Дом для собак или дом для людей?

1064
В среду, 24 апреля, депутаты Законодательного собрания во втором чтении приняли проект областного закона «О безнадзорных животных в Ленинградской области». Еще накануне Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области направил во все фракции своё обоснованное мнение по недостаткам проекта и с просьбой не принимать закон с данной концепцией.

В поправках кое-что учли, понятие "безнадзорное животное" попытались объяснить, но закон все равно так и оставил непонятным определение, какую собаку можно считать безнадзорной, что значит "осталась без попечения", кто это будет решать и чем руководствоваться, кто такой собственник собаки (почему не владелец), и чем это подтвердить? Как возникает собственность на собаку: в случае её рождения, или когда собака подобрана на улице, или подарена? Это - не нудные юридические тонкости, это - краеугольный камень для определения безнадзорности, и что важно - ответственности владельцев за причинение вреда или за то, что собака в какой-то момент стала безнадзорной. Проект закона декларирует регистрацию собак, применяя термин «мечение», но не касается владельцев. Если в семье из 4-х человек живет собака и кого-либо постороннего укусит, к ответственности должен быть привлечён владелец, но кто это из четверых?

В обосновании принятия закона так и нет перечня заболеваний, общих для собаки и человека. Нет и хотя бы какой-нибудь статистики о размере санитарно-эпидемиологической угрозы, в целях ликвидации которой разрабатывался закон. Таким образом, невозможно сопоставить размер проблемы и объём предлагаемых средств для её ликвидации.

Нарушен регламент Законодательного собрания, поскольку разработчик не утруждал себя финансовым обоснованием последствий принятия закона, как впрочем, и оценкой его эффективности и регулирующего воздействия. Однако при этом проект предполагает финансирование:

- отвода, формирования, учета и предоставления земельных участков для приютов;
- проектирования и строительства неопределённого числа имущественных комплексов;
- организации сбалансированного (!) питания неопределённого числа животных;
- организации ветеринарной помощи (лекарства, шприцы, битны, оборудование);
- обеспечения обязательных вакцинаций и иных профилактических мероприятий;
- создания специализированной службы по отлову безнадзорных животных;
- содержания штата лиц, обслуживающих приюты;
- содержания самих приютов – коммунальные затраты, уборка, посуда, ремонт;
- эвтаназии животных и утилизации трупов;

Следует учесть, что продолжительность жизни собак при таком хорошем уходе составит 10-12 лет. Правда, ещё не известно, сколько собака живёт в условиях концентрационного лагеря. Тем не менее, все это станет бременем для бюджета области.

Закон о безнадзорных животных необходим, прежде всего, для определения этого понятия и организации полного учёта животных и их владельцев, введения ответственности. Внедрение чипов и регистрационных удостоверений владельцев, обязательная ежегодная вакцинация должны стать нормой, как в цивилизованной стране. Это остановит пополнение числа бездомных животных, ведь век такой собаки вдвое короче. Помочь здесь могут очень недорогие мероприятия по стерилизации. Кроме того, в ряде наших районов уже не один год функционируют приюты, созданные частными лицами. Там есть и энтузиасты, и предприниматели. И помогать им можно тоже по уже имеющемуся закону, отнеся их деятельность к социально-ориентированной.

При чём тут права человека? Чтобы ответить на этот вопрос, немножко отвлечемся от темы.

В Ленинградской области 171 тысяча 312 кв. метров официально признанного аварийного жилья. Это более 3000 квартир, в которых, с угрозой для здоровья и жизни, проживают около 10 000 человек. Люди, имеющие решения судов, вступившие в законную силу, осаждают судебных приставов с исполнительными листами, но приставы получают от местных руководителей отписки об отсутствии денег в бюджетах. Страна и область знают об этом, принимают программы финансирования расселения, но что людям до программ. И это - только цифры по аварийным домам. Но есть еще нуждающиеся очередники, лист ожидания из внеочередников, переселенцы и многодетные. Каждодневную нужду этих людей надо видеть.

В начале апреля Уполномоченный получил обращение семьи из 6 человек, которая 35 лет живёт вблизи Санкт-Петербурга в деревянном многоквартирном бараке 1910 года постройки в комнате 24.5 кв. метра с «удобствами» на улице. В 1987 и 1997 комиссиями составлялись акты об аварийности и непригодности дома для проживания. В 2009 году состоялось решение суда об обязании предоставить семье жильё. Семье, в которой бабушке 76 лет, младшей девочке 7 лет, а ее мама – без одной руки.

Чуть раньше было обращение женщины, живущей в Мурино с 30-летним сыном в однокомнатной квартире 10.9 кв.м с печным отоплением, без горячей и холодной воды. Все инстанции, куда за эти годы обращалась семья, отвечали - нет денег, и не предвидится.

Это - не самые критичные случаи, а лишь последние, перечень примеров можно продолжать, ибо он огромен.

Конечно, закон о бездомных животных нужен. Но сколько униженных и несчастных людей на эти деньги могли бы «вылезти» из коммунально-бытовой нищеты? В своих обращениях Уполномоченный задавал вопрос – сколько сотен миллионов потребует такая масштабная забота о собаках? Как объяснить, что область будет строить жильё для бездомных собак, а не для людей? И так ли уж велика бездомная угроза, чтобы предпринимать такие меры? Ответа не было. Проект закона принят во втором чтении.