Раздел 8. Квалифицированная юридическая помощь. Судебные решения. Исполнительное производство.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 8. Квалифицированная юридическая помощь. Судебные решения. Исполнительное производство.
Конституция Российской Федерации в статьях 45,46 определила основные принципы судебной защиты – это гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, судебной защиты. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В 2010 году, развивая нормы и концепцию максимального удовлетворения прав граждан на судебное обжалование, были приняты ряд законов, позволяющих усилить гарантии государственной защиты прав граждан: Федеральный закон 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и № 5-ФЗ «О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года». Основным нарушением при рассмотрении гражданских дел было нарушение сроков их рассмотрения, не основанное на законе. Новым законом закреплено право обращения гражданина за компенсацией в случаях произвольного рассмотрения его дела, дана возможность не на словах, а на деле обратиться за защитой своего права.
Принятые законодательные акты существенно улучшили дисциплину при рассмотрении гражданских дел Ленинградским областным судом. Если за период 2010 года от граждан поступило на рассмотрение 31 заявление о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, из которых было разрешено по существу 9, а в двух случаях требования заявителей о компенсации были удовлетворены, то уже в 2011 году Судебный департамент при Верховном суде РФ, Управление судебного департамента Ленинградской области не дает данных о наличии таких дел.

Количество обращений, поступивших Уполномоченному в 2011 году по вопросам судебной защиты, по сравнению с 2010 годом, увеличилось на 2,2% и достигло 17%, и это самый высокий показатель из числа всех направлений деятельности Уполномоченного. Конечно, в эти обращения входят и жалобы на приговоры суда, которые в силу полномочий, установленных Законом №109-оз от 28.12.2009 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области» и №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Уполномоченным не могут быть рассмотрены. Эти обращения были рассмотрены и возвращены заявителям с разъяснением порядка обжалования приговора, установленного Уголовно-процессуальным кодексом.
Однако увеличивается количество жалоб на решения городских (районных) судов Ленинградской области. Основными нарушениями при разрешении гражданских дел судом являются: необоснованное рассмотрение дела в отсутствии ответчиков; ненадлежащие уведомление сторон о дате и времени судебного заседания; не достаточное исследование предоставленных доказательств; нарушение установленного порядка заочного производства.
По правилам второй инстанции Ленинградским областным судом в 2011 году было рассмотрено 6 377 дел (на 251 дело больше, чем в 2010 году), из которых отменены 874 (на 118 дел больше, чем в 2010 году) или 13,7% от всего количества рассмотренных в кассационном порядке дел (в 2010 г. - 12,3%). При этом с вынесением нового решения 414 (6,5 % от всех отмен), а в 2010 году - 372 (6.1%); соответственно 460 (7,2% от всех отмен), а в 2010 году - 369 (6%) были возвращены на новое рассмотрение.(см.Приложение 1).

ГРАФИК8

Цифры статистики показывают ухудшающуюся ситуацию с правоприменительным правом в решениях городских (районных) судах. Такое состояние дел не может устроить граждан, обращающихся для разрешения спора в суд, инстанцию последней надежды. Когда каждое девятое дело рассмотрено с нарушениями, отменяется, затем следует или пересмотр этого решения или весь судебный процесс начинается снова, это не прибавляет оптимизма в процессе защиты конституционных прав.

Из категорий дел, оконченных рассмотрением мировыми судьями судебных участков Ленинградской области за 2011 год, выделяются по их количеству: 6 607 дел о расторжении брака, в том числе 5 126 дел с супружескими парами, имеющими детей; 1 775 дел - трудовые споры об оплате труда; 150 дел о восстановлении на работе; 19 144 дела о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло, электроэнергию; 1 178 дел о выселении; 2 680 - наследственные споры; 704 жалобы на неправомерные действия органов государственной власти (210), должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (494); 110 дел о земле и землепользовании; 29 дел на нарушения избирательного права; 375 дела о признании гражданина недееспособным.
Из сухой статистики видно, какие дела, в каком количестве и по каким категориям рассматриваются судом, каждое дело - это судьба, особенно дела о выселении без предоставления жилой площади, взыскании платы за труд, об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц. И ошибок здесь не должно быть и/или они должны быть максимально быстро исправлены.
Судебное решение по делу гражданки О., в отношении которой, 26 апреля 2010 года Всеволожским городским судом Ленинградской области было вынесено решение о выселении ее и семи несовершеннолетних детей из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, стало поводом для Уполномоченного обратиться за разъяснениями в прокуратуру Ленинградской области.
Выяснилось, что при рассмотрении такой категории дел, в обязательном порядке необходимо участие прокурора, что следует из ведомственной инструкции.
Однако, в судебном заседании О. защищала сама себя лично, без участия со своей стороны квалифицированных юристов, адвокатов, иск не признала, просила учесть то обстоятельство, что в спорном помещении проживают семеро несовершеннолетний детей, другими жилыми помещениями они не обеспечены, на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений не состоят. В судебном заседании прокурор и органы опеки и попечительства, извещенные, по мнению суда, надлежащим образом, не присутствовали, свою позицию по указанному делу не представили. Только благодаря главе Администрации Всеволожска, гражданка О. не осталась на улице, в конце 2011 года был подписан договор о предоставлении О. двух квартир на семью из 9 человек.

В судьбе семьи принял самое активное участие Губернатор Ленинградской области, аппарат Полномочного представителя президента РФ по Северо-западному округу, федеральный инспектор по Ленинградской области, Уполномоченный.
Уполномоченный по обращению группы граждан вступил со стороны истца, гражданина М., в судебный процесс по делу о признании права на квартиру в недостроенном доме. Было обжаловано незаконное, по мнению Уполномоченного, решение Кировского суда об отказе в удовлетворении требований М. Суд применил закон, не подлежащий применению в данном случае. Выводы суда о ничтожности Договора об уступке права требования обоснованы положениями Закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в редакции ФЗ от 18.07.2006 года №111-ФЗ. Между тем, в соответствии с ч.2 ст.27 Закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. 01 марта 2005 г. Суд «не заметил», что разрешение на строительство было получено 22.12.2003 года. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда удовлетворила кассационную жалобу Уполномоченного и отменила решение суда, указав на неправильное применение закона (суд применил ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» №214-ФЗ, который распространяется только на те правоотношения в долевом строительстве, которые возникли на основании разрешения на строительство, выданного до 01.05.2005 года). Разрешение на строительство в г. Шлиссельбурге на данный объект было выдано в 2003 году.
Между тем, в апреле 2011 года та же самая судья, рассматривая спор между дольщиками того же самого дома, несмотря на указания вышестоящего суда, опять применила в деле ФЗ №214.

Уполномоченный, полагая, что такое повторяющееся и явное нарушение действующего законодательства, приводящее к грубейшему нарушению прав уже и без того обманутых граждан, свидетельствует о профессиональной непригодности судьи, обратился в апреле 2011 года в квалификационную коллегию судей. От квалификационной коллегии поступил ответ о невозможности рассмотрения обращения Уполномоченного, которое может привести к переоценке оснований принятия решений. Согласно Федерального закона №30-ФЗ от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в РФ», квалификационная коллегия судей Ленинградской области формируется по следующим нормам представительства: от судей Ленинградского областного суда - два судьи; от судей гарнизонных военных судов - один судья; от судей районных судов Ленинградской области - три судьи; от судей уставного суда Ленинградской области - один судья; от мировых судей - один судья; четыре представителя общественности; один представитель Президента Российской Федерации. В составе коллегии из 13 человек только 4 – общественность, остальные представители или судебного сообщества или государства. В этом случае «общественность» влиять на решения квалификационной коллегии не может. Уполномоченный планирует в 2012 году продолжить работу с квалификационной коллегией, председателем Ленинградского суда по вопросу дисциплинарной ответственности судей за неправомерно принятые решения. В 2010, затем в 2011 году Уполномоченный для более внимательного рассмотрения отдельных категорий дел - дел о выселении без предоставления, увольнения матерей, лишений родительских прав - предложил Председателю Ленинградского областного суда подписать соглашение о сотрудничестве с возможностью предлагать заключения на некоторые материалы судебного производства. Это соглашение, по мнению Уполномоченного, могло дисциплинировать судейский корпус при принятии важных, судьбоносных решений, не оказывая влияния ни на позицию суда, на позицию сторон. Такое предложение осталось без ответа.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а в определенных случаях, право бесплатной юридической помощи.
27.04.2011 года Законодательное Собрание Ленинградской области приняло в первом чтении законодательную инициативу, предложенную депутатам Уполномоченным по правам человека в Ленинградской области Михаилом Козьминых, о внесении в Государственную Думу РФ проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Суть поправок, поддержанных Законодательным Собранием Л.О. - закрепление четкого единообразного статуса уполномоченного по правам человека в субъекте федерации, а также законодательное закрепление права обращаться в суд и в Конституционный Суд РФ с заявлениями в целях защиты нарушенных прав граждан.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В развитие положений статьи 2 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Согласно статье 1 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в РФ» к основным задачам Уполномоченного по правам человека в РФ относятся: обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина; принятие мер по совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с международными нормами и принципами права; правовое просвещение и разъяснение гражданам их прав, свобод и законных интересов.

