Сергей Шабанов выявил две глобальные проблемы в СИЗО-3, нарушающие права множества людей
339
Еще одним пунктом рабочей поездки в Выборг Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области стал Следственный изолятор №3, в котором Сергей Шабанов проверил условия содержания и соблюдение прав человека.
СИЗО находится в здании бывшей губернской тюрьмы, построенном в начале 1880-х годов в так называемом кирпичном стиле по проекту Константина Киселёва, архитектора Великого княжества Финляндского. Это здание включено в перечень памятников архитектуры.
В сопровождении сотрудников следственного изолятора (из оперчасти, отделов по воспитательной работе, и по режиму и безопасности) Сергей Шабанов обошел все три этажа, осмотрел камеры, вспомогательные и подсобные помещения.
Для арестантов, содержащихся здесь 200 с лишним лет назад, были созданы вполне приемлемые условия. На каждом этаже имелись большие душевые, имеющие форму восьмигранников, очень удобные и функциональные. Однако сегодня это руины. В помещениях едва тлеет единственная рабочая лампочка, да ютится одна подгнившая от влаги скамеечка. Из семи леек на третьем этаже работает только одна, на втором и первом – по три. Все остальные давно забиты деревянными пробками. В раздевалках при душевых тоже аскетичная обстановка – лавочка да несколько ржавых крючков для одежды.
Когда-то финский архитектор Константин Киселев, занимаясь тюремным минимализмом, спроектировал удобные и функциональные душевые, где все на виду, и реализована возможность одновременной помывки для семи человек. Все душевые в СИЗО расположены друг над другом, состояние их везде одинаковое – ремонта не было лет 20. Слои краски свисают с потолка как лишайник, выглядывая друг из-под друга. Плафоны ламп, как и стены, не мылись никогда. Подвесные потолки частично разрушены.
На все вопросы Уполномоченного сотрудники СИЗО отвечали предсказуемо: «Это все они ломают сами, а потом жалуются!».
Уполномоченный же иного мнения. Давно здесь нет хозяйского глаза – начальника тыла или заведующего хозяйственной частью. Содержание и состояние душевых самое неудовлетворительное, что является несомненным нарушением права человека. Кроме отвращения и брезгливости иных чувств эти помещения не вызывают.
Соблюдение личной гигиены – это базовая потребность человека, поскольку является основой профилактики заболеваний, что особенно важно в условиях в замкнутых (и часто перенаселенных) помещений СИЗО. Во избежание превращения следственного изолятора в очаг распространения инфекции необходимо обеспечить в учреждении неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
Вторая проблема выборгского СИЗО – отсутствие очистных сооружений. Все нечистоты, сливы из кухни, душевых и иных помещений сливаются в канализационный поток, который, переливаясь через отстойники, направляются в воды бухты «Радуга». Зимой около сбросовой трубы никогда не замерзает вода. Рады лишь вороны, которые ходят по краешку льда, вылавливая что-то съедобное только для них. Местные жители не опускают руки в воду, не моют здесь автомобили и вообще не подходят близко к берегу. Все знают, всем известно, все понимают, но так всё и продолжается…
Уполномоченный, владея обширной информацией об этой проблеме, включился в работу по коренному исправлению ситуации. Зная, что некоторые действия уже совершены, Сергей Шабанов попросил сотрудников СИЗО-3 предоставить возможность для ознакомления с техническими условиями, которые учреждению выдал «Леноблводоканал» для урегулирования канализационной проблемы.
Согласно представленным документам, предлагалось три варианта решения вопроса, самым лучшим из которых является подключение к городской канализационной сети. Но, похоже, что документов этих кроме Уполномоченного никто и не смотрел, поскольку отвечающая за хозяйство сотрудница следственного изолятора ответила: «Где-то в Управлении кто-то, наверное, считает какие-то деньги…». Конечно, с «Леноблводоканалом» и составителем сметы никто из СИЗО-3 не разговаривал. На вопросы Уполномоченного ответить никто не смог. Например, почему в таких условиях не предусмотрены насосы или самостоятельная канализационная насосная станция для подъема стоков в городскую систему. В общем, одна неопределенность и незаинтересованность.
А пока – зловония по всей территории СИЗО-3, во всех его помещениях. И жаль не только подследственных, но и работников учреждения, которые там находятся.
Конечно, Уполномоченный продолжит активно воздействовать на процесс, потому что коренное исправление ситуации – это путь к прекращению грубого и серьезного нарушения прав подследственных, сотрудников и администрации СИЗО, жителей целого городского района «Папула» на благоприятные условия проживания, чистый воздух и, конечно, здоровье.