Совместный прием граждан с руководителем УФССП

37
В четверг 29 сентября, в День «открытых дверей» для граждан, проводимый региональным Управлением Федеральной службы судебных приставов России, состоялся совместный прием Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области Сергея Шабанова и руководителя Управления Натальи Денисенко.

В этот день судебные приставы принимали граждан во всех районах Ленинградской области, и к ним обратились 170 заявителей. На прием к Уполномоченному и руководителю Управления, который осуществлялся в течение шести часов с 14.00 до 20.00 на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, приехали 16 жителей региона. Абсолютное большинство из них – из прилегающих к Петербургу районов.

Жалобы, с которыми пришли граждане, можно разделить на две основные категории – хронические, с которыми они обращаются не первый год, и на недостаточно активные действия судебных приставов-исполнителей.

Вот перечень основных проблем, для разрешения которых граждане приехали на прием:

– Трудности общения с приставом-исполнителем – грубость и нежелание работников службы разговаривать по телефону. Приставы избегают контакта со взыскателями, «неуловимы» для них (не поговорить с ними «почти никогда» – по телефону и «практически никогда» – лично).

– У граждан отсутствует возможность получать необходимые сведения дистанционно (в виде электронной версии документа). Поскольку нет «обратной связи», для людей не доступна информация о ходе исполнительного производства.

– Приставы «не могут» найти должника, даже когда он проживает в поселке в 20 километрах от взыскателя, и гражданину предлагается написать заявление о розыске («А ведь это будет за мой счет! Зачем платить, если я и так каждый день встречаю должника?»).

– Взыскателю не направляют акт о невозможности исполнить решение суда.

Одно из обращений было связано с розыском автомобиля должника. По словам Натальи Денисенко, при розыске личного транспорта может использоваться автоматизированная система «Поток», которая считывает номера автомобилей, но только в «своем» субъекте, то есть для Ленинградской области – это гипотетическая возможность, ибо у нас такой системы нет. Таким образом, зарегистрированная в Ленинградской области машина не будет разыскиваться, если она передвигается по территории соседнего Санкт-Петербурга.

Большая проблема для граждан – заведомо неисполнимые решения суда, обязывающие администрации муниципальных образований предоставить жилые помещения. «Невозможно получить квартиру по решению суда, потому что сейчас по всей области свободных квартир у муниципалитетов нет, а новое жилье не строится».

Наталья Геннадьевна Денисенко внимательно слушала каждого человека, задавала точные вопросы, помогала гражданам отчетливо сформулировать свои претензии к судебным приставам. Во всех случаях, когда были жалобы на неудовлетворительную работу территориальных отделов области, давала указания истребовать материалы исполнительного производства, чтобы лично разобраться в каждой ситуации.

Два из поступивших в этот день обращений Уполномоченный принял к себе.

Проанализировав итоги приема и характер жалоб населения, Сергей Шабанов пришел к мнению, что Управление может существенно исправить сложившуюся ситуацию путем создания электронных личных кабинетов для взыскателей (которые открываются с началом исполнительного производства и ликвидируются по его завершению). Там человек сможет увидеть всю необходимую информацию о ходе исполнительного производства, быть на связи с приставом-исполнителем, обмениваться с ним сведениями и документами, получать ответы на интересующие вопросы, и иное. Такой личный кабинет обеспечит прозрачность исполнительного производства, а непрерывный контакт взыскателей с приставами-исполнителями, несомненно, позволит снять большинство вопросов и жалоб граждан, с которыми они сегодня вынуждены обращаться к руководству Управления.

Данную инициативу в декабре Сергей Шабанов представит на Координационном совете российских уполномоченных по правам человека в Москве, который будет посвящен как раз теме проблем исполнения судебных решений.