Инициатива о внесении изменений в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

945
В среду 28 января Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов на очередном заседании регионального Законодательного собрания выступил с подробным докладом о законодательной инициативе о внесении изменений в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Уполномоченный рассказал о проделанной в 2014 году большой работе по защите прав инвалидов на беспрепятственный доступ к социальным объектам. По итогам осмотра почтовых отделений он пришел к выводу, что УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России» не принимает должных мер для выполнения федерального закона. Поскольку позиция Почты оказалась неконструктивна и безвольна, пришлось призвать на помощь прокуратуру. В апреле, июле и октябре Уполномоченный обратился в три районные прокуратуры с просьбой обязать «Почту России» обеспечить инвалидам беспрепятственный вход в почтовые отделения. Все прокуроры оперативно отреагировали на обращения и направили в суд соответствующие исковые заявления (1 в Кингисеппском районе, 10 в Киришском районе и 26 в Тосненском районе).

В октябре же было направлено обращение в областную прокуратуру с просьбой провести сплошную проверку всех почтовых отделений связи в области, и по ее итогам по всем (100%) нарушениям закона внести акты прокурорского реагирования. Стремительно были направлены в суды более 170 заявлений об обязании ФГУП «Почта России» устранить нарушения требований закона о социальной защите инвалидов. А всего к концу года суд рассмотрел 249 заявлений прокуратуры на заданную тему. Было внесено 15 представлений прокуратуры, по результатам рассмотрения уже привлечено к дисциплинарной ответственности 8 должностных лиц.

Но сооружать пандусы силами Уполномоченного, через прокуратуру и суды – не правильный путь. Необходимо системно решить вопрос об упорядочении правового регулирования контроля и надзора за соблюдением норм законодательства по обеспечению доступности инвалидов к объектам инфраструктуры, транспорта, связи и информации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября уже далекого 1995г. №181-ФЗ, в статье 15 устанавливает: «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам <…> для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры <…>, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации». Должны создавать условия, но не создают.

В КоАП РФ есть статья 9.13, в которой говорится, что «уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей». Однако механизм взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения закона о социальной защите инвалидов, а значит – механизм принуждения к исполнению законодательства в течение почти 15 лет отсутствует по всей стране.

Дело в том, что протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица Федеральных органов социальной защиты (подп.17 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ). Федеральным органом власти в сфере социальной защиты населения является Минтруд, но он не имеет территориальных органов в сфере защиты населения в субъектах РФ, и протоколы должностными лицами Министерства не составляются. При этом в статье 28.3 КоАП РФ есть часть 2, которая называет еще один субъект, который мог бы составлять протоколы – это должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, но только в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора. Полномочия не переданы, и органы социальной защиты населения субъектов РФ также не реализуют эту норму.

В результате, сложилась ситуация, что на территории Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации отсутствуют вообще какие-либо органы, которые в состоянии или имеют право осуществлять контроль, проверки, составлять протоколы в случае обнаружения нарушения, принуждать нерадивых, участвовать в систематическом и системном воздействии на процессы формирования доступной среды.

В связи с этим Уполномоченный предложил депутатам Законодательного собрания инициировать внесение изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно – дополнить статьей 4.1, передав субъектам РФ полномочия Российской Федерации по контролю за исполнением федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальных структур. Необходимо и ужесточение санкций, предусмотренных статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.