Раздел 9. Действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов. Вопросы соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы. Контроль за оборотом наркотиков.

Главная Доклады Доклад 2011 год Раздел 9. Действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов. Вопросы соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы. Контроль за оборотом наркотиков.
За период 2011 года в Ленинградской области, по сведениям Главного управления Внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, совершено 24 665 преступлений, что на 3 722 (15%) преступления меньше, чем в 2010 году. Значительно, на 3,7% увеличилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми (рецидивная преступность) – 3 881, вместо 3 736 годом ранее. Причины, возможности изменения ситуации рассматривались на Общественно-экспертном совете при Уполномоченном, и стали предметом подготовки специального доклада в 2012 году.

В 2011 году увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на 4,1% и достигло 509, из них - 85 ранее не совершавшими гражданами, что не может не тревожить участников воспитательных процессов. Число несовершеннолетних преступников возросло на 3,3% и составило 597 человек, из них 562 лица являются жителями Ленинградской области. Число преступлений, совершенных в отношении детей и подростков по итогам 2011 года немного сократилось – 6% и составило 664 проявления, более 76%(503) из них – насильственного характера.

Количество обращений в 2011 году, касающихся деятельности правоохранительных органов, снизилось почти на 10% и составило только 4% из всех обращений, поступивших в адрес Уполномоченного. Для разрешения по существу 19 из них было направлено руководителям для рассмотрения, а по 5 – особо сложным - проведен совместный прием 21 декабря 2011 года с начальником полиции ГУВД М. Суходольским. На совместном приеме присутствовали Ю. Матус, председатель общественной палаты и А.Гаркавенко – член Общественного совета при ГУ МВД России С-Петербурга и Ленинградской области, а также руководители районных подразделений по подведомственности обращений.

Были приняты решения по всем обращениям:

Жалоба на Кингисеппское ОВД, в котором затягивают вопрос проверки достоверности сведений на земельные участки – администрацией района выданы 2 документа на один участок. Уголовное дело не возбуждается. Даны рекомендации сотрудникам ОВД повторно вернуться к рассмотрению данного вопроса. Обратить внимание на основание постройки дома заявителями.

Жалоба на Тосненское ОВД. Заявительница указывает на бездействие сотрудников ОВД при рассмотрении дела о гибели ее сына. Даны рекомендации повторно вернуться к рассмотрению дела.

Глава одного из поселений Ленинградской области обратился с просьбой об увеличении количества штатных сотрудников полиции и просьбой организовать патрульно-постовую службу. Отделу внутренних дел района даны рекомендации проанализировать криминальную ситуацию в населенном пункте и внести свои предложения.

Жалоба на действия ОВД Волосовского района. По мнению заявителя, сотрудниками ОВД проведены не достаточные обследования места гибели матери. Дано указание на ускоренное исследование места преступления.

Жалоба на сотрудников полиции Приозерского района. По мнению заявителя, он преследуется сотрудниками ОВД Приозерского района, что ограничивает его в правах и не дает возможности устроиться на работу. Даны соответствующие указания Службе собственной безопасности для проверки информации.
В адрес Уполномоченного обратилась заявительница Н., которая указала на бездействие сотрудников милиции по ее жалобам на противоправные действия соседа по коммунальной квартире гр.П.По обращению Уполномоченного по правам человека, Главным управлением внутренних дел по С-Петербургу и Ленинградской области проведена проверка. Гражданину П. вынесено официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения. Вместе с тем выявлено, что сотрудниками ОВД допущена волокита при рассмотрении заявлений гр.Н. Копия заключения направлена начальнику ОВД для принятия мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам, допустившим нарушения требований нормативных документов, регламентирующих порядок работы с обращениями граждан.

Необходимо отметить, что по всем обращениям Уполномоченного Главным управлением внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были назначены и проведены проверки. Виновные в незаконных действиях (бездействии) были привлечены к дисциплинарной ответственности, принимаются меры профилактического характера.

Уполномоченным будет продолжена практика рассмотрения обращений граждан на нарушения совместно с руководителями органов внутренних дел, в том числе, и с выездами в соответствующие подразделения.