Однако с учетом размеров территории нашей страны и численности населения, очевидно, что Уполномоченный по правам человека в РФ в одиночку не в силах обеспечить надлежащую и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в более чем 80 субъектах Российской Федерации. Именно в этой связи статьей 5 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в РФ» было предусмотрено учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъекте федерации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в субъекте федерации определяется в каждом конкретном случае законом субъекта Российской Федерации. В результате, задачи Уполномоченных в субъектах Российской Федерации аналогичны, а компетенция и полномочия Уполномоченных в разных субъектах Российской Федерации различны. При этом субъект Российской Федерации в силу ст.71-73 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, не вправе наделить своего Уполномоченного целым рядом важных и необходимых полномочий, которыми обладает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Так, например, Уполномоченный по правам человека в субъекте федерации не вправе обращаться в суд в целях защиты прав и свобод человека, не вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, в случае необходимости судебной защиты прав и свобод граждан в каком-либо регионе нашей огромной страны, Уполномоченный по правам человека в соответствующем субъекте вынужден обращаться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Однако с учетом размеров территории нашей страны и численности населения, такой порядок защиты прав граждан вряд ли можно назвать достаточно быстрым и эффективным. На общероссийской конференции Уполномоченных по правам человека, многие Уполномоченные сообщили, что значительная часть обращений (не менее 20%) к ним связана с необходимостью судебной защиты, которую они не могут оказать. Согласно пункту 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Гражданско-процессуального кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Институт Уполномоченного по правам человека является специальным государственным органом, занимающимся на профессиональной основе защитой прав граждан в самом широком их спектре, то есть, как раз тем государственным органом, для которого, в первую очередь, установлены правила статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Защита прав граждан прокуратурой и органами опеки и попечительства носит очень ограниченный характер. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием Конституции Российской Федерации. Отсутствие регламентации правового статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации на федеральном уровне привело к тому, что такой важный правовой механизм защиты прав человека в настоящее время не представляет собой единого эффективного института государственной защиты прав и свобод человека, и число жалоб граждан Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека растет.
Бесплатная юридическая помощь, через формулировки Конституции РФ, имеет два социально важных направления, первое – обеспечение права граждан на участие в судопроизводстве, второе – социальная помощь при решении повседневных проблем. Строительство гражданского общества в Российской Федерации невозможно без успешного решения задач по формированию системы оказания бесплатной юридической помощи, основанной на конституционном праве каждого гражданина.

