Уполномоченный убедил «Сбербанк» разблокировать ошибочно «замороженные» счета гражданина

68
В августе к Уполномоченному обратился житель Сланцевского района П. с жалобой на действия судебных приставов.

Мужчина рассказал, что уже неоднократно, на протяжении нескольких лет, его банковские счета, открытые в «Сбербанке», блокируются на основании запроса службы судебных приставов в кредитную организацию. Все имеющиеся на счетах денежные средства во всех случаях перенаправлялись судебным приставам. При этом, по словам П., должником он не является и никогда им не был. У заявителя имеются достоверные сведения, что приставы «охотятся» за его полным тезкой с той же датой рождения, проживающим в Подпорожском районе. В прошлом году П. удалось добиться справедливости и обрести утраченный доступ к счетам. Теперь же ситуация повторилась вновь.

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный выяснил, что государственные органы, организации и банки, в которые поступают запросы от судебных приставов-исполнителей, осуществляют в своих базах данных розыск сведений об имуществе и счетах должника только по фамилии, имени, отчеству и дате рождения. Иные данные о должнике, которые судебные приставы сообщают в дополнение к запросу, не учитываются (например, место рождения, место проживания и т.д.). В результате и происходит путаница – добропорядочных граждан записывают в должники.

Сергей Шабанов подробно разъяснил судебным приставам информацию о допущенной банком ошибке, и просил направить в кредитную организацию уведомление о необходимости разблокирования счетов П. Документ был направлен немедленно, однако спустя несколько дней никаких изменений не произошло. В информационном центре «Сбербанка» Уполномоченному сообщили, что разблокирование происходит в течение семи рабочих дней с момента получения уведомления.

В данном случае нельзя было допускать дальнейшее промедление, поскольку на счет заявителя со дня на день должна была поступить заработная плата – единственный источник дохода. А потому Сергей Шабанов составил разговор с ответственными должностными лицами и руководством банка, и убедил «разморозить» счета П. как можно скорее.

Уже через час после этой беседы заявитель проинформировал, что ему на телефон пришло сообщение о разблокировании счетов.

***
Однако на этом проблему нельзя считать абсолютно разрешенной, поскольку причина допущенной банком ошибки осталась. В разговоре Уполномоченного с руководством кредитной организации прозвучало, что поиск сведений об имуществе и счетах по базе данных осуществляется «в соответствии с установленным регламентом».

В связи с этим Сергей Шабанов направил Председателю Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Дмитрию Курдюкову просьбу сообщить – каким конкретно документом регламентирован порядок розыска сведений о должниках с использованием ограниченных данных о человеке. Далее, в защиту прав жителей Ленинградской области, Уполномоченный намерен инициировать внесение изменений в нормативные документы с целью исключения подобных ошибок в будущем.

«Нельзя допускать, чтобы законопослушные граждане и дальше находились под угрозой ошибочного ареста их счетов и списания с них денежных средств в случае, когда их полный тезка окажется должником», – считает Сергей Шабанов.