Три квартиры для учителей – через разочарование и недоверие

Рубрика «О деятельности ОМСУ»
385
Если коротко, то это история о том, как Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области помог трем учителям из Волхова стать собственниками квартир в доме по проспекту Державина, и о том, как активно этому препятствовали юристы районной администрации.

А дело было так. В феврале, марте и мае 2013 года администрация Волховского района под руководством С.А. Акулишнина заключила с тремя учителями (К., П. и М.) договоры найма служебного жилого помещения возмездного пользования, с возможностью выкупа квартир за 30% от их стоимости через семь лет. Именно столько учителя должны были отработать по специальности в общеобразовательных школах Волхова.

В 2020 году подошел срок выкупа квартир. Свои обязательства перед администрацией, на тот момент уже возглавляемой А.В. Брицуном, женщины выполнили полностью. Однако они получили отказы в выкупе занимаемых жилых помещений, мотивированные тем, что заключенные семь лет назад договоры являются незаконными

Обида и жажда справедливости привели учителей в суд. В исковых заявлениях К., П. и М. просили обязать администрацию Волховского района выполнить условия договоров, заключенных в 2013 году. Волховский городской суд вынес решения в пользу истцов. Но они были обжалованы органом местного самоуправления. Однако апелляционная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда оставила решения суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу администрации без удовлетворения.

После этого учителя вновь попытались реализовать свое право по договорам, но вновь получили отказ – на этот раз потому, что администрация обратилась в Третий Кассационный суд общей юрисдикции.

И тогда К., П. и М. пришли на прием к Уполномоченному. Случилось это 25 февраля 2021 года в Волхове. Имея большой опыт юридической работы, Сергей Шабанов уже во время беседы с ними пришел к мнению, что отказы администрации являются неправомерными. А обращения органа местного самоуправления в суд через 7 лет, с целью признания подписанных этим же органом договоров незаконными, вообще нелепость! Во-первых, истек установленный законом срок исковой давности (3 года). Во-вторых, условия договоров надо исполнять вне зависимости от того, что в 2013 году администрацию района возглавляло одно физическое лицо, а в 2020 году другое.

Из Волхова в Санкт-Петербург Уполномоченный привез множество документов, приложенных к обращениям К., П. и М., среди которых были копии договоров, исковых заявлений, апелляционного определения и иные. Все они были тщательно изучены. Особое внимание Уполномоченный уделил кассационным жалобам администрации, и провел глубокую оценку и педантичное юридическое исследование этих документов.

9 марта Уполномоченный направил главе администрации Волховского района официальное Заключение, в котором представил подробный анализ кассационных жалоб – пункт за пунктом, абзац за абзацем, доказывая их несостоятельность. Изложенные в жалобах доводы нелогичны и противоречат здравому смыслу. У суда не будет возможности принять иное решение, кроме как отказать. Тогда зачем же администрация сопротивляется и затягивает с разрешением вопроса, «на всякий случай» заставляя учителей тратить время и нервы в судах? Ведь потом все равно придется продать им квартиры, оплатить судебные расходы, возместить траты на услуги адвокатов, ну и, конечно, выплатить заработную плату сотрудникам юридического управления администрации под руководством Эллы Семеновой, которые по факту лишь тянули время и морочили голову – и главе администрации, и гражданам. Конечно, вряд ли бы администрация выселила учителей «на улицу» в случае, если бы (вдруг!) выиграла суд. И понятно, что затеял это не А.В. Брицун, но теперь именно ему отвечать за промахи своих подчиненных…

Уполномоченный указал в Заключении на статью 1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая предписывает органам местного самоуправления осуществлять свою деятельность исходя из интересов граждан.

«Само существование кассационных жалоб, время до назначения судебного разбирательства, рассмотрение иска и жалоб администрации судами трех инстанций, расходы на адвокатов – это нарушение интересов учителей К., П. и М. и прав на достоинство личности, гарантируемых статьей 21 Конституции РФ, так как следствием их является осознание несправедливости, длительное нервное напряжение, семейные неурядицы, тревога за будущее детей, отчаяние… Поскольку все это имеет место исключительно «благодаря» действиям администрации, то совершенно понятны и обоснованы разочарование, недоверие, негативное отношение и, главное, распространение общественного мнения о том, что администрации – органу местной власти – верить нельзя, даже письменным договорам, печатям, штампам, постановлениям и подписям высших местных руководителей. Люди говорят так: у них ничего святого нет – обманут», – изложил свою точку зрения Уполномоченный.

Руководствуясь положениями федерального закона №48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», Сергей Шабанов прямо указал в Заключении, какие действия должна совершить администрация, чтобы исправить ситуацию и восстановить права учителей, которые поверили обещаниям и необходимое количество лет каждый день учили ребятишек в общеобразовательных школах…

Помимо этого Уполномоченный находился в непрерывном контакте с учителями, оказывая им правовую и моральную поддержку, в которой они очень нуждались.

«Конечно, с удовлетворением отмечаю, что глава администрации Волховского района услышал Уполномоченного, лично вник в правовую суть Заключения и решительно поставил точку в этом вопросе. Кассационные жалобы были отозваны. 25 марта с К., П. и М. были заключены договоры купли-продажи, и в этот же день учителя подали документы в Росреестр для регистрации права собственности. На сегодняшний день они уже получили выписки из ЕГРН, согласно которым являются собственниками своих бывших служебных квартир по проспекту Державина. Это история со счастливым финалом. Рады, что нам удалось помочь – у трех семей теперь есть по собственной квартире. И все же жаль, что учителям пришлось преодолеть столь долгий и витиеватый путь, чтобы отстоять свое право», – отметил Сергей Шабанов.