Инициатива об отмене неправомерного требования работников Сбербанка от граждан ИНН при уплате госпошлины

929
С начала 2017 года к Уполномоченному поступило множество жалоб от жителей Ленинградской области на отказы сотрудников Сбербанка в осуществлении операций по проведению платежа в бюджетную систему Российской Федерации (уплата налогов, государственной пошлины при обращении в суд) в связи с отсутствием у граждан ИНН (индивидуального номера налогоплательщика) или УИН (уникального идентификатора начисления).

Такая ситуация сложилась в связи с требованиями ФНС России – при одновременном отсутствии этих документов банк считал неправомерным осуществление платежа.

Однако Минфин РФ, который является регулятором банковской деятельности в стране, в своем Приказе от 12.11.2013 №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» предусмотрел такие ситуации, и указал: если у гражданина нет ИНН и УИН, то можно показать, например, свой СНИЛС, военный билет, паспорт моряка, водительское удостоверение и иные документы. Самое же простое – это паспорт гражданина РФ с регистрацией по месту жительства.

Но Сбербанк был непреклонен. И когда количество жалоб к Уполномоченному достигло той критической отметки, которая позволила говорить о массовом нарушении прав граждан, Сергей Шабанов обратился к директору Головного отделения по Ленинградской области Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Андрею Свердлову с просьбой объяснить, почему банк попирает конституционные права граждан.

Спустя месяц был получен вежливый ответ, в котором руководство банка сослалось на некие разъяснения ФНС России: «Если на платежном документе плательщика по уплате государственной пошлины за обращение в суд одновременно отсутствует и ИНН, и УИН плательщика, то Банк, согласно требований Приказа Минфина №170н, не вправе принять такой платеж. В обязательном порядке должен быть указан хотя бы один из указанных идентификаторов».

Тогда Уполномоченный немедленно направил свое обращение главе Минфина Антону Силуанову с просьбой сообщить позицию органа исполнительной власти по следующему вопросу – является ли препятствием для кредитной организации при проведении платежа в бюджетную систему РФ отсутствие у плательщика идентификационного номера налогоплательщика.

Минфин ответил быстро, обстоятельно, на трех листах, разложив «по полочкам» всю информацию о существующих приказах и инструкциях, регулирующих данный вопрос. А в конце письма – вывод: «Отказ банка является неправомерным».
Копию этого ответа Сергей Шабанов направил председателю Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктору Вентимилла Алонсо, с просьбой незамедлительно принять меры по прекращению длящегося нарушения прав граждан на беспрепятственную защиту своих прав в суде и уплату налогов государству.

8 июня Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области получил письмо от руководства Северо-Западного банка ПАО Сбербанк, в котором сообщается, что с 17 мая офисы Сбербанка на всей территории Российской Федерации осуществляют перевод денежных средств в оплату государственной пошлины в суд без предъявления клиентом ИНН или УИН.

Отныне каждый гражданин, желающий оплатить госпошлину в суд или осуществить иные платежи, может указать любой документ, удостоверяющий личность – будь то паспорт или один из идентификаторов сведений о физическом лице, указанный в Приказе Минфина РФ №107н (СНИЛС, военный билет, водительское удостоверение и др.).