и широкими дискуссиями по наиболее актуальным для них проблемам. Результаты анализа анкет участников эксперимента подтвердили обоснованность возрастной адресации курса, принятой инициаторами и разработчиками учебного модуля «Основы прав человека». 26 января 2011 года был подведен итог этой работы, школьникам-участникам эксперимента были вручены сертификаты Уполномоченного об успешном прохождении учебного модуля.


Следующими этапами реализации Программы должно было стать тиражирование разработанных РГПУ им. А.И. Герцена методических материалов, дополнительное обучение на базе ЛОИРО учителей обществознания, организация проведения уроков в составе учебного модуля «Основы прав человека» в выпускных классах всех общеобразовательных школ Ленинградской области.
Конечно, процесс введения в учебные курсы школ новой составляющей «Правозащитная деятельность» достаточно сложен, с учетом организационных, методических и финансовых аспектов. Письмом от 4 марта 2011 года председатель Комитета общего и профессионального образования, в ответ на обращение Уполномоченного о введении учебного модуля в выпускных классах общеобразовательных школ, сообщил о невозможности включения Программы в учебный план в рамках обязательного стандарта. Однако подтверждена возможность включения модуля в спецкурс или спецсеминар при реализации профильного образования для учащихся общеобразовательных школ, выбирающих социально-гуманитарный профиль образования. Уполномоченный не может согласиться с факультативностью важного инструмента формирования гражданского общества ( на предмет «обществознание», включающий в себя обществоведение, экономику и право для 9-11 классов , обязательной учебной программой выделено всего 1,5 часа в неделю), ведь правовые знания нужны всем, а не только тем, кто в будущем связывает свою жизнь с общественными науками.
Это требование общественно-политической ситуации в стране и регионе, введение такого курса жизненно необходимо и отвечает приоритетам государственной политики в области образования, сформулированным президентом России Д.А.Медведевым. Объединение государственной воли руководителей органов законодательной и исполнительной власти Ленинградской области, использование научного потенциала вузов региона, позволит решить эту социально и политически значимую задачу в максимально сжатые сроки.

Уполномоченным будет продолжена работа по формированию гражданской позиции маленьких граждан России, через встречи, лекции, книги, тем более, что в 2011 году появился уникальный опыт издания книг для самых маленьких граждан: Уполномоченным выпущена в свет книжка-раскраска по правам человека для детей возраста 4-7 лет. Будет продолжена работа с РГПУ им. Герцена по выпуску карманного справочника для 17-18-летних, с ответами на первые и, наверное, самые важные вопросы в жизни выпускника: по трудовому праву (контракт, работа), по армии (призыв), по браку (права и обязанности), по выборам, по учебе.
В 2011 году количество выпускников - участников ЕГЭ составило 6 450 человек, из которых выпускников муниципальных образовательных учреждений – 6 376 человек, выпускников негосударственных общеобразовательных учреждений – 48 человек, выпускников коррекционных общеобразовательных школ – 26 человек – 26 человек. Не касаясь вопросов целесообразности отказа от традиционных советских экзаменов, изменения методик подготовки школьников, в том числе выпускников, качества подготовки, формирования навыков анализа, Уполномоченный не мог не заметить особенности сдачи ЕГЭ в 2011 году, а это и достаточно поздняя (для РФ, не только для нашего региона) оценка и установка проходного бала по первым экзаменам, и скандалы, связанные с зачислением в высшие учебные заведения.
Почему проходной бал нельзя обосновать до начала экзаменационной сессии, почему три недели ребятам надо ждать результаты первого экзамена, почему на бюджетные места зачисляют одновременно с коммерческим, а не дают возможность сначала наполнить ВУЗ лучшими ребятами, а затем предложить оставшимся заключать контракт – ответы на эти вопросы Уполномоченный будет стараться получить в сессию 2012 года. Главное в оценке знаний выпускников – справедливое отношение ко всем. Обучение должно быть миром равных возможностей.