Инициатива об изменении пенсионного законодательства

Главная Деятельность Уполномоченного Инициативы Уполномоченного Инициатива об изменении пенсионного законодательства
На пути к максимальной социальной адаптации инвалидов, для создания им возможностей к полноценной жизни, государство взяло на себя обязанность поддерживать их и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (ежемесячная денежная выплата и пенсия, пособия родителям), так и натуральном виде (обеспечение проезда, курортного лечения и предоставление лекарств).

Вместе с тем, если для получения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам, при наличии регистрации по месту пребывания, нет преград, то согласно проведенному мониторингу судебных решений только за 2016 и 2017 годы, предметом рассмотрения судов в более чем десяти субъектах РФ (Свердловская область, Красноярский край, Мурманская область, республика Карелия, г. Севастополь, Ставропольский край, Тульская область, Ульяновская область, Псковская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург и иные) явилось требование обязать Пенсионного Фонда РФ назначить социальную пенсию по инвалидности при наличии регистрации по месту пребывания.

Согласно норме, установленной федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ дети-инвалиды.

Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, и т.д., утверждены Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года №958н.

Пунктами 41 и 43 Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы о постоянном проживании в Российской Федерации и об установлении инвалидности.

Однако само понятие «постоянное проживание» ни в Федеральном законе № 166-ФЗ, ни в Приказе №958н не определено, также как не определено, что является «документом о постоянном проживании в Российской Федерации». В связи с этим ПФР в различных субъектах РФ трактует его одинаково и в виде формулы:

постоянное проживание = регистрация по месту жительства

Причем значение имеет только регистрация. Свое проживание по этому адресу доказывать не нужно.

При этом Пенсионный фонд рекомендует гражданам, имеющим регистрацию по месту пребывания (даже несколько лет подряд, даже по одному адресу), обращаться в суд, доказывая факт постоянного проживания в РФ.

Но почему не работать самостоятельно, а отправлять в судебное учреждение, если нет спорного вопроса, а рассматриваемые и тем, и другим органом документы будут одинаковыми? Зачем загружать суды, мучить людей, у которых не может быть лишнего времени и денег на судебные дела? В нашей истории речь шла буквально о нужде и недопустимом скудном питании ребенка, необходимости действовать чрезвычайно быстро.

При этом, регистрация по месту жительства не может быть равной доказательству постоянного проживания на территории страны. Известно, что имеющие такую регистрацию граждане могут до 180 дней в году проживать в других странах. И напротив, никогда не выезжающие из РФ люди могут не иметь регистрации вообще или иметь только по месту пребывания. Очевидную порочность привязки «прописки» к постоянному проживанию в стране подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации. Им было неоднократно указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. А это означает, что право граждан России на получение пенсии по инвалидности не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства. Однако Пенсионному фонду Конституционный Суд, видимо, не указ, у него есть собственные инструкции.

Осенью 2017 года Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области обратился к Министру труда и социального развития РФ Максиму Топилину лично и письмом, и предложил внести в Приказ № 958н изменения, кардинально меняющие ситуацию и отменяющие исключительность «постоянной прописки».

Министр вник в суть вопроса и заверил, что в ближайшее время примет решение.

***************************************************************************
В начале февраля 2018 года статс-секретарь – заместитель Министра Андрей Пудов прислал Уполномоченному письмо, в котором сообщил, что Минтрудом России подготовлены изменения, в соответствии с которыми постоянное проживание на территории страны гражданина РФ не обязательно подтверждать регистрацией места жительства, можно просто подать личное заявление. Документы направлены на экспертизу в Минэкономразвития РФ, а до принятия изменений территориальным органам ПФР даны рекомендации рассматривать вопрос об установлении социальной пенсии детям-инвалидам при отсутствии у них регистрации по месту жительства исходя из совокупности всех имеющихся документов, подтверждающих проживание на территории России.
01.11.2017