Лицензирование УК нуждается в доработке

1012
В стране завершился процесс лицензирования управляющих компаний. Прогноз Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области Сергея Шабанова, сделанный в апреле, подтвердился – ситуация на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами принципиально не изменилась.

Тогда же в апреле, в ответ на слова Сергея Шабанова, председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров заявил о том, что лицензирование позволит существенно изменить ситуацию в системе ЖКХ, поскольку является «фильтром на пути недобросовестных участников рынка». Вопреки этому заявлению, результаты кампании в Ленинградской области показывают обратное – лицензии получили почти все управляющие организации, подавшие заявления. Изучение ситуации в других регионах позволило прийти к выводу, что такие итоги характерны для субъектов страны – Санкт-Петербурга, Вологодской области, Омской области, Свердловской области и иных. Вследствие этого возникает вопрос к Дмитрию Азарову – неужели он и сегодня убежден, что прошедший в России процесс лицензирования существенно изменил ситуацию в системе жилищно-коммунального хозяйства?

Почему так много управляющих организаций оказалось допущено к работе? Все дело в требованиях к претендентам на лицензию, которые были вовсе не жесткими: регистрация в качестве юрлица или ИП, наличие у руководителя квалификационного аттестата и отсутствие неснятой или непогашенной судимости, отсутствие в реестре лиц, лицензия которых была аннулирована, раскрытие информации.

Самым «сложным» оказалось раскрыть информацию о своей деятельности, поскольку не у всех управляющих компаний имелся собственный сайт, и многим пришлось создавать его и заполнять необходимыми данными непосредственно в ходе лицензионной кампании. Вот здесь и были ошибки и задержки.

Так или иначе, лицензирование состоялось, однако заявленной цели – существенно изменить ситуацию в системе жилищно-коммунального хозяйства – не достигло, да и не могло. Вся кампания прошла в два этапа, первый из которых длился до 1 мая, когда и лицензионная комиссия, и управляющие компании стремились к одному – выдать и получить лицензии, чтобы с 1 мая не оказалось «брошенных» и никем не управляемых домов. Затем в течение месяца (второй этап) претенденты со второго и третьего захода устраняли замечания и недостатки, конечно, по раскрытию информации. Что в итоге? На первом этапе обладателями лицензии стали до 90 процентов действующих управляющих компаний, а на втором – их число доведено почти до 95 процентов.

«Вместе с тем, представляется, что лицензирование управляющих компаний – это правильное направление работы, однако условия допуска организаций к работе и объем лицензионных требований, а также система контроля их выполнения – в том числе, с привлечением собственников жилья, нуждаются в значительной доработке», – считает Сергей Шабанов.