Уполномоченный подвел итоги «горячей линии» по вопросам переселения из аварийного жилья

2135
На минувшей неделе Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов и сотрудники аппарата провели шестичасовую телефонную «горячую линию» по вопросам, связанным с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Гражданам было предложено сообщить о фактах бездействия администрации в проведении оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания его аварийным, высказать мнение о качестве предоставленного жилья для переселения, рассказать о проблемах с выплатами собственникам выкупной цены жилого помещения, и иное.

Телефон не умолкал ни на минуту. Всего поступило 50 обращений из 12 муниципальных районов, наибольшее количество от жителей Гатчинского, Волховского, Выборгского, Лужского и Всеволожского районов. Ни одного звонка не было из Бокситогорского, Кингисеппского, Кировского, Лодейнопольского и Сланцевского районов, а также из Сосновоборского городского округа.

34 % позвонивших были встревожены неизвестностью – а что же будет дальше после признания дома аварийным: «Кто будет теперь заниматься нашим домом? Ходим в администрацию, но там разводят руками и ничего конкретного не говорят».

26 % обращений были связаны с жалобами граждан на бездействие органов местного самоуправления по признанию домов аварийными.

6 % граждан высказали неудовлетворение состоянием жилых помещений, предоставленных при расселении из аварийного жилья. Например, жители поселка Сиверский Гатчинского района, которые в рамках «горячей линии» оставили коллективную жалобу: «Мы решительно недовольны новым домом, в который нас переселили! В квартирах сырость, вода в кране ужасная с повышенным содержанием железа, потолки протекают, проводку постоянно замыкает!». Подобное обращение было от жителя поселка Кобринское Гатчинского района: «В сентябре прошлого года меня переселили в новый дом, и тут же по стенам «пошла» плесень!».

6 % звонков поступило от проживающих в домах, ранее принадлежавших какому-либо предприятию или ведомству и не переданных в муниципальную собственность, которые сейчас никем не обслуживаются – то есть, являются фактически «брошенными». Проживая в таких бесхозяйных домах, граждане не имеют возможности признать их аварийными, а значит, не могут реализовать свое право на участие в программе переселения.

4 % поступивших на «горячую линию» звонков были от граждан, выразивших недовольство тем, что предоставленное им по программе переселения новое жилье хотя и имеет общую площадь, равную ранее занимаемой, но жилая площадь оказалась меньше: «У нас была квартира с комнатой 18 квадратных метров, а теперь дали всего 11 «квадратов»…».

Некоторые собственники, кто в рамках программы отказался от предоставления другой квартиры и принял решение получить выкупную цену, чтобы приобрести новое жилье самостоятельно, не удовлетворены предлагаемым размером стоимости жилья (среди участников «горячей линии» таких граждан было 4 %). Например, жительница Выборга купила квартиру за 2 миллиона рублей, сделала в ней дорогостоящий ремонт – поменяла пол, проводку, окна. Размер предложенной выкупной цены составляет 800 тысяч рублей, с чем заявитель категорически не согласна.

Остальные 20 % обращений касались иных вопросов, связанных с реализацией жилищного права граждан (капитальный ремонт, получение жилья по договору социального найма, предоставление жилых помещений погорельцам).

Всем людям были предоставлены исчерпывающие разъяснения, оказаны юридические консультации, а также даны подробные рекомендации по защите и восстановлению своих жилищных прав, в том числе и в судебном порядке.

В ближайшее время Уполномоченный направит Губернатору региона А.Ю. Дрозденко, заместителю Председателя Правительства Ленинградской области по строительству М.И. Москвину, председателю областного комитета государственного жилищного надзора и контроля С.Н. Кузьмину, председателям постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству И.Н. Григорьеву и по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Г.В. Жирнову полный и развернутый свод обращений, полученных в ходе «горячей линии», для принятия решений с целью исправления ситуации и вмешательства.

Опрос показал, что наибольшую активность проявляют жители крупных населенных пунктов и райцентров, а жители сельской местности, напротив, пассивны – то ли информация о «горячей линии» до них не доходит, то ли нет желания звонить, то ли боятся высказаться. В то, что гражданам не на что пожаловаться, не верится. Обратившись к Уполномоченному, они могли получить реальную помощь, но почему-то не воспользовались этой возможностью.

Итоги «горячей линии» (по районам Ленинградской области):

Всеволожский – бездействие администрации Новодевяткинского сельского поселения по признанию дома аварийным; выселение семьи из аварийного дома во Всеволожске без предоставления нового жилья; при расселении аварийного дома в пос. Рахья семья получила квартиру с меньшей жилой площадью.

Волосовский – жители многоквартирного дома в дер. Калитино ждут, когда администрация примет решение о расселении или хотя бы капитальном ремонте; погорельцы из Волосово обеспокоены неизвестностью, когда им предоставят постоянное жилье взамен маневренного; жильцы старого дома в пос. Сельцо не знают, куда обратиться, чтобы признать здание аварийным; разрушается дом в Волосово, который никому не принадлежит и не является бесхозяйным.

Волховский – при переселении из аварийного дома в г. Сясьстрой предоставлена квартира с жилой площадью, меньшей на 4 квадратных метра; жильцы признанных аварийными домов в пос. Аврово и г. Сясьстрое не знают, что делать дальше?

Выборгский – жительница аварийного дома в Выборге не согласна с выкупной ценой своей квартиры, в которой она сделала добротный ремонт; жилые дома в Выборге уже несколько лет назад признаны аварийными, некоторые включены в реестр аварийных домов, однако не вошли в программу по расселению; жительнице Выборга местная администрация отказала в принятии документов для участия в программе «Жилье для молодежи»; жильцы дома в Выборге, признанного аварийным еще в 1999 году, не знают, что делать дальше; администрация Выборга отказывает жильцам в проведении межведомственной комиссии для признания дома аварийным.

Гатчинский – дом в пос. Вырица вот-вот развалится, а местная администрация не признает его аварийным и не принимает решение о проведении капремонта; органы местного самоуправления не признают аварийным старый барак в пос. Сиверский, в котором нет никаких коммуникаций; в процессе капремонта старого дома в пос. Сиверский жильцы заметили, что работа по заливке фундамента выполнена некачественно; в Гатчине сгорел жилой дом, ранее принадлежавший предприятию и впоследствии переданный администрации, но после пожара выяснилось, что органы местного самоуправления приняли в собственность только земельный участок; жилой дом в пос. Сиверский числится за предприятием, которое давно не функционирует – как гражданам в таком случае принять участие в программе расселения; несколько жилых домов в Гатчине признаны аварийными, но что делать дальше, их жильцы не знают; жильцы новостроек в пос. Сиверская и пос. Кобринское, переселенные из аварийных домов, не удовлетворены качеством нового жилья.

Киришский – бывший совхозный барак в дер. Бестоголово местная администрация не признает бесхозяйным и не планирует принять в собственность, из-за чего жильцы не могут принять участие в программе по переселению из аварийного жилья; многодетную семью из пос. Будогощь переселили из аварийного жилья в аварийное (временно), и сняли с очереди.
Ломоносовский – жительница аварийного дома в пос. Лебяжье не согласна с выкупной ценой своей квартиры, в которой она сделала добротный ремонт.

Лужский – бездействие администрации города Луги по признанию аварийным дома 1959 года постройки; двум семьям из 5 человек, проживающим в 2-комнатных квартирах, при расселении предлагают 1-комнатные; возможно ли погорельцу из Луги (собственнику) получить муниципальное жилье; жилой дом в Луге предположительно войдет в программу по расселению граждан из аварийного жилья, но только рассчитанную на 2018-2022 гг. – нельзя ли побыстрее?

Подпорожский – жилой дом в дер. Шименичи разрушается на глазах, однако местная администрация не признает его аварийным, потому что здание никому не принадлежит и не носит статус бесхозяйного; жители микрорайона Погра г. Подпорожья, чей дом в 2015 году признан аварийным, не знают, что делать дальше – куда идти, кто и когда будет заниматься расселением?

Приозерский – старый дом в пос. Ларионово в 2015 году признан подлежащим капремонту, однако местная администрация уже год ничего не делает; администрация Приозерска не хочет признавать один из жилых домов аварийным.
Тихвинский – жильцы одного из домов в Тихвине не удовлетворены качеством проведенного капремонта; жильцы дома в Тихвине, признанного аварийным еще в 1994 году, не знают, что делать дальше.

Тосненский – администрация Любанского городского поселения не проводит межведомственную комиссию, чтобы признать двухэтажный барак без удобств непригодным для проживания; жители признанного в 1991 году аварийным дома в пос. Красный Бор все эти годы находятся в неведении, что будет дальше; в 4-квартирном доме в Любани, где два жилых помещения приватизированы, а два являются муниципальной собственностью, местная администрация отказывается проводить межведомственную комиссию для признания дома аварийным.