В 2011 году, рассматривая случай нанесения травм ребенку в Бокситогорском районе, Уполномоченный обратил внимание на проблему отсутствия обязательного уведомления органов внутренних дел специалистами медицинских учреждений по фактам насильственных действий. Выяснилось, что в 2010 году был изменен порядок взаимодействия Министерства внутренний дел и Минздравсоцразвития.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.
Совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 352 и Приказом МВД РФ N 361 от 12.05.2010 был признан утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера".

30 мая 2011г. предложенный Уполномоченным нормативный правовой акт, обязывающий лечебные учреждения сообщать о гражданах, поступивших с телесными повреждениями насильственного характера, был внесен в Законодательное собрание Ленинградской области. Общей характеристикой проекта является невозможность утаивания лечебными учреждениями от правоохранительных органов информации о случаях насилия в отношении гражданина. Отсутствие законодательно закрепленной обязанности сообщения о гражданах, поступивших с телесными повреждениями насильственного характера, может стать одним из существенных факторов роста латентной преступности в нашей стране. При этом закрепляя в законе такую обязанность лечебных учреждений, необходимо подкрепить ее санкцией за неисполнение закона.

В настоящее время в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствует такой вид состава преступления как несообщение о преступлении, что само по себе является обстоятельством, провоцирующим как рост преступности, так и рост латентной преступности. Предлагая ввести ответственность для врачей за несообщение о гражданах, поступивших с телесными повреждениями насильственного характера, невозможно оставить без уголовной ответственности такие действия, как несообщение о готовящемся акте терроризма или о государственной измене. Поэтому предлагается сразу блок наиболее тяжких и особо тяжких или общественно опасных составов преступлений, несообщение о которых также становится преступлением и подлежит уголовной ответственности.
Предлагается раздел X«Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N5487-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900) дополнить статьей 61.1 следующего содержания:
«61.1. Взаимодействие с правоохранительными органами.
Лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно сообщают в дежурные части полиции обо всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии.

2. К телесным повреждениям, о которых следует информировать полицию, относятся:
- телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резаными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее;
- телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;
- телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами;
- ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;
- травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами;
- травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;
- телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве;
- ожоги или иные телесные повреждения (травмы), полученные на пожаре или при его ликвидации;
- иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения.
3. Полиция не уведомляется о поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями и травмами, полученными в быту:
- при неосторожном обращении пострадавших с различными видами электромеханического инструмента или оборудования (бензопилы, электропилы, электродрели, станки, подъемники и так далее);
- с телесными повреждениями, полученными гражданами в результате несчастных случаев, в том числе при падении в подвалы, погреба, траншеи, с крыш домов, с деревьев и тому подобное;
- в случаях поражения электрическим током;
- с телесными повреждениями, причиненными животными (за исключением случаев, когда животных натравливалис на пострадавших);
- с ушибами и другими незначительными телесными повреждениями, полученными в ссорах, при отсутствии у пострадавших намерения обращаться с заявлением в правоохранительные органы.

В тех случаях, когда пострадавший желает обратиться в полицию по факту причинения ему телесных повреждений, полиция уведомляется в установленном порядке.
4. Руководители лечебно-профилактических учреждений своими приказами определяют должностных лиц, персонально ответственных за своевременное информирование полиции о поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. Физические лица, занимающиеся частной практикой на основании лицензии, о фактах поступления (обращения) граждан сообщают самостоятельно.
5. По запросу полиции, прокуратуры, следственного комитета, лечебно-профилактические учреждения обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выдавать письменные справки о поступивших (обратившихся) гражданах с телесными повреждениями насильственного характера с указанием предварительного диагноза, возможных причин их получения (в том числе со слов пострадавшего).
6. О фактах поступления (обращения) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера уведомляются те органы полиции, на территории обслуживания которых они причинены, а в случае невозможности установления места причинения повреждений, уведомляются те органы полиции, на территории которых находятся лечебно-профилактические учреждения.
7. Учет граждан, поступивших (обратившихся) в лечебно-профилактические учреждения с телесными повреждениями насильственного характера, осуществляется в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации. Записи о передаче данных в полицию медицинский работник производит в графе "Примечание" с точным указанием даты и времени, фамилии, имени, отчества и должности сотрудника полиции, принявшего сообщение.

