После инициированной Уполномоченным проверки пансионат для пожилых в Кировске, оказывавший услуги с многочисленными нарушениями, прекратил свою работу

404
В декабре прошлого года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области Сергея Шабанова состоялась трехчасовая комплексная межведомственная проверка деятельности пансионата для пожилых людей по улице Краснофлотская в Кировске.

Поводом явилась анонимная жалоба, поступившая по электронной почте к Уполномоченному. Приложенная к отправлению аудиозапись содержала претензии к бывшему работодателю. Из информации следовало, что заявитель работал в некоем учреждении, где проживают пожилые люди. Сообщалось о различных нарушениях со стороны руководства: прием на работу сотрудников без официального оформления, невыплата заработной платы, нехватка продуктов для питания проживающих в учреждении, нарушение санитарных норм при приготовлении пищи, и иное.

По приглашению Уполномоченного в проверке приняли участие заместитель Кировского городского прокурора Артем Андреев, помощник Кировского городского прокурора Полина Бурокайте, трудовой инспектор Государственной инспекции труда Ленинградской области Артем Бобров, а также представители региональных управлений Роспотребнадзора и МЧС.

Все факты, изложенные в анонимной жалобе (и даже больше), подтвердились. Примечательно, что табличка на входе в здание стилизована под те, что имеются на социальных учреждениях, подведомственных Ленинградской области. Однако данный пансионат имел форму собственности ООО, и даже не входил в реестр поставщиков социальных услуг Ленинградской области. Учредителем выступала мать, а генеральный директор – дочь.

Располагалось учреждение в двухэтажном кирпичном здании без лифта, рассчитано на 32 человека. На момент проверки в нем проживали 24 человека – и мужчины, и женщины. Сергей Шабанов поговорил с каждым из них.

Одна женщина, утратившая речь после тяжелого инсульта, обратилась к нему с запиской, в которой сообщила, что не хочет больше находиться в учреждении, а хочет обратно домой. Из разговора с ней и персоналом Уполномоченный выяснил, что родом она из Камчатского края, несколько лет назад переехала в Санкт-Петербург. На новом месте у нее нет никого – все родственники остались на Камчатке. Когда случился инсульт, прилетела племянница и по рекомендации врачей после лечения определила тетю в пансионат в Кировске, и с тех пор раз в год навещает ее здесь. Уполномоченный тут же набрал номер племянницы в Петропавловске-Камчатском, где было уже 9 вечера, обсудил с ней ситуацию, узнал о планах по «возвращению» тети домой, а через две недели встретился с ней в своем офисе и предметно обговорил порядок действий по дальнейшему жизнеустройству тети.

Во всех помещениях пансионата было тесно, скудно и холодно, несмотря на работающие («зашитые» щитами!) батареи. Особенно участников выездной работы поразила кухня. В комнате для хранения и приготовления пищи они обнаружили черную плесень на стенах и рамах окон, заметили недостаток посуды и отсутствие моющих средств, зафиксировали хранение привезенной извне еды, включая суп, в пластиковых контейнерах в холодильнике… Уполномоченный попросил показать кухонную кастрюлю. Минут через 10 откуда-то ее принесли (единственную!). Никто не мог объяснить, откуда эта кастрюля взялась и почему ее нет на кухне, и никто не мог оценить ее чистоту. В основном блюда, по словам сотрудников, разогревают поочередно в тарелках в маленькой микроволновке. Вилок не было, салфеток тоже…

Отдельного порицания заслужила лестница, соединяющая два этажа. Она столь крутая, что взобраться по ней сложно и здоровому человеку. Пожилые же люди, среди которых много не ходячих или плохо ходячих, фактически изолированы. Совершенно непонятно, как по такой лестнице доставить проживающего с этажа на этаж, как вывести на прогулку во двор.

У всех участников выездной работы нашлись претензии к деятельности учреждения. Каждое ведомство провело предметную проверку и приняло меры реагирования.

В частности, Кировская городская прокуратура привлекла директора ООО «Медицинский центр «Европа»» к административной ответственности за множественные нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований (плесень в кухонном блоке, на откосах окон и стенах душевой, отсутствие облицовки стен душевой устойчивыми к влажной обработке спецсредствами материалами) и трудового законодательства. В связи с выявленными нарушениями прокуратура внесла руководству пансионата представление об их устранении.

Реакция иных ведомств была аналогичной. Как оказалось, руководству пансионата ранее уже неоднократно выдавались предписания, однако ничего не было исправлено. Проверка, состоявшаяся по инициативе Уполномоченного, стала «последней каплей». Ее ожидаемым итогом стало прекращение деятельности учреждения. Сайт пансионата больше недоступен, никаких упоминаний о нем в Интернете практически не осталось – будто и не было его вовсе. Сергей Шабанов выяснил, что многих проживающих забрали родственники, иных распределили по различным социальным учреждениям.

Племянница парализованной женщины сообщила по телефону сотруднику аппарата, что после закрытия пансионата перевела тетю в дом для пожилых, который находится в поселке Сосново Приозерского района. По ее словам, надежный и добротный, с действительно хорошими условиями для пожилых маломобильных людей.

«Пансионат в Кировске – это антипример того, какими должны быть современные социальные учреждения. К нему подходит разве что слово «богадельня». Из-за отсутствия контроля (ведь учреждение не входило в областной реестр поставщиков социальных услуг) мать и дочь действовали по своему усмотрению, которое оказалось весьма далеким от установленных стандартов и требований. Мы, несомненно, удовлетворены, что деятельность пансионата прекращена, а его постояльцы обрели более качественные и благоприятные условия проживания и ухода», – отметил Сергей Шабанов.