Уполномоченный оценил условия содержания инвалидов в ИК-3
1000
11 марта Уполномоченным по правам человека в Ленинградской области Сергеем Шабановым была проделана вторая часть работы по оценке условий содержания инвалидов в местах лишения свободы, на этот раз в ИК-3, которая также находится в п. Форносово (Тосненский район).
Рабочая поездка была заранее спланирована и согласована. В ней приняли участие прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях И.И. Мотренко, общественная наблюдательная комиссия в составе 4-х человек во главе с председателем О.Н. Елагиной, помощник руководителя УФСИН по соблюдению прав человека в УИС Е.В. Кузнецова, руководитель ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Т. В. Мдивани.
Работа в ИК-3 была построена несколько иначе, чем днем ранее в ИК-4 – с учетом ее особенностей (колония строгого режима для ранее судимых). Сергей Шабанов предложил руководителю учреждения С.А. Красикову представить списки осужденных инвалидов и незамедлительно организовать возможность встречи и беседы с ними с глазу на глаз. Начальник колонии тут же дал необходимые указания, и через 15 минут в коридоре административного здания были построены все инвалиды – 21 человек. Уполномоченный представил им всех участников рабочей группы и разъяснил, что сейчас с каждым из осужденных будет проведено индивидуальное собеседование, задача которого – выяснить, насколько соблюдаются права инвалидов в ИК-3, как организована реабилитация, лекарственное обеспечение, осмотр врачами, госпитализация и комиссионные обследования при необходимости. Сказал, что помимо этих вопросов можно будет задавать любые другие, касающиеся условий содержания.
Далее в течение полутора часов каждый из участников рабочей группы провел собеседование с 3-4 осужденными. По окончанию этой работы на стол к Уполномоченному легли 21 опросный лист, которые в совокупности составили «обобщенный облик» инвалида, находящегося в данном учреждении. Возраст – от 27 до 70 лет. Это жители Ленинградской области (10 человек), Санкт-Петербурга (7 человек), республики Коми и Карелии, один БОМЖ, имеющие 2-ю группу инвалидности (4 человека) и 3-ю группу инвалидности (17 человек). Заболевания половины из них связаны с нарушениями опорно-двигательного аппарата, другая часть имеет общие заболевания (отклонение психического состояния, нарушение зрения и др.).
Жалоб по заданной теме во время собеседований не поступило, но было много других вопросов. Например, почему при перемещении из СИЗО в Псковскую колонию, а затем в Форносово, не начисляется пенсия по инвалидности, можно ли улучшить ситуацию с обеспечением необходимыми лекарствами импортного производства, почему была удержана дважды исковая сумма в возмещении ущерба потерпевшей стороне, и иные. В ходе беседы осужденные проинформировали о том, что никто из них не имеет индивидуальной программы реабилитации. Инвалиды пожилого возраста, которых никто не ждет на воле, рассчитывают оказаться после колонии в социальном учреждении, однако не знают сроки оформления документов, а также о необходимости ожидания в очереди освободившегося места. Один из обратившихся во время собеседования, которому до выхода из тюрьмы осталось 7 месяцев, до сих пор не написал заявления о направлении в интернат, и с ним не проводила работу социальная служба.
Каждому осужденному на месте были даны ответы, здесь же получены необходимые документы у начальника ИК-4, а те обращения, которые требуют более длительной работы, приняты Уполномоченным к производству.
Далее Сергей Шабанов подробно ознакомился с условиями размещения 3-го отряда, в котором проживает большинство инвалидов, осмотрел все помещения, проверил санитарные и бытовые условия. Мебель, освещение, отопление, водоснабжение – все оказалось в хорошем состоянии. После этого Уполномоченный осмотрел столовую, кухонные помещения, места хранения продуктов, оборудование цехов, ознакомился с раскладкой блюд, побеседовал с поварами, рабочими и осужденными во время приема пищи.
В это же время представители ОНК и сотрудник аппарата Уполномоченного С.Л. Гаврилович проверили условия размещения осужденных в 6-ом отряде и ШИЗО, поговорили с находящимися там людьми. Мрачные темные коридоры, железные двери с крошечными «глазками» и маленькими решетками, скрывающие за собой камеры – так выглядит штрафной изолятор. И совсем иначе – 6-й отряд. Быт осужденных здесь хорошо устроен, они проживают в так называемых «секциях», по внешнему виду больше напоминающих не тюремные камеры, а армейские казармы. В секциях уютно и светло, там есть даже аквариумы. Сложилось впечатление, что все зависящее от руководства колонии добросовестно исполнено.
По окончанию работы все собрались в кабинете начальника ИК-3, обменялись информацией, предложили С.А. Красикову ответить на ряд вопросов, высказали свои суждения, мнение и дали оценки увиденному.
Все обращения, которые получены Уполномоченным во время проверки колонии, будут подробно рассмотрены, и нарушения, если такие подтвердятся, будут устранены. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что в целом в учреждении обеспечены порядок и надлежащие условия содержания инвалидов, включая дополнительное питание (как подтвердили все опрошенные, получаемое бесперебойно). Однако остается весьма серьезная проблема, решения которой пока не видно – это крайне низкая занятость осужденных и отсутствие мощной системы исправления, воздействия и подготовки к социальной адаптации. Годами в колонии пребывают люди, которых лишь кормят, лечат, моют и охраняют. В отрядах висит расписание работы телевизора, которое предусматривает просмотр телепередач ежедневно в течение 6 (!) часов. Все остальное время, за исключением уборки занимаемых помещений и территории, они ждут. Чего? Окончания срока. Но это не проблема ИК-3, руководитель которой прилагает много усилий для поддержания порядка. Это проблема УФСИН в целом.
Фото - пресс-служба УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области