8. Работники лечебно-профилактических учреждений, не сообщившие или несвоевременно сообщившие, или сообщившие о поступлении (обращении) граждан с телесными повреждениями насильственного характера недостоверные, необъективные и неполные сведения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 18 декабря 2001 года N174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921) следующие изменения:
Главу 7 дополнить статьей 36.1. следующего содержания:
«36.1. Несообщение о преступлении.
Несообщение в правоохранительные органы о достоверно известном, готовящемся или совершенном преступлении влечет уголовную ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

Не подлежат уголовной ответственности за несообщение супруг и близкие родственники лица, совершившего преступление. Также не подлежит уголовной ответственности священнослужитель за несообщение о преступлении, ставшем ему известным из исповеди.
Примечание. Близкими родственниками, указанными в части 2 статьи 36.1., признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дед, бабушка и внуки».
2. Дополнить главу 16 статьей 125.1 следующего содержания:
«125.1. Несообщение о преступлении против жизни и здоровья.
Несообщение об известных готовящихся или совершенных преступлениях против жизни и здоровья, предусмотренных статьями 105 (убийство), 106 (убийство матерью новорожденного ребенка), 107 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), 109 (причинение смерти по неосторожности), 110 (доведение до самоубийства), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),

113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), 114 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 117 (истязание), 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 120 (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации), 121 (заражение венерической болезнью), 122 (заражение ВИЧ-инфекцией), 123 (незаконное производство аборта), 124 (неоказание помощи больному), 125 (оставление в опасности), - наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Принятие этого закона – важная веха в предупреждении посягательств на здоровье гражданина, условие неотвратимого наказания за преступление.

Предметом постоянного внимания Уполномоченного являются вопросы обеспечения прав граждан, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (ИВС) и специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", установлен перечень лиц, имеющих право без специального разрешения посещать в контрольных целях места содержания под стражей. Это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Федерального Собрания РФ; Генпрокурор России и уполномоченные им прокуроры; Уполномоченный по правам человека в РФ; представители международных организаций на основании соответствующих международных договоров. Также без специального разрешения посещать указанные учреждения в пределах соответствующих территорий вправе главы субъектов Федерации; депутаты региональных парламентов (при возложении на них такого полномочия указанными представительными органами); прокуроры, осуществляющие надзор в указанной сфере; уполномоченные по правам человека в регионах; члены общественных наблюдательных комиссий.

Кроме того, эти поправки распространили возможности, в том числе, и Уполномоченного, на изоляторы временного содержания органов внутренних дел и пограничной службы, а также гауптвахты. В связи с вступлением в силу указанных поправок, в плановом порядке Уполномоченный посетил изолятор временного содержания в г. Сосновый Бор вместе с заместителем городского прокурора, представителями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Из всех областных изоляторов, ИВС в г. Сосновый Бор – единственный, практически полностью соответствующий нормам, ев нем только одно замечание – это штукатурка «шуба», которая запрещена к использованию. Провести прием задержанных, Уполномоченному не удалось - на момент посещения ИВС никого в нем не оказалось.

28 августа 2011 г. Уполномоченный вместе с заместителем прокурора Ленинградской области Н. Панфиловым посетил изоляторы временного содержания во Всеволожском и Кировском районах Ленинградской области. Основой, для совершения совместного мероприятия, стал Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 08 августа 2011 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)». Этим приказом Генеральный прокурор обязал прокуратуры регионов проводить проверки не реже 1 раза в год вместе с правозащитниками или Уполномоченными субъекта федерации. При осмотре ИВС во Всеволожском изоляторе выявлен ряд нарушений, одно из которых – отсутствуют радиоточки, которые по требованию федерального законодательства должны находиться во всех помещениях изолятора. Кроме этого камера может быть оборудована телевизором, вентилятором и холодильником, но эти элементы - по возможности. Изолятор не был оборудован прогулочным двориком, и только после обращения прокуратуры в суд, который обязал УВД исполнить требования закона, он начал строиться. Кроме того, у задержанных не оказалось постельных принадлежностей, ни своих, ни государственных.

