На заседании межведомственного Координационного совета Сергей Шабанов представил концепцию системы ресоциализации в Ленинградской области

361
На минувшей неделе состоялось первое заседание межведомственного Координационного совета по вопросам ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, образованного при Правительстве Ленинградской области в феврале текущего года.

В его состав наряду с председателями профильных комитетов, заместителями глав администраций муниципальных районов по безопасности и иными специалистами вошел Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов. А предшествовало этому несколько лет нашей упорной работы.

Закон есть, но он не работает
…16 июня 2016 года в Ленинградской области вступил в силу закон № 46-оз «О ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и(или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, в Ленинградской области», разработанный так же по инициативе и при непосредственном участии Уполномоченного. Однако буквально через неделю, 23 июня, издан Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Его принятие создало у многих впечатление, что задача по ресоциализации «ушла» на федеральный уровень. Областной закон, действующий до сих пор, оказался невостребованным – из перспективного правового инструмента, важного и самобытного, он по сути превратился в приложение к федеральному закону.

С этим был категорически не согласен Уполномоченный. По его мнению, необходимо развивать региональную систему ресоциализации имеющимися силами, без привлечения и оглядки на «федералов». Ведь несмотря на то, что в последние годы в регионе отмечается общее уменьшение числа преступлений, показатель рецидивной преступности держится на уровне 58-60 %. Это много. В исправительных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области в среднем, в течение года отбывают наказание около 8,5 тысяч человек. Ежегодно несколько тысяч из них после выхода из колоний избирают местом своего дальнейшего пребывания районы нашей области. Чтобы обезопасить жителей, прежде всего, в регионе необходимо создать единый орган, координирующий действия всех ответственных за процесс ресоциализации освободившихся осужденных. Этот вопрос Сергей Шабанов поднимал последовательно в течение нескольких в своих ежегодных докладах, публичных выступлениях, материалах на сайте и в СМИ. Лед тронулся в 2021 году.

Конкретные предложения, поддержанные Губернатором
19 июля 2021 года состоялось совещание с руководителями органов исполнительной власти Ленинградской области («Большой аппарат»), одним из вопросов повестки была ресоциализация в регионе лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Перед этим Сергей Шабанов участвовал в двух тематических мероприятиях – заседании в Красноярске Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека (20 мая) и межведомственном совещании по вопросу ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ольги Атюковой (10 июня). Итогом участия в этих мероприятиях стала служебная записка Уполномоченного Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко с конкретным предложением по совершенствованию системы ресоциализации в нашем регионе. В записке Уполномоченный отметил, что несмотря на действие областного закона № 46-оз, действенных мер, способствующих достижению цели закона, никем не принимается. До настоящего времени не определен орган исполнительной власти, на который были бы возложены функции по обеспечению в регионе координации процесса ресоциализации. Поэтому главная задача – усилить роль органов исполнительной власти и местного самоуправления и их влияние на развитие системы ресоциализации для достижения конкретных показателей по снижению рецидивной преступности.

Выступая на «Большом аппарате», Сергей Шабанов предложил создать в регионе специализированный орган, ответственный за работу по ресоциализации освободившихся осужденных и координирующий деятельность субъектов профилактики правонарушений.

Глава региона полностью поддержал предложения Уполномоченного, изложенные в служебной записке и на заседании, и отдал необходимые распоряжения Первому вице-губернатору Ленинградской области – руководителю Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области Игорю Петрову.

Через семь месяцев, 15 февраля 2022 года, Постановлением Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко был образован Межведомственный координационный совет по вопросам ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Главной его задачей является та самая, важнейшая – выработка направлений и конкретных предложений, ориентированных на защиту жителей Ленинградской области от рецидивной преступности.

Однако, как показало первое заседание, состоявшееся 12 апреля, мало у кого из членов координационного совета имеется видение того, как в регионе должна быть организована работа по ресоциализации.

Уполномоченный в своем выступлении представил глубокий анализ действующего законодательства (федерального и регионального) и фактически предложил концепцию системы ресоциализации в Ленинградской области. Выступление всеми присутствующими было воспринято как основной доклад.

