В России состоялся переход на беззаявительную социальную поддержку

128
С сегодняшнего дня (11 мая) вступили в силу поправки в федеральный закон «О государственной социальной помощи», благодаря чему россияне смогут получать различные меры соцподдержки автоматически, без заявления. За это нововведение Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов последовательно боролся более семи лет.

Внесенные изменения установили обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций, находящихся в их ведении, передавать в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) сведения о предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки, социальных услугах, иных соцгарантиях и выплатах, а также обязанность получать из указанной государственной информационной системы сведений, необходимых для их назначения. Другими словами, теперь ответственные госорганы и должностные лица смогут самостоятельно определить, что человек нуждается в помощи государства, и для оказания такой помощи им больше не потребуется заявление гражданина. Например, ребенку исполнилось три года и семье должны начать выплачивать пособие. Уведомление о том, что человеку назначена такая выплата, появится в его личном кабинете на портале Госуслуг.

Несомненно, это значительно улучшит качество жизни огромного числа людей. С 2013 года Уполномоченный в своих ежегодных и специальных докладах, в многочисленных публичных выступлениях подвергал критике заявительный характер оказания социальной помощи:

• «Чтобы получить льготу, субсидию или иную помощь государства, многодетным мамам, инвалидам, старикам нужно, превозмогая себя, лично преодолевать путь в учреждения, обивать там пороги кабинетов, стоять в долгих очередях, чтобы подать заявление… И это в случае, если люди знали, куда им обращаться за помощью! Если же не знали, или не дошли, или недопоняли, то никто от лица государства их об этом не уведомляет…» (из ежегодного Доклада Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области за 2016 год);
•«Существующая заявительная система социальной помощи крайне неэффективна – как для человека, так и для государства. Это просто понять. Огромная армия чиновников социальной защиты содержится государством, но она в ожидании, когда теряющий память человек сам разберется в законах и постановлениях о том, что можно и что положено, потом сам привезет на инвалидной коляске свое истерзанное болезнью тело и заявит о своей просьбе женщине в окошке. И тогда через месяц… Конечно, это образ собирательный, но иллюстрирует смысл неэффективности такого порядка работы, когда огромное количество работников соцзащиты получает зарплату, а огромное количество нуждающихся не получает надлежащей и крайне необходимой помощи» (из публичного выступления Уполномоченного на заседании Законодательного собрания Ленинградской области в мае 2018 года);
•«Пора отказаться от заявительного принципа социальной помощи, точнее, от того, чтобы он был единственным. Помощь прежде всего должна быть адресной. Для этого необходимо внедрить выявление нуждающихся граждан социальными работниками и потом активное вовлечение в социальный мониторинг администраций муниципалитетов. В век цифровых технологий и РЖД, и МФЦ рассылают sms-уведомления: «ваш поезд № … отправляется через …», или «документы готовы, можно получить …». Все мы, обладатели СНИЛС и ИНН, давно учтены через Пенсионный Фонд, ФСС и прочие структуры. Государство знает о гражданах всю информацию – и возраст, и доходы, и долги, и имущество... Нужно только разработать и осуществить переход на адресную помощь» (из ежегодного Доклада Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области за 2018 год).

Если бы не заявительный характер системы, то:

… 91-летняя ветеран труда и труженица тыла из Волхова, которую внучка-пьяница заперла в квартире на четыре дня без еды и воды, не умерла бы в результате истощения и обезвоживания в реанимации районной больницы;
… абсолютно одинокая 80-летняя бабушка не лежала бы пять месяцев подряд (!) на больничной койке сестринского ухода в Усть-Лужской больнице, потому что мошенники «увели» её квартиру;
… 54-летний плохо говорящий инвалид-колясочник из Волосовского района с пенсией 8749 рублей не «накопил» бы долг за оплату ЖКУ в размере 200 тысяч рублей…

И так далее… Приведенные примеры не выдуманные. Они взяты из реальной практики Уполномоченного.

В целях исправления ситуации Сергей Шабанов систематически обращался к депутатам Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и иным субъектам законодательной инициативы, с рациональным предложением по изменению принципа оказания гражданам социальной поддержки и помощи. По мнению Уполномоченного, в каждом субъекте РФ во всех районах сотрудники соцзащиты обязаны знать всех льготников пофамильно и систематически навещать их, проверять условия проживания, помогать по собственной инициативе, и уведомлять их о праве на социальную помощь, не дожидаясь заявки. Например, сразу после рождения ребенка информировать родителей о причитающихся пособиях.

«Как Уполномоченный я очень рад тому, что на федеральном уровне разработан и законодательно установлен механизм предоставления гражданам различных мер соцподдержки без заявления получателя. Это переломный момент, хотя он наступил не так стремительно, как мы того хотели. Теперь сотни тысяч россиян избавлены от му́к хождения по инстанциям и сбора справок, теперь все будет иначе – больше никакого заявительного режима, который так несправедлив и неразумен в современном мире. Люди будут в положенный срок получать сообщения о том, какой вид государственной помощи им положен и что для этого необходимо сделать.
Однако нужно более тщательно продумать механизм оповещения пожилых людей – не у всех имеется личный кабинет на Госуслугах, и очень многие далеки от компьютерных технологий. Приемлемыми для них вариантами могут быть как sms-уведомления, так и почтовые отправления», – отметил Сергей Шабанов.