В ИВС Кировского района Ленинградской области нормативы по наполняемости были соблюдены, проведен опрос задержанных, однако никаких жалоб они не высказали, письменных обращений не поступило. В обоих изоляторах было проверено наличие медикаментов в аптечке, в обоих учреждениях наполняемость медикаментами в норме. В Кировском ИВС есть штатный фельдшер. Теперь сотрудничество Уполномоченного и органов прокуратуры по вопросам соблюдения прав задержанных и содержащихся в изоляторах временного содержания основано и на законе и на внутреннем документе прокуратуры. В 2011 году прокуратура подала в суд 7 исков на переполненность ИВС и несоблюдение санитарных норм. Нарушения были устранены.



Работа по приведению условий содержания в соответствие с действующим законодательством в ИВС ГУВД по Ленинградской области в 2012 году Уполномоченным будет продолжена, вместе с районными управлениями и органами центрального аппарата ГУВД, Общественным советом и правозащитными организациями.
За 12 месяцев 2011 года в Ленинградской области по данным Следственного управления Следственного комитета РФ по Ленинградской области, выявлено 9 848 лиц, совершивших преступления, их них в состоянии алкогольного опьянения было выявлено 1662 человека. Темпы прироста данного показателя +29,5%, удельный вес - 16,9%.
Снизилось число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-18,6%), убийств и покушений на убийство (-9,8%). Вместе с тем, криминогенная обстановка в области остается сложной. Отмечен рост зарегистрированных случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (+12,8%), изнасилований и покушений на изнасилования (+33,3%). Последовательная работа Следственного управления, направленная на усиление процессуального контроля, позволила улучшить качество предварительного следствия , на 72,3% сократилось число уголовных дел, возвращенных судом в порядке ст. 237 УПК РФ. Еще недостаточна работа по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, есть случаи волокиты при расследовании уголовных дел: 525 дел рассматривается более 6 месяцев, 18 более одного года.

В 2011 году зарегистрировано 230 преступлений по статье 105-107 УК РФ «умышленное убийство», раскрываемость данной категории дел составила 81,4%, т.е. не раскрытым осталось почти каждое пятое преступление; 141 преступление по статье 111 ч.4 УК РФ «умышленное причинение тяжких телесных повреждений» - раскрываемость 77,9%; 60 случаев изнасилований (ст. 131 УК РФ) - раскрываемость 90,4%. За 2011 год потерпевшими по уголовным делам признано 104 несовершеннолетних, из них по преступлениям ст.105-107 УК РФ, признаны 8 несовершеннолетних, из них 4 погибло от преступных посягательств. По преступлениям против половой неприкосновенности, предусмотренным ст.131,132,134,135 УК РФ – 75 (72% от общего числа) несовершеннолетних потерпевших.

Одной из главных задач Следственного комитета является профилактика преступности, в связи с чем при расследовании уголовных дел следователями следственных органов следственного управления в порядке ч.2 ст. 158 УПК РФ вносятся представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. За 12 месяцев 2011 года следователями следственных органов Следственного управления внесено 783 представления по 902 оконченным уголовным делам. Коэффициент эффективности на данном направлении деятельности по области составил 87,0% (+9% к АППГ). Большинство внесено в территориальные органы внутренних дел, также представления вносились в администрации муниципальных образований, УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, комитет по строительству, комитет по социальной защите населения Правительства Ленинградской области, центральные районные больницы и в адрес предприятий. Именно это направление деятельности управления может существенно улучшить криминогенную ситуацию усилиями Правительства Ленинградской области, Законодательного Собрания, муниципальных органов власти.
По сведениям, представленным в аппарат Уполномоченного Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в колониях и следственных изоляторах Управления на 1.01.12 г. находится 6 501 человек.

Таким образом, главный вопрос – вопрос переполненности следственных изоляторов и колоний уголовно-исправительной системы, начинает решаться. По сравнению с данными на 2010г. и 2011 г., динамика выглядит следующим образом: на 1.01.2010 г. - 8 449 человек, на 1.01.2011 г. - 7 439 и уже на 1.01.2012 г. – 6 501 человек – снижение количества людей в СИЗО - почти на 30 % за два года. Несмотря на существенную работу по приведению количества осужденных к нормам, лимит ни одно из учреждений УФСИН не выдерживает, кроме женской колонии ИК-2.

