Сергей Шабанов подвёл итоги второй «горячей линии» по льготным лекарствам

713
28 ноября в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области прошла вторая за два месяца телефонная «горячая линия» по вопросам обеспечения граждан льготными лекарствами.

Предыдущая горячая линия, состоявшаяся 2 октября, вызвала большой резонанс и оказалась востребована среди населения. Необходимость проведения повторной горячей линии была обусловлена желанием помочь еще большему количеству граждан. И цель была оправдана – по сравнению с прошлым разом, звонков поступило на 60% больше (октябрь – 78, ноябрь – 124).

На этот раз вместе с Уполномоченным и сотрудниками аппарата жалобы по многоканальному телефону принимала сотрудник областного комитета по здравоохранению Наталья Ионина, возглавляющая сектор организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами.

В течение четырех часов звонки поступали на два телефона без перерыва. 124 обращения – это абсолютный «рекорд» за все годы. С жалобами обратились жители всех районов области, кроме Сланцевского. Лидерами по количеству звонков стали Всеволожский, Тосненский, Выборгский, Гатчинский, Кировский районы и Сосновоборский городской округ. При этом Всеволожский и Тосненский районы, а также Сосновый Бор в данном антирейтинге оказались не впервые. Систематически оттуда поступают жалобы – не только по телефону, но и в виде письменных и электронных обращений, а также на личных приемах.

В основном, на горячую линию позвонили граждане, страдающие сахарным диабетом и хронической обструктивной болезнью легких. При данных заболеваниях важно регулярное получение лекарств для поддержания нормальной жизнедеятельности. Однако, по словам заявителей, назначенные препараты в аптеках предоставляются с перебоями, или вообще не предоставляются, и тогда их приходится покупать самостоятельно. Например, часть обращений данной категории поступила в интересах детей-инвалидов, которые нуждаются в дорогостоящем препарате метотрексат. «В аптеках бесплатное лекарство зачастую отсутствует, и мы, родители, вынуждены тратить иногда буквально последние деньги на его покупку!».

Вот другой пример – одна из заявителей нуждается в недешёвом иммуномодуляторе после перенесенной трансплантации костного мозга. Однако в аптеке пос. Красный Бор Тосненского района, где проживает женщина, его получить невозможно. Многочисленные попытки «разрешить вопрос на месте» результата не дают.

Вторую группу составили жалобы на аптеки. Многие люди выразили недовольство режимом работы аптечных пунктов. Например, в Коммунаре Гатчинского района льготники могут получить лекарства только по будням с 11 до 13 часов. «Вы даже не представляете, какие очереди собираются! Извините, но иначе как издевательством над людьми это не назвать!».

Еще одна часть обращений была связана с отдаленным расположением льготных аптек от населенных пунктов. Например, жителям поселка Радофинниково Тосненского района приходится ездить за льготными препаратами в райцентр, а это 60 километров в одну сторону. Люди просили организовать выдачу лекарств в местном ФАПе.

Многочисленными были жалобы на неудобно организованную процедуру выписки рецептов, невключение лекарств в Перечень ЖНВЛП, предоставление медикаментов в недостаточном объеме («Препараты в аптечный пункт завозят, но их выдают в меньшем количестве, чем указано в рецепте»).

Многим гражданам были даны консультации и разъяснения – как правильно оформить заказ на индивидуальную закупку лекарства по определенному торговому наименованию в связи с непереносимостью выписанного врачом препарата, какие препараты положены детям из многодетных семей, и иные.

Порой Наталья Ионина оперативно во время горячей линии передавала информацию в комитет для незамедлительного реагирования, и некоторые ситуации были урегулированы в этот же день, о чем граждане с благодарностью сообщили Уполномоченному.

В ближайшее время Уполномоченный направит информацию обо всех поступивших от льготников обращениях в виде подробной таблицы председателю областного комитета по здравоохранению Сергею Вылегжанину. Необходимо, чтобы все допущенные нарушения прав льготных категорий граждан были оперативно устранены.

Уполномоченный будет держать на контроле разрешение каждой поступившей жалобы.