Инициатива об обязании Фонда капитального ремонта Ленинградской области в отдельных ситуациях заключать с льготниками соглашения о реструктуризации и погашении задолженности

604
В 2018 году к Уполномоченному систематически поступали жалобы на «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» от пенсионеров, инвалидов и других льготников, проживающих в нашем регионе.

Граждане сообщали, что с мая 2014 года в течение нескольких лет им не приходили квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт, но в 2017 и 2018 годах Фонд предъявил к оплате суммы задолженности сразу за все прошедшие периоды, в среднем по 10-12 тысяч рублей. Люди с небольшими пенсиями были не в силах сразу заплатить такие деньги, из-за чего вскоре им приостановили выплату ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК). Однако нет вины льготников в том, что Фонд или уполномоченное им лицо не выставляли квитанции, следовательно, и нести материальную ответственность (уплачивать пени, не получать ЕДК) за образовавшийся долг люди не должны.

По мнению Уполномоченного, такая позиция Фонда – это противоправное бездействие, повлекшее причинение убытков самым нуждающимся в помощи гражданам и нарушающее их права, поскольку по закону Фонд обязан ежемесячно представлять собственникам платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт своими силами или силами третьих лиц.

Уполномоченный направил председателю комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Сергею Кузьмину своё Заключение, в котором указал на недопустимость подобных случаев, просил провести проверку и принять меры для исправления ситуации.

Но заместитель председателя комитета Екатерина Кайянен ответила, что оснований для освобождения граждан от уплаты взносов на капитальный ремонт нет. Фонд делает перерасчёты на основании того, что администрации поселений предоставляют уточненные сведения о собственниках жилых помещений.

Вместе с тем, информация о том, что на жилые помещения зарегистрировано право частной собственности, находится в открытом доступе, её можно получить на сайте Росреестра в сети «Интернет». При таких обстоятельствах служащие Фонда могли и должны были:

во-первых, не дожидаясь писем из администраций поселений, ещё с 1 мая 2014 года организовать работу для получения сведений о собственниках помещений в МКД и выставления им квитанций;

во-вторых, при выявлении ошибки, связанной с непредставлением квитанций в установленный срок, предложить гражданам заключить соглашения о реструктуризации и погашении задолженности, а не вводить их в кабалу, лишающую ЕДК.

Очевидно, что деятельность Фонда не имела социальной составляющей, что способствовало усилению недовольства людей этой государственной организацией.

Будучи глубоко убежденным, что заключение соглашений о реструктуризации и погашении задолженности позволит увеличить собираемость взносов и разморозит выплаты ЕДК сотням людей (что, несомненно, снизит имеющуюся общественную напряженность), Уполномоченный обратился к Губернатору региона Александру Дрозденко с просьбой дать указания комитету по ЖКХ, Фонду и иным ответственным должностным лицам:

– исключить начисленные пени из лицевых счетов граждан за периоды, в которых Фондом или уполномоченным им лицом не представлялись платёжные документы для оплаты взносов на капремонт, и заключить с ними соглашения о реструктуризации и погашении задолженности;

– заключать с гражданами, относящимися к льготным категориям, соглашения о реструктуризации и погашении задолженности во всех возможных случаях, обусловленных персональной целесообразностью.

Такая настойчивость Уполномоченного принесла ожидаемый результат – в июне 2019 года прошла трёхсторонняя встреча с руководством комитета по ЖКХ и Фонда, на которой Уполномоченному удалось убедить Фонд заключать с гражданами соглашения о реструктуризации задолженности.

Вскоре Фонд разработал порядок заключения соглашений, типовые формы необходимых для этого документов, и начал использовать их в своей работе.

Это облегчило жизнь тысячам жителей Ленинградской области, которые находились в сложном материальном положении и не могли сразу погасить долг по взносам на капремонт.