Либерализация уголовного законодательства не приводит к сокращению применения таких мер пресечения, как содержание под стражей, имея ввиду, что на предварительном следствии ( в СИЗО), как и первом задержании ( в ИВС), гражданин не является осужденным, но эта мера приводит к содержанию людей в стесненных, унижающих человеческое достоинство условиях - это не соответствует Конституции РФ. Конституция РФ запрещает применение пыток, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как нарушение прав человека, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека. Насколько обоснованной является эта мера, определяет суд, однако из года в год не менее 300 человек освобождается из СИЗО - зала суда, по решению следственных органов.

Как и в 2010 году, особого внимания требуют отказные материалы, направленные в суд по условно-досрочному освобождению, в 2011 году по 422 осужденным был принят отказ в применении досрочного освобождения. Причины отказа должны быть максимально проанализированы совместно с судебным сообществом не только специалистами ГУФСИН, но и правозащитными организациями, аппаратом Уполномоченного, для формирования единой правоприменительной практики. УДО - это способ поощрения осужденных, соблюдающих внутренний распорядок колонии, погасивших иски потерпевшим и вставших на путь исправления. Кроме того, это и путь к сокращению наполняемости колоний, увеличению осужденных, привлекаемых к труду. К сожалению, наметилась тенденция к уменьшению трудоустроенных осужденных в колониях. Так, если в 2011 г. таких было 2 567, то в 2012 г. всего 2 384 (снижение на 7 %), при этом общая занятость в колониях выросла с 34,5% в 2010 году до 36,6% в 2011 году. Требуется сохранение рабочих мест, ведь это не только возмещение потерпевшим от преступлений, но и возможность снизить уровень и частоту конфликтов в исправительных учреждениях.

Количество лиц, имеющих иски от потерпевших, существенно и год от года практически не уменьшается. Так, в 2010 году таких было 1 293, в 2011 г. – 1 666, а на 1.01.2012 г. – 1 324 осужденных, но погашают иски в колониях только 614 человек (снижение к уровню 2011 года – 20%). Проблема отсутствия должного внимания государства к законным правам потерпевших, в том числе на получение компенсации, утвержденной вступившим в силу приговором, описаны в разделе «Судебная защита». Статистика лишний раз доказывает правильность предложений Уполномоченного, направленных на защиту прав потерпевших, ведь не занятость, не размер оплаты за труд делают практически невозможным справедливое наказание за тяжкие преступления. Если мать в пенсионном возрасте теряет единственного кормильца, то возможность содержать хотя бы себя, в том числе и на денежные средства работающего осужденного, практически равны нулю. Следует вводить механизм конфискации имущества и предварительного финансирования государством сумм взысканий с осужденного. У государства огромный механизм принуждения – ГУФСИН, ФССП, ФНС России - который обязан обеспечить конституционное право получения компенсаций по приговору суда в разумный срок. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации определил труд одним из основных средств исправления осужденного. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
В 2011 году продолжилась работа органов власти регионального и муниципального уровня с руководителями Управления ФСИН, администрациями колоний. Так, 27 апреля 2011 года Законодательным собранием Ленинградской области был принят закон «О внесении изменений в областной закон «О льготном налогообложении организаций, расположенных в Ленинградской области и использующих труд лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы», которым предусмотрено льготное налогообложение организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам.

Закон вступает в силу с 1.01.2012 г. и предполагает снижение налога на прибыль для таких предприятий до 13,5%. Эта проблема должна стать не только важной для бизнеса, но и выгодной, тем более, что и сами исправительные учреждения готовы к изменению номенклатуры продукции, уменьшению ее стоимости и применению новых технологий. Объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг в 2011 году всего по Управлению ФСИН составляет 266,1 млн. рублей, прирост за год составил всего 0,1%, что явно недостаточно.