Система должна включать в себя правовое образование широких слоев граждан, информирование и консультирование граждан, оказание правовой помощи, осуществляемой государственными органами, профессиональная юридическая защита профессиональными объединениями.
Государственные органы, представленные в Ленинградской области, проводят активное информирование, консультирование и оказывают необходимую помощь в делах защиты прав человека. Прокуратура, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» при рассмотрении заявлений, жалоб разъясняет порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению лиц к ответственности, а в отдельных случаях прокурор вправе предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах граждан, неограниченного круга лиц.
Семейный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс в отдельных случаях допускают государственные органы, органы местного самоуправления к обращению в суд за защитой нарушенного права в отношении другого лица (например, органы опеки и попечительства по делам несовершеннолетних). Уголовно-процессуальный кодекс регулирует участие адвокатов в качестве защитников статьей 50, которая определила источники компенсации – федеральный бюджет - по Постановлениям судов. В этом случае для гражданина квалифицированная помощь будет предоставлена бесплатно. Бесплатную юридическую помощь граждане получают и в юридических клиниках высших юридических учебных заведений. В Ленинградской области действовал закон «О предоставлении бесплатной юридической помощи» с бюджетным финансированием на 2010 год в 4 млн. рублей. Эти средства потрачены не были по причинам сложности подтверждения оказанной услуги адвокатами Ленинградской области.
21 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в ст. 20 определена категория граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, имеют следующие категории граждан: граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума; инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Эти правовые консультации должны осуществлять Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Федеральное законодательство, совершенствуя отношения между гражданами и органами государственного, регионального и муниципального управления, должны ставить главной целью таких законодательных актов упрощение или отказ от избыточных процедур.
27 мая 2011 года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области с вместе с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге был проведен совместный прием садоводов. Актуальность этого приема была очевидна, поскольку жители Санкт-Петербурга практически все летнее время проживают в Ленинградской области.
На прием обратились несколько председателей садоводств из Всеволожского, Выборгского, Лужского районов Ленинградской области. Проблемы у всех одинаковые: плохие подъездные дороги, сложности с выделением долевой собственности из коллективной, высокие тарифы на электроэнергию, газ. Многие владельцы садовых и дачных домов проживают в поселках круглогодично, не имея при этом регистрации. Садоводства, как юридические лица, платят в бюджет муниципальных образований налоги, другие обязательные платежи, что, в некоторых случаях, является основным источником пополнения доходной части поселения. Несмотря на то, что население «садовых деревень» на порядок превышает «коренное» население - жителей муниципального образования, на садоводов не предусмотрена государственная поддержка, медицинская помощь, противопожарная и полицейская служба. Государство не замечает целые «садовые города» с населением до 20 тыс. человек (пример - садоводство «Мшинская») в весенне-осенний период (7 месяцев - май-ноябрь).
Необходимо признать устоявшиеся места постоянного проживания, подготовить закон, изменяющий налоговые взаимоотношения муниципалитетов и «садоводов», чтобы первые почувствовали пополнение бюджета, а последние - государственную поддержку. В первом полугодии 2012 года Уполномоченным будет подготовлен проект нормативного акта и направлен в органы законодательной инициативы, Губернатору Ленинградской области.

Анализируя федеральное и региональное законодательство, посвященное рассматриваемому вопросу, установлено, что при решении вопроса о присвоении статуса населенного пункта садоводческому или дачному объединению (поселок – населенный пункт со смешанной застройкой, имеющий объекты инфраструктуры, с численностью населения от 1 000 – 3 000 человек), может служить решение общего собрания о ликвидации объединения в связи с преобразованием в населенный пункт.
Последовательное применение областных законов №32-оз от 15.06.10 г. «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения», №51-оз от 22.06.05 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области», ФЗ №152-ФЗ от 18.12.97 г. «О наименовании географических объектов», позволит перевести садоводческое объединение в населенный пункт. Процесс не быстрый, но продуктивный.
На приеме особое место заняло обсуждение Федерального закона РФ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Закон вступил в силу 01.09.2006 г. и имеет общеупотребительное название «садовая амнистия». Закон крайне актуален для садоводов Ленинградской области, по информации из открытых источников, он может коснуться около 1,6 млн. человек (470 тысяч участков). За время действия вышеуказанного закона о дачной амнистии, им могло воспользоваться не более 10 процентов владельцев индивидуальных домов и участков. Проблема регистрации права состоит из-за отсутствия единого подхода к правоустанавливающим, или их заменяющим документам. Многим участки перешли по наследству, т.е. никто и никогда в последние 30-40 лет не предъявлял никаких требований к землевладельцу (фактически, по нормам Гражданского кодекса, рассматривается понятие наступления приобретательской давности). Муниципальные власти, отвечающие за учет земель, не предоставляют документов, достаточных для регистрации права в ФРС.



«Амнистия» должна быть крайне интересна муниципальной власти в связи с поступлением новых налогов в муниципальный бюджет. И еще, как правило, реальные размеры участков и их плановые показатели не совпадают, отсутствует землеустроительная документация. Муниципальная власть не работает для садоводов, отказывая в предоставлении документов, она заставляет обращаться в юридические объединения, ставшие «специалистами» по признанию права на объекты недвижимости в районных (городских) судах Ленинградской области.
Средняя цена такой услуги, например, в Лужском районе - 30 тыс. рублей. Если провести математические изыскания с умножением средней цены на количество участков и домиков, это может вполне составить конкуренцию расходным бюджетным обязательствам отдельных муниципальных поселений, районов. Надо пересматривать нормы закона «садовой амнистии», упрощение не должно приводить к усложнению. Изменив систему регистрации можно и бюджет пополнить и людям, наконец, передать в собственность участок земли и строение. И в этом случае Уполномоченным будет подготовлена инициатива, вместе с садоводами Ленинградской области.
Одним из механизмов предоставления бесплатной юридической помощи является проведение консультаций, проводимых по инициативе Уполномоченного - это и совместные приемы с руководителями Федеральных ведомств, разъяснение, в том числе и настоящим докладом, способов и методов защиты, привлечение к разрешению проблем граждан компетентных организаций. Так, 11 октября Уполномоченный провел в Гатчине встречу с ректорами Ленинградского областного института экономики, финансов, права и технологий и Института внешнеэкономических связей и права (Гатчинский филиал). Были осуждены вопросы сотрудничества с участием студентов в консультациях жителей Гатчинского района, участие Уполномоченного в учебном процессе вузов.
Уполномоченным ведется активная работа по совершенствованию системы оказания бесплатной юридической помощи в Ленинградской области, в декабре прошли тесты проекта «передвижной юридической лаборатории» - это микроавтобус вместительностью 7 человек, для консультирования и оказания непосредственной помощи в любом населенном пункте специалистами аппарата Уполномоченного.

Идет составление программы посещений территории Ленинградской области. Подготовлен, и в 2012 году будет выпущен справочник по наиболее актуальным вопросам защиты прав человека. Проведены переговоры с телекоммуникационными компаниями для организации единой службой оказания бесплатной юридической помощи. Полученные результаты будут доведены до сведения Губернатора Ленинградской области с целью формирования соответствующей целевой программы.

В 2011 году сложились деловые отношения с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области. Особенность правосудия заключается в совокупности положительного решения суда и обязательного исполнения этого решения. Безусловность исполнения является залогом настоящего правосудия.

В 2011 году в структурных подразделениях УФССП по Ленинградской области находилось на исполнении 511 468 исполнительных производств. Общее количество оконченных и прекращенных исполнительных производств составило 321 289, из которых: фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительных документах 222 174 (69 %), возвращением исполнительных документов по основаниям, указанным в п.п.ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (в связи с невозможностью взыскания) – 46 466 производств (14,4%); возвращением исполнительных документов без исполнения по требованию органов или должностного лица, выдавшего исполнительный документ, либо взыскателя – 9 907 (3%); направлением копии исполнительных документов в организации для удержания периодических платежей – 3 249 (1%). В 2011 году в структурных подразделениях Управления ФССП России по Ленинградской области находилось на исполнении 24 565 исполнительных производств о взыскании алиментных отношений, из них оконченных и прекращенных составило 6 659 дел. Было возбуждено дознавателями Управления 1 121 уголовных дел, в том числе по статье 157 УК (злостное уклонение от уплаты алиментов) – 1 077. Существенное влияние на своевременность исполнения документов оказала такая мера воздействия на должников, как временное ограничение их выезда за пределы Российской Федерации. Судебными приставами-исполнителями вынесено 4 062 постановления об установлении временного ограничения выезда должников за пределы РФ на общую сумму 1 596 694 тыс. рублей. (см.Приложение1)

ГРАФИК 9

В 2011 году было продолжено взаимодействие между Уполномоченным и службой судебных приставов по Ленинградской области, проведены консультации по отдельным вопросам. 1 июня 2011 года организована и проведена «горячая линия», а 3 июня совместный прием и консультирование по вопросам исполнительного производства, в котором принял участие Уполномоченный и руководитель управления ФССП по Ленинградской области Н. Денисенко. Результатами приема и «горячей линии» стали обращения граждан из Тосненского, Всеволожского и Бокситогорского районов, г. Кириши, г. Волосово с жалобами на действия отдельных судебных приставов, как правило, на невозможность попасть на прием, медлительность при взыскании алиментных обязательств, отсутствие заинтересованности в исполнении должником назначенных исправительных работ. По всем обращениям руководителем незамедлительно были приняты меры. Практика совместных приемов, выездов на сложные исполнительные производства, участие в работе с должниками алиментов, будет в 2012 году Уполномоченным продолжена.
И еще по исполнительным документам и справедливости.
Ни принятый в ноябре 2011 г. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи», ни предыдущие нормативные акты не расширили права потерпевших в уголовных делах. По твердому убеждению Уполномоченного, в стадии предварительного следствия, суда, права потерпевших мере защищены не в полной мере.
В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Кроме того, согласно статье 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.
Между тем, согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, лицо, как только подозреваемое в совершении преступления, так и лицо, обвиняемое в совершении преступления уже с момента задержания, предъявления обвинения или возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, имеют право на услуги защитника, в том числе, за счет федерального бюджета.

В то же время, лицо, признанное потерпевшим в уголовном деле, возбужденном по признакам состава преступления, отнесенного Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких или особо тяжких преступлений (например, лицо, которому причинен тяжкий вред здоровью, или лицо, чей близкий родственник был убит), оказывается без гарантированного государством права на квалифицированную юридическую помощь (статья 48 Конституции Российской Федерации) и в тяжелой психологической ситуации. По причине нахождения потерпевшего в состоянии психологического стресса в результате совершенного преступления и низкой правовой грамотности, характерной для большей части населения нашей страны, мало кто из потерпевших способен самостоятельно воспользоваться правами, предоставленными им частью 2 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 52 Конституции Российской Федерации гарантирует потерпевшим возмещение причиненного ущерба. Однако приговоры суда в части удовлетворения гражданских исков о возмещении потерпевшим материального и морального вреда фактически не исполняются. Происходит это по следующим причинам: а) отсутствие конфискации имущества как вида наказания, за счет которого могли бы удовлетворяться гражданские иски потерпевших; б) отсутствие обязанности осужденного к лишению свободы работать, и тем самым зарабатывать денежные средства для погашения требований по гражданскому иску; в) наличие реальной возможности работать имеется в местах лишения свободы только у 25% лиц, осужденных к лишению свободы; г) низкая заработная плата осужденных, работающих в местах лишения свободы. Заработная плата осужденного в месяц в среднем составляет 1250 рублей, из которых вычитаются денежные средства на его содержание. В результате, в год потерпевший может получить по своему удовлетворенному гражданскому иску около 12 000 рублей. При этом средний размер требований по гражданским искам составляет около 3 000 000 рублей; д) в отношении 75% осужденных судом удовлетворяются требования по гражданским искам.
Таким образом, правовой механизм реализации удовлетворенных гражданских исков потерпевших в действующем законодательстве просто отсутствует.
И парадоксально: права подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления оказываются, защищены лучше, чем права лиц, которым был причинен вред совершенным преступлением.

Более того, причинение вреда гражданину в результате совершения тяжкого или особо тяжкого преступления – это результат несоблюдения государством статьи 45 Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную (в том числе правоохранительную) защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. С учетом вышеизложенного, Уполномоченный внес в Законодательное Собрание Л.О. проект изменений в Уголовный кодекс, основанный на необходимости компенсации потерпевшим по особой категории дел (тяжкие телесные повреждения, убийства) из федерального бюджета, имущественную ответственность государства за ненадлежащее исполнение правоохранительной функции. А также предложил вернуть в Уголовный кодекс Российской Федерации такого вида наказание, как конфискация имущества, которое может не только способствовать обеспечению удовлетворения требований гражданских истцов, но также будет служить дополнительным средством профилактики преступлений и дополнительным источником пополнения казны Российской Федерации.