Кто должен «рулить» ресоциализацией?
Представляется разумным вовлечение в этот процесс органов местного самоуправления, отдав им центральную роль. В соответствии с федеральным законодательством ОМСУ являются субъектом профилактики правонарушений. Однако это лишь их право, но не обязанность. Сегодня муниципалы могут только принять информацию от ФСИН о предстоящем освобождении очередных жителей района. Мы считаем это неоправданным. Все преступления совершаются жителями того или иного поселения, в котором они учились, воспитывались, росли, и в которых сложились условия для совершения преступления. Преступность прочно связана с социально-экономическими условиями, развитостью общественных отношений, культурным и образовательным уровнем населения. Общество в лице педагогов, воспитателей, психологов, руководителей и иных лиц платит высокую цену за то, что не доучило..., не воспитало…, не предотвратило…, не предупредило… и не совершило других активных действий, которые могли бы повлиять на поведение конкретного человека и не допустить совершение им преступлений. А значит, в таком случае часть вины за содеянное лежит на указанных лицах, т.е. на местном сообществе.

Однако, когда человек после отбытия наказания возвращается туда же, то оказывается, что местное сообщество не обязано ни исправлять свои недоработки и ошибки, ни участвовать в возвращении бывшего преступника к нормальной жизни и вообще каким-либо образом предупреждать совершение им новых преступлений.

«Совершенно понятно, что в современных условиях органы местного самоуправления начнут реализовывать свои права в области профилактики правонарушений, только если они превратятся в обязанности, которые будут подкреплены финансово», – считает Сергей Шабанов.

По его мнению, основой персональной работы ОМСУ с конкретным человеком должно быть заключение соглашения о ресоциализации, согласно которому местная администрация предоставляет бывшему осужденному место для временного проживания и регистрацию, необходимые бытовые условия, питание, одежду, работу. Человек, подписавший соглашение, обязуется трудиться без нареканий, не нарушать дисциплину, посещать дополнительные занятия и тренинги, регулярно проходить тестирование на употребление наркотических веществ и иное.

Альтернативный вариант – возложение полномочий по ресоциализации на регион. Сергей Шабанов «проиллюстрировал» это примером успешного опыта Красноярского края, где созданы 4 социальных центра, оказывающих бывшим осужденным услуги, связанные с регистрацией по месту пребывания, обеспечением документами, содействием в трудоустройстве, психологической и юридической помощью. В этих же центрах люди полгода бесплатно обеспечиваются спальным местом, постельным бельем, мебелью. Персонал учреждений частично состоит из бывших сотрудников ФСИН, которые очень хорошо понимают особенности спецконтингента. Среди лиц, прошедших через данные учреждения, уровень рецидива колеблется от 3 до 5%.

И вся эта работа, конечно же, должна осуществляться в непрерывном взаимодействии с Межведомственным координационным советом.

«Важно, что социальная адаптация не может длиться более года. За это время человек должен приспособиться к новым условиям жизни, найти свое место и способ законного материального обеспечения своей жизни, арендовать себе жилье», – отметил Уполномоченный и призвал членов координационного совета в первую очередь обратить фокус внимания на необходимость создания в Ленинградской области специализированного органа, ответственного за работу по ресоциализации освободившихся осужденных и координирующего деятельность субъектов профилактики правонарушений (Управления ФСИН, комитета по труду и занятости, органов местного самоуправления). Данному органу надлежит осуществлять ведение учета лиц, нуждающихся в ресоциализации, формирование госзаказа на обучение рабочим профессиям в исправительных колониях. На его базе будет создан действующий в режиме 24/7 колл-центр, а также центры бесплатной юридической и психологической помощи.

Выступление Уполномоченного было с интересом воспринято всеми участниками заседания. Члены совета договорились к следующему заседанию сформулировать и представить конкретные предложения по ресоциализации (в том числе опираясь на опыт других регионов и государств). Отдельно предполагается обсудить проект учреждения (или учреждений) для размещения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. После заседания Уполномоченный направил вице-губернатору Ленинградской области по безопасности Михаилу Ильину свое видение развития системы ресоциализации в Ленинградской области, оформленное как документ с таблицами, расчетами и финансово-экономическим обоснованием.

«То, что работа по ресоциализации очень важна, нет никаких сомнений. Как Уполномоченный, я несомненно рад, что наш регион стоит на пороге появления системы ресоциализации. Но чтобы она была эффективной, сделать предстоит очень много. Важно понимать, что действительно работающая система позволит существенно снизить показатели рецидивной преступности и станет действенным инструментом для возвращения к нормальной жизни людей, отбывших наказание в местах лишения свободы и желающих стать добропорядочными членами социума», – считает Сергей Шабанов.