19 мая 2011 года Уполномоченный и начальник УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области И. Потапенко совершили рабочую поездку в исправительную колонию особого режима ИК-8, в п.Борисова Грива (Всеволожский район), где отбывают наказание осужденные по нетяжким преступлениям против личности, в основном за мошенничество, дорожно-транспортные происшествия, распространение наркотиков, так называемые «первоходы». Начальник колонии продемонстрировал новую систему видеонаблюдения. Видеокамеры располагаются в местах общего пользования, в ШИЗО, видеоряд постоянно поступает на пульт дежурного и пишется на жесткий диск, рассчитанный на 30 дней. Эти меры позволяют контролировать территорию, снизить риск возникновения конфликтов, агрессии. Такую форму активного контроля Уполномоченный поддерживает, тем более что количество видеокамер на территориях закрытых учреждений Управления ФСИН растет, и на 1.01.2012 года составляет 490, вместо 353 годом ранее. По окончании работы в учреждении Уполномоченным и руководителем Управления был проведен совместный прием осужденных. Основными вопросами стали вопросы отсутствия общегражданских паспортов и документов, необходимых при освобождении, а таких в Ленинградской области, по состоянию на 1.01.12 г.- 257 человек (вместо 565 на 01.01.11 г.); вопросы несогласия с решениями судов; проблема возможности перевода ближе к дому (на Сахалин) – сложность в сопровождении и стоимости билетов. Все обращения были рассмотрены и по ним приняты положительные решения.



8 сентября 2011 года Уполномоченный вместе с руководителем управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области И. Потапенко и заместителем прокурора Ленинградской области С. Есиповым посетили ФБУ ИЗ – 47-6 в п. Горелово - следственный изолятор, где располагаются подозреваемые и обвиняемые по уголовным делам до суда, а также осужденные до вступления приговора в законную силу. Как правило, это граждане, обвиняемые в тяжких преступлениях – убийствах, распространении наркотиков и т.д. Целью посещения стал вопрос улучшения медицинского обслуживания в следственных изоляторах, основанный на проводимой в ФСИН реформе.

Для решения этих проблем Федеральная служба исполнения наказаний в порядке эксперимента в трех регионах, куда включена и Ленинградская область, вывела в 2011 году из подчинения начальников СИЗО и колоний весь медицинский персонал, переподчинив его напрямую управлению Федеральной службы исполнения наказаний. Финансирование увеличилось в два раза и теперь поступает напрямую в медицинскую часть, минуя само исправительное учреждение. Поскольку ранее эти деньги были в общей смете и расходовались по остаточному принципу, не в первую очередь, и по усмотрению руководителя учреждения, то сейчас деньги поступают только медикам и только на медицинские услуги. Однако при этом произошло некоторое снижение зарплат медицинского персонала, которые еще не достигают гражданских.

Была проверена тюремная больница, сборный пункт, наличие медикаментов, изолятор для больных туберкулезом. Был осмотрен проект нового корпуса, этапы реконструкции старых корпусов, где в одном помещении находятся до 100 человек. Совместно с прокуратурой и сотрудниками ФСИН был проведен прием граждан, находящихся в СИЗО. Основная проблема состоит в том, что получая необходимое лечение в новых условиях СИЗО, отбывая по этапу, все полученное лечение прерывается, особенно это опасно для ВИЧ- инфицированных, число которых несколько снизилось, но остается на крайне высоком уровне: в 2010 г. – 2 048 (24%), в 2011 г. 2 269 (30%), а на 1.01.12 г. 1 948 (29,9% от всех числа осужденных). Количество лиц стоящих на туберкулезном учете практически не меняется и составляет около 7% от числа осужденных.

К сожалению, современная система медицинского обеспечения неудовлетворительная, несмотря на принимаемые меры. Необходимо в правилах предоставления медицинской помощи осужденным предусматривать создание отдельных медицинских учреждений с подчиненностью Министерству здравоохранения Российской Федерации, что приведет к отсутствию «ведомственных» интересов.
В адрес Уполномоченного по вопросам нарушений в учреждениях исполнения наказаний поступило в 2011 году 31 письменное обращение (менее 7 %) из которых 27 - это жалобы на следственные органы (90% обращений), 2 обращения с жалобами на действия адвокатов и 2 обращения на отказ в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении.
Так, в феврале к Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области поступило заявление гражданина Н.. Заявитель отбывает наказание в исправительной колонии и просит оказать содействие в защите его жилищных прав на квартиру, ставшую объектом мошеннических действий. В результате обращения Уполномоченного к начальнику ГУВД по С-Петербургу и Ленинградской области выявлены допущенные сотрудниками УВД нарушения требований норм уголовно-процессуального законодательства, выразившиеся в волоките и неполноте проведенной проверки. Копия заключения по результатам проверки направлена начальнику УВД для принятия мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам, допустившим нарушения требований нормативных документов, регламентирующих порядок работы с обращениями. Вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ отменено, материал направлен для проведения дополнительной проверки.
В марте 2011 года Уполномоченному поступила жалоба, содержащая претензии осужденной Ш. к администрации колонии-поселения, в связи с неправомерным применением к ней меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. По обращению Уполномоченного Управлением федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведена служебная проверка. Применением к осужденной меры взыскания признано незаконным и подлежащим отмене правами начальника колонии-поселения.

12 декабря 2011 года состоялось первое заседание Общественного экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области.
В работе совета приняли участие члены совета - представители УФСИН, комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области, УФМС, Центра «СПИД» Ленинградской области, комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, комитета по социальной защите населения Ленинградской области, комитета по труду и занятости населения Ленинградской области. Первой темой для рассмотрения советом стал «Вопрос состояния дел и о мерах, принимаемых по адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы». Местом для рассмотрения вопроса и формирования программы стала территория колонии-поселения в п. Княжево. После заседания Уполномоченным и членами Совета были проверены в колонии бытовые условия, проведен прием осужденных.
Осужденные получают медицинскую помощь в местной поликлинике по медицинскому полису. На территории колонии есть медицинский пункт и врач, наличие медикаментов для оказания первой медицинской помощи, или нетяжелых расстройств. Проводится социализация - есть школа, возможность профессионального обучения. Перед выходом на свободу каждому дается памятка с алгоритмом поиска работа и телефонами специальных служб, которые в этом вопросе им помогут. Профессии, которые им предлагаются после освобождения - штукатур, кассир, кондуктор, санитар. Важно, что обязанность принять на работу кандидата с судимостью на свободную вакансию, пусть на несложные социальные работы, должна быть прописана в законе - если человек отбыл наказание, то он не должен дискриминироваться социально. Так же как и обязанность государства восстановить документы осужденного (паспорт) при освобождении (таких, без документов, в учреждениях ФСИН на 1.01.12 г. - 257 человек), что позволит, еще находясь в исправительном учреждении, участвовать в социализации – подбирать будущее рабочее место в службе занятости региона.



В 2012 году Уполномоченный направит эти законодательные инициативы в органы государственной власти. Итогом работы Общественного экспертного совета стало решение, направленное в адрес Губернатора Ленинградской области. Основой стало предложение о разработке проекта создания в Ленинградской области Единого Центра социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, создание в муниципальных районах Ленинградской области учреждений (отделений), осуществляющих социальное обслуживание граждан БОМЖ, включая лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Особое внимание обращено на проблемы оказания медицинской помощи лицам ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, которые «теряются» при освобождении из мест лишения свободы и не становятся на учет в гражданские поликлиники.
Большой проблемой для осужденных является продолжение обучения. Общее количество осужденных, получивших начальное профессиональное образование, составляет в профессиональных училищах при исправительных учреждениях за 2010/2011 учебный год 1 295 человек. В целях создания условий для профессионального обучения осужденных, предприятия исправительных учреждений реорганизованы в центры трудовой адаптации осужденных и производственные мастерские. Формирование учебных программ происходит с учетом вакансий на рынке труда и перечня наиболее востребованных специальностей. В профессиональных училищах обучают более чем по 40 специальностям, особо востребованы: оператор швейного оборудования, токарь, электро-газосварщик и все строительные специальности. При учреждениях ФСИН функционируют: 5 общеобразовательных школ, 1 структурное подразделение общеобразовательной школы (в исправительной колонии №5). В ИК -5,6,7 функционируют филиалы Северо-Западного Государственного Технического университета.
Большой задачей в 2012 году для управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области станет решение вопроса разделения осужденных по рецидивному принципу. В отчетный период норма, запрещающая отбывать наказание осужденными первый раз, с теми, кто ранее отбывал наказание в исправительных учреждениях, не соблюдается.

Исправительная система стала более открытой, участие гражданского общества, его влияние в определении приоритетов деятельности, увеличилось. Уполномоченный выражает глубокую признательность за оказанное содействие в деле защиты прав осужденных в исправительных учреждениях руководителю Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Особая проблема, на которую обратил внимание и Уполномоченный, и Общественно-экспертный совет, состоит в социальной адаптации лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических и сильнодействующих веществ. Число наркозависимых в исправительных учреждений стабильно и находится в пределах 6 % от общего числа осужденных. Как указывают специалисты, повторность совершения преступлений в этой группе существенно превышает другие виды преступлений - очень мала мотивация на изменение социального статуса. Около 26% ранее осужденных совершили повторные преступления в течение 3-6 месяцев после постановки на учет в уголовно-исправительной инспекции. В самих исполнительных учреждениях за 2011 год подразделениями ФСИН пресечено 25 случаев поступления наркотических средств на режимную территорию учреждений, возбуждено 23 уголовных дела по признакам преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В Ленинградской области, зоне «риска» пограничного с Европой региона, распространение и употребление наркотиков – проблема, заниматься которой призваны все уровни власти. Несомненно, есть и определенные успехи - количество лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания» в Ленинградской области, по состоянию на 1.01.2012 г., составило 4 260 человек, что на 18% меньше показателя 2010 года. При этом снизилось и количество лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (профилактический учет) в регионе - по состоянию на 1.01.2012 г. - 753 человека, что уже на 30% меньше показателя 2010 года. Значительно снизилось количество лиц, с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства (заболеваемость наркоманией) на 36,8% и составило на 1 января 2012 года 251 человек.

Как отличается официальная статистика от реального положения определить сложно, в средствах массовой информации называются разные цифры. Одно точно - 2011 год был успешным в борьбе с этим злом, совместные усилия органов правопорядка, ГУВД, ФСКН РФ, работа антинаркотических комиссий по проведению «горячих линий», рейдов, мероприятий кинологической службы, публикации, разъяснительные беседы, программа «Область без наркотиков», «Дети Северо-Запада» позволили получить указанный результат. Так, при проведении акции «Область без наркотиков», поступило 114 сообщений о фактах незаконного оборота и потребления наркотиков, было возбуждено 97 уголовных дел, из которых 55 – по фактам сбыта, 40 – по фактам хранения, 2 – по факту содержания наркопритона (ликвидированы в Кировском и Кингисеппском районах Ленинградской области). Необходимо не терять набранный темп, это поможет не только обеспечить неотвратимость наказания за совершенные преступления, но и обеспечит доверие населения, которое должно знать о принимаемых мерах и результатах работы ФСКН.
Важной составляющей работы Уполномоченного стали рабочие встречи с руководителями Управления ФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на антинаркотических комиссиях. Комплексная задача защиты населения от наркозависимости должна быть основана на работе с молодежью, формированием гражданской позиции отвращения и непримиримой борьбой с недугом. Главную роль должны взять на себя органы муниципального управления 1-го уровня, только они, зная практически всех лично в своих населенных пунктах, способны организовать нетерпимость к проявлениям наркозависимости, ее распространению. Нужна единая система выявления, лечения и реабилитации в Ленинградской области, организация государственных стационарных наркологических реабилитационных центров. Общая программа антинаркотической деятельности, включая занятость молодежи, основанная на общих человеческих ценностях: семье, здоровье и координации всех государственных и общественных структур, поможет в решении важной задачи.

Уполномоченный поддерживает работу по добровольному тестированию учащихся средних школ и высших (средних) учебных заведений, предлагая включить в этот круг и преподавателей этих заведений. Добавление в Трудовой кодекс обязанности преподавателей проходить один раз в полгода психологов и наркологов, а также увольнение в случае обнаружения нарушений или отказа от тестирования, добавит ответственности лицам, с которых ученики берут пример и избавит от неприятных последствий контакта таких людей с детьми.
Вопросы соблюдения прав и свобод человека в учреждениях УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и изоляторах временного содержания органов внутренних дел ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в 2012 году будут оставаться в центре внимания Уполномоченного. Важно и то, что одним из направлений работы Уполномоченного является и защита прав сотрудников уголовно-исполнительной системы и сотрудников МВД по Ленинградской области, повышение уровня их социальной защищенности.