Уполномоченный направил письмо министру юстиции РФ о необходимости воспитательной работы и труда для заключенных

Главная Деятельность Уполномоченного Инициативы Уполномоченного Уполномоченный направил письмо министру юстиции РФ о необходимости воспитательной работы и труда для заключенных
Чтобы повысить эффективность нравственного совершенствования личности осужденного, его исправления, необходимо изменить нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний. Основными средствами исправления должны стать воспитательная работа и общественно полезный труд.

Уполномоченный обратился к министру юстиции РФ Александру Коновалову, а также директору ФСИН России Геннадию Корниенко с предложением рассмотреть возможность подготовки предложений по изменению нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний в целях повышения эффективности нравственного совершенствования личности осужденного, его исправления - важнейшей задачи уголовно-исполнительной системы.

По мнению Уполномоченного, уголовно-процессуальный кодекс и связанные с ним подзаконные акты необходимо дополнить конкретными нормами, которые позволят комплексно воздействовать на мировоззрение, самосознание осуждённых и их отношение к установленному в обществе порядку.

Основной задачей должна стать выработка устойчивой мотивации к созидательному труду, заботе о семье и реабилитации перед обществом. Основными же средствами исправления - воспитательная работа и общественно полезный труд.

Однако исправительные мероприятия должны проводиться не только сотрудниками государственной правоохранительной системы. Задача возвращения осуждённых к нормальной общественной жизни является обязанностью всего общества и государства. К этому процессу нужно привлекать профессионалов - специалистов, ученых, аспирантов, практиков, творческие научные группы. И в каждой области воспитательной работы - психологов, медиков, психиатров, социологов, которые использовали бы разработки современной педагогической науки. Нужны программы непосредственного воздействия на осужденных, методики оценки эффективности этих программ, мониторинг результатов, корректировку по мере приобретения опыта и получения практического материала.

Вторая составляющая - трудовое воспитание - должно формировать и укреплять у осужденных добросовестное отношение и готовность к систематическому труду, стремление к занятию общественно полезной деятельностью, а также прививать им правомерные способы материального обеспечения жизни. Если сейчас хотя бы каким-либо трудом занято примерно 30% процентов осуждённых, то это повод говорить почти о катастрофическом состоянии исправительной работы в целом. Рабочих мест не хватает, производство примитивно и крайне не производительно. Отсутствуют собственные земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции.

Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в государственных и муниципальных закупках не решает поставленную задачу обеспечения занятости осуждённых. Такие учреждения не имеют возможности приобретать современную технику и оборудование, не могут быть равными другим участникам рынка по подбору квалифицированных рабочих, привлечению управленческих и инженерных кадров, по внедрению новых технологий, возможности привлечения кредитных средств и т.д. Следовательно, не представляется возможности получать достаточные производственные заказы по объективным причинам. Законодатель, похоже, «догадывается» о наличии этих обстоятельств, поскольку в новом законе «О государственных закупках» в статье 28 сохранил положение о преимуществах учреждениям и предприятиям УИК перед остальными участниками закупок. Но ведь опыт применения таких преимуществ, установленных федеральным законом № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в предыдущие годы не оправдался! Вменение обязанности платить победителю конкурса - учреждению УИК - на 15% больше бюджетных средств, нежели иным участникам конкурса, нельзя признать оправданным, да и результат не достигнут, поскольку, как выше указано, занятость в учреждениях составляет 30%.

Совершенно очевидно, что без внесения изменений в закон «О государственных закупках» и предоставления возможности формировать заказ непосредственно производствам УИК, минуя аукционные процедуры (например, по принципу запроса котировок), но под контролем формирования цен на товары, решительного изменения в достижении цели исправления не достичь. Очевидно и то, что не обойтись без создания хорошо оснащённых площадок для производства определённых товаров, без формирования долгосрочных заказов, без утверждения перечня товаров и доведения этого перечня до государственных и муниципальных заказчиков. Уполномоченный полагает, что действия руководства Федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и Управлений ФСИН в округах при размещении заказов в учреждениях УИС могут быть согласованы.

Явную неэффективность воспитательной работы в исправительных учреждениях подтверждает рост рецидивной преступности, а также иллюстрирует пример злодеяния, совершенного «Белгородским стрелком». УФСИН дала ему характеристику – постоянно нарушал режим, не исключена возможность импульсивных, трудно контролируемых поступков, на ущемление собственных интересов может враждебно реагировать.

Все же задача государства - защитить своих граждан от рецидивной преступности. Если Помазун вышел из колонии агрессивным (это знала ФСИН) и вскоре совершил преступление, то во время лишения свободы было только наказание, но не исправление. Не выполнена главнейшая задача всей государственной системы в отношении преступника – исправление не достигнуто.

Таким образом, воспитательная работа с осуждёнными должна стать полноценной, планомерной, основанной на педагогических принципах, формах и методах, деятельностью работников ИУ, представителей государственных органов и общественных организаций, направленных на достижение целей исправления осуждённых.
29.04.2013