Подведены итоги «горячей линии» по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства

516
Пятичасовая «горячая линия», посвященная взаимодействию граждан и судебных приставов, состоялась в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области 14 октября. За отведенное время поступило 26 обращений.

Позвонили жители семи районов: Волосовского, Всеволожского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоносовского Приозерского, Тосненского, а также Соснового Бора, недовольные длительным неисполнением судебных решений, отсутствием связи с судебными приставами, невозможностью получения информации о ходе исполнительного производства… Многие заявители жаловались, что не могут дозвониться до районного отделения, отсутствует личный контакт с судебным приставом-исполнителем, письменные обращения остаются без ответа, а внедренная недавно функция обратной связи с приставами через портал госуслуг не «работает».

Антилидером по количеству жалоб стало Всеволожское РОСП – о неудовлетворительной работе сотрудников этого отделения сообщили 11 человек. Многие заявители проживают в Кингисеппе и являются «обманутыми дольщиками». Суд обязал застройщиков, зарегистрированных во Всеволожском районе, выплатить истцам неустойку и издержки. Однако исполнительные производства либо не возбуждались, либо так и не были исполнены.

Несколько обращений поступило от мам несовершеннолетних детей, являющихся получателями алиментов. Нерасторопность, а порой невнимательность некоторых должностных лиц ССП привела к тому, что суммы долгов по алиментам выросли до шестизначных чисел, но на счетах заявителей пусто. Например, жительница Всеволожска У. в 2020 году подала во Всеволожское РОСП документы о смене фамилии в связи с замужеством. До настоящего времени персональные данные не скорректированы, хотя прошло полтора года (!). Из-за этого У. не перечисляются денежные средства, взысканные с бывшего супруга в счет уплаты алиментов: «Размер долга уже превышает 600 тысяч рублей! Я подала заявление на госуслугах о наличии исполнительного делопроизводства, но мне пришел ответ, что не соответствуют данные, то есть фамилия не изменена. В результате арестованные на счетах должника деньги в пользу алиментов не поступили на мой счет. Хочется разобраться в сложившейся ситуации, хочется конкретики. Ходим к приставам, как на работу».

Часть жалоб была от пенсионеров, являющихся должниками по исполнительному производству, у которых пенсия – это единственный источник дохода. Они выразили несогласие с размером удерживаемой приставами суммы (до 50 %) и просили помочь снизить этот процент. Вот пример одного из таких обращений: «После списания остается 5,5 тысяч, это меньше прожиточного минимума. Живу вдвоем с мужем, временно нетрудоспособным, помощи ждать неоткуда. Остатка денег нам с трудом хватает на продукты, а ведь нужно еще покупать лекарства и оплачивать услуги ЖКХ…».

О чем еще просили заявители? О содействии в получении постановления о прекращении исполнительного производства, помощи в отмене ограничений на недвижимое имущество, информации о порядке действий в конкретных ситуациях, и иное. Всем заявителям были даны исчерпывающие разъяснения. Обращения, требующие дополнительных действий, приняты Уполномоченным к рассмотрению, по многим из них ведется активная работа.

После «горячей линии» Сергей Шабанов направил руководителю УФССП России по Ленинградской области – главному судебному приставу Ленинградской области Глебу Абатурову информацию обо всех поступивших обращениях в виде подробной таблицы с просьбой провести проверку и принять меры в целях восстановления нарушенных прав граждан. Отдельное внимание Уполномоченный акцентировал на 11 сигналах о неудовлетворительной работе сотрудников Всеволожского РОСП, а также просил сообщить алгоритм действий, посредством которого граждане могли бы связываться с судебными приставами и взаимодействовать (прежде всего в условиях игнорирования телефонных звонков).

«Проведенная «горячая линия» показала, что работа службы судебных приставов оставляет желать лучшего. Люди не удовлетворены тем, как должностные лица исполняют свои обязанности. Недовольство граждан вызывает не только бездействие сотрудников службы, но и их «неуловимость», что является абсолютно недопустимым. Судебные приставы всегда должны быть открыты и находиться в контакте со сторонами исполнительного производства, а не игнорировать звонки и письма людей! Очевидно, что ситуацию необходимо менять системно, начиная сверху, а не в «ручном режиме», как это происходит сейчас. Только это поможет существенно снизить количество жалоб граждан на работу судебных приставов», – считает Сергей Шабанов.