Три года работы Уполномоченного по изменению федерального закона о соцзащите инвалидов принесли свои плоды

40
В 2014 году Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов выявил законодательный пробел, из-за которого в течение 15 лет отсутствовала возможность контроля за выполнением организациями всех форм собственности требований обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Еще в 1999 году федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) правом контроля наделялись органы социальной защиты РФ, но таковых в стране не сформировали.

В течение трех лет Сергей Шабанов вел активную деятельность, последовательно доводя до руководителей федерального уровня необходимость изменения Закона и передачи полномочий по контролю субъектам Российской Федерации.

Впервые этот вопрос был поднят в сентябре 2014 года во время выступления со спецдокладом на заседании областной Общественной палаты, которая поддержала инициативу и опубликовала доклад Уполномоченного в своем издании «Вестник Общественной палаты Ленинградской области». В декабре того же года во время рабочей встречи с Уполномоченным по правам человека в России Эллой Памфиловой Сергей Шабанов подробно рассказал об имеющемся законодательном пробеле и просил содействовать в его устранении, вручив разработанные документы.

28 января 2015 года Уполномоченный выступил на заседании Законодательного собрания Ленинградской области с предложением инициировать внесение изменения в федеральный закон. Но тогда правовое управление ЗСЛО потребовало финансово-экономическое обоснование за всю страну, и дело застопорилось.

В марте Сергей Шабанов обратился к Председателю Государственной Думы РФ Сергею Нарышкину и одновременно к Председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко с обоснованием необходимости инициировать разработку и принятие конкретных изменений в законодательные акты. С просьбой о поддержке Уполномоченный обратился к представителям Ленинградской области в Федеральном Собрании РФ – заместителю председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгению Петелину и первому заместителю председателя комитета Госдумы по международным делам Светлане Журовой.

5 мая 2015 года было получено сообщение председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов о перенаправлении обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (откуда позднее поступило три примерно одинаковых уклончивых ответа).

В декабре 2015 года на семинаре-совещании по вопросам внутренней политики, организованном Администрацией Президента Российской Федерации в Москве, Сергей Шабанов обратился непосредственно к Министру труда и социальной защиты РФ Максиму Топилину и с предложением, и с прямым вопросом – что мешает передать субъектам РФ полномочие по контролю за выполнением требований обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры? Министр ответил, что знает о проблеме, но на пути ее решения много межведомственных преград, и обещал рассмотреть предложение.

А на следующий день этот же вопрос Сергей Шабанов задал председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерию Рязанскому, который отреагировал совсем по-другому, нежели Максим Топилин. Во-первых, сказал, что письмо из Ленинградской области на имя председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко не получал, во-вторых, признал, что законодательный орган о проблеме не знает. Предложил представить ему документы на личную почту, адрес которой тут же написал на листе бумаги, для начала работы. В течение получаса все необходимые сканы были направлены из Петербурга в Москву.

Работа велась по различным направлениям. На региональном уровне инициативу Уполномоченного поддержали председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин и лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев, которым Сергей Шабанов вручил полный пакет всех необходимых документов, с подробными обоснованиями и расчетами, а также копиями обращений к ответственным должностным лицам и их ответами.

В ноябре 2015 года в ходе рабочей встречи Уполномоченный и председатель ЗАКС всесторонне обсудили необходимость внесения изменений в Закон. Сергей Михайлович, проникшись проблемой, в 2016 году на заседании Парламентской Ассоциации Северо-Запада России вынес на обсуждение парламентариев 11 субъектов СЗФО вопрос о необходимости инициировать внесение изменений в федеральный закон. Предложение было единогласно поддержано.

В это же время Андрей Ярославович внес на рассмотрение в ЗАКС и представил проект федерального закона на заседании областного парламента, состоявшемся 23 марта 2016 года. Депутаты поддержали законопроект и направили его в Государственную Думу.

Сразу после этого Уполномоченный обратился с просьбой поддержать инициативу по изменению федерального законодательства к Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, которая сыграла важнейшую роль в этой трехлетней работе. Татьяна Николаевна внесла в Министерство труда и социальной защиты РФ предложения по закреплению за органами социальной защиты субъектов РФ полномочий государственного контроля и надзора и составлению протоколов в случае нарушений правил создания условий доступной среды для инвалидов.

На этот раз все сошлось. И данные предложения, и законопроект областного ЗАКС, и обращение Парламентской Ассоциации Северо-Запада России были учтены Минтрудом, который в связи с такой активностью различных государственных органов и с учетом мнения руководителей Федерального Собрания в декабре 2016 года разработал и направил на согласование в Правительство Российской Федерации законопроект.

7 июня вся трудная, разноплановая работа увенчалась принятием федерального закона № 116-ФЗ, который вступит в силу 1 января 2018 года, и, устранив пробел федерального закона, существенно улучшит жизнь инвалидов нашей страны.