В 2021 году каждым третьим обращением к Уполномоченному были жалобы на органы местного самоуправления

175
Эти данные отражены в разделе «Правозащитная карта» ежегодного Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, который Сергей Шабанов представил на этой неделе Губернатору А.Ю. Дрозденко.

Из поступивших в минувшем году 3003 обращений практически каждое третье было связано с жалобами на работу органов местного самоуправления (ОМСУ), которые нередко «отмахиваются» от некоторых проблем населения. К сожалению, часто эти жалобы являются обоснованными. Люди годами не могут самостоятельно «достучаться» до местной власти, чтобы получить благоустроенную территорию, оборудованную детскую площадку, отремонтированную теплотрассу, заключение о признании дома аварийным, пригодную для питья воду, регулярный вывоз мусора, полноценное уличное освещение, табличку с адресом на жилой дом, ремонт Дома культуры, отсыпку «изрешеченной» ямами дороги и многое другое из того, что обязаны делать органы местного самоуправления. Наибольшее количество таких обращений поступило из Волосовского района, увеличилось в 2 раза число жалоб на органы местного самоуправления Кировского и Тосненского районов. При этом отсутствовали жалобы на ОМСУ Сланцевского района.

Пытаясь во что бы то ни стало достичь результата – восстановления нарушенных прав граждан, Уполномоченному систематически приходится преодолевать упорство и сопротивление должностных лиц, порой граничащее с принципиальностью и даже безрассудством. Часто вопрос, как говорится, «не сто́ит и выеденного яйца», однако многолетняя практика показывает – чтобы в городах и поселениях ремонтировались муниципальные квартиры, ликвидировались несанкционированные мусорные свалки, расселялись «аварийные» дома, производилось благоустройство территорий, организовывалась пожарная безопасность, устранялись протечки кровли в домах, нуждающиеся в жилье граждане признавались таковыми и становились на учет, а в отдаленных деревнях функционировали ФАПы и приезжала автолавка, местной власти часто необходим заданный Уполномоченным импульс. Формы его проявления разнообразны – прежде всего, это разъяснения, конкретные предложения и просьба об исправлении ошибок. Это может быть и настойчивая просьба, требование, личный приезд, встреча, проверка, официальное Заключение Уполномоченного, и даже привлечение для разрешения вопроса руководства региона или надзорных органов… И затем, конечно, осуществление непрерывного контроля ситуации до полного ее разрешения.

Вот примеры некоторых результатов нашей работы в минувшем году по оказанию содействия гражданам, чьи права были нарушены действиями (бездействием) органов местного самоуправления:
– администрации Бегуницкого СП Волосовского района и Елизаветинского СП Гатчинского района запланировали работы по ликвидации несанкционированных мусорных свалок;
– с пенсионером-должником из Волховского района заключены договоры о реструктуризации долга (130 тысяч рублей) и в занимаемой им муниципальной квартире установлен прибор учета ХВС;
– в муниципальной квартире в деревне Тихковицы Гатчинского района проведены ремонтные работы, благодаря чему в дом вернулось тепло, а в муниципальной квартире в поселке Кузнечное Приозерского района заменен провалившийся пол;
– администрация Янегского СП Лодейнопольского района занялась разрешением «квартирного» вопроса инвалида по зрению, переселенного в новое, но неравнозначное жилье;
– выделены денежные средства на проведение строительно-технической экспертизы для признания аварийными четырех полуразрушенных домов в поселке Синявино Кировского района;
– инициирована проверка в отношении собственника земельного участка в деревне Лайдузи Гатчинского района, ущемившего права многодетной семьи;
– администрация Кингисеппского района запланировала ремонт разбитой автодороги «Савикино – Бабино» в Котельском СП, а администрация Волховского района – обустройство автобусных остановок в Волхове;
– произведен ремонт дороги до территории СНТ «Балтика» в Сосновом Бору.

«Во многих случаях причинами ошибок и недоработок местных администраций является недостаточная квалификация специалистов органов местного самоуправления, в отдельных ситуациях – отсутствие у руководства инициативы и видения развития вверенных территорий, большая нагрузка на сотрудников из-за объема полномочий. ОМСУ первого уровня часто ждут распоряжения и команд свыше, не проявляя инициативу, не организуют граждан, нередко вся их деятельность ограничивается только объемом выделенных средств, которых мало. Представляется целесообразным создание «муниципальной школы» для обучения и повышения квалификации работников органов местного самоуправления с непременной проверкой знаний по окончании учебы», – считает Сергей Шабанов.

С полным текстом Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области в 2021 году можно ознакомиться здесь.