Инициатива о внесении изменений в Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства

117
К Уполномоченному неоднократно поступали жалобы граждан на удержания денежных средств из сумм субсидий, предоставленных на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заявители получили из органов социальной защиты населения письма с сообщением о том, что фактические расходы их семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер предоставленной субсидии, в связи с чем образовалась переплата, которая будет засчитана в счет будущих выплат.

Нами было установлено, что уполномоченный орган при проведении сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не учитывает в составе фактических расходов плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Вследствие этого размер выплаченной субсидии часто превышал фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что не соответствует действительности.

Проведя «расследование», мы выяснили, что уполномоченный орган руководствуется Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2016 г. № 1037/857, согласно пункту 86.5. которых в фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с которыми сравнивается размер субсидии, рекомендуется не включать, в том числе плату за содержание жилого помещения.

Вместе с тем, применение в пункте 86.5. Методических рекомендаций понятия «плата за содержание жилого помещения» является необоснованным и противоречит самