Депутаты ЗАКСа в первом чтении приняли новый закон об Уполномоченном

179
7 декабря на 71-м заседании Законодательного собрания Ленинградской области в первом чтении был принят разработанный аппаратом Уполномоченного проект закона, определяющего порядок организации и осуществления деятельности Уполномоченного.

Изменения действующего областного закона №13 «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области» потребовались в связи со вступлением в силу 20 марта 2020 года федерального закона №48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Новый федеральный закон установил единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных и закрепил общий порядок их взаимодействия с органами власти и институтами гражданского общества.

Существенные изменения в областном законе претерпела глава, регулирующая деятельность Уполномоченного по обеспечению дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Установлен особый порядок рассмотрения обращений в форме жалоб, установлены требования к жалобе (её содержанию, прилагаемым к ней документам), определён порядок её рассмотрения. Теперь Уполномоченный рассматривает жалобы в том числе на правоохранительные органы, судебных приставов и другие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, подчинённые Президенту РФ.

Законопроект расширяет перечень мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина, принимаемых Уполномоченным по результатам рассмотрения жалоб, в том числе предусматривает право обратиться в прокуратуру с ходатайством о проведении проверки по фактам нарушения законов и принятии мер прокурором; обратиться в соответствующие компетентные федеральные органы государственной власти при выявлении необходимости принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина; принять иные меры, не противоречащие федеральным законам.

Также Уполномоченному предоставлено право обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.