Инициатива об отмене неправомерного требования работников Сбербанка от граждан ИНН при уплате госпошлины

Главная Деятельность Уполномоченного Инициативы Уполномоченного Инициатива об отмене неправомерного требования работников Сбербанка от граждан ИНН при уплате госпошлины
С начала 2017 года к Уполномоченному поступило множество жалоб от жителей Ленинградской области на отказы сотрудников Сбербанка в осуществлении операций по проведению платежа в бюджетную систему Российской Федерации (уплата налогов, государственной пошлины при обращении в суд) в связи с отсутствием у граждан ИНН (индивидуального номера налогоплательщика) или УИН (уникального идентификатора начисления).

Такая ситуация сложилась в связи с требованиями ФНС России – при одновременном отсутствии этих документов банк считал неправомерным осуществление платежа.

Однако Минфин РФ, который является регулятором банковской деятельности в стране, в своем Приказе от 12.11.2013 №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» предусмотрел такие ситуации, и указал: если у гражданина нет ИНН и УИН, то можно показать, например, свой СНИЛС, военный билет, паспорт моряка, водительское удостоверение и иные документы. Самое же простое – это паспорт гражданина РФ с регистрацией по месту жительства.

Но Сбербанк был непреклонен. И когда количество жалоб к Уполномоченному достигло той критической отметки, которая позволила говорить о массовом нарушении прав граждан, Сергей Шабанов обратился к директору Головного отделения по Ленинградской области Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Андрею Свердлову с просьбой объяснить, почему банк попирает конституционные права граждан.

Спустя месяц был получен вежливый ответ, в котором руководство банка сослалось на некие разъяснения ФНС России: «Если на платежном документе плательщика по уплате государственной пошлины за обращение в суд одновременно отсутствует и ИНН, и УИН плательщика, то Банк, согласно требований Приказа Минфина №170н, не вправе принять такой платеж. В обязательном порядке должен быть указан хотя бы один из указанных идентификаторов».

Тогда Уполномоченный немедленно направил свое обращение главе Минфина Антону Силуанову с просьбой сообщить позицию органа исполнительной власти по следующему вопросу – является ли препятствием для кредитной организации при проведении платежа в бюджетную систему РФ отсутствие у плательщика идентификационного номера налогоплательщика.

Минфин ответил быстро, обстоятельно, на трех листах, разложив «по полочкам» всю информацию о существующих приказах и инструкциях, регулирующих данный вопрос. А в конце письма – вывод: «Отказ банка является неправомерным».
Копию этого ответа Сергей Шабанов направил председателю Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктору Вентимилла Алонсо, с просьбой незамедлительно принять меры по прекращению длящегося нарушения прав граждан на беспрепятственную защиту своих прав в суде и уплату налогов государству.

8 июня Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области получил письмо от руководства Северо-Западного банка ПАО Сбербанк, в котором сообщается, что с 17 мая офисы Сбербанка на всей территории Российской Федерации осуществляют перевод денежных средств в оплату государственной пошлины в суд без предъявления клиентом ИНН или УИН.

Отныне каждый гражданин, желающий оплатить госпошлину в суд или осуществить иные платежи, может указать любой документ, удостоверяющий личность – будь то паспорт или один из идентификаторов сведений о физическом лице, указанный в Приказе Минфина РФ №107н (СНИЛС, военный билет, водительское удостоверение и др.).
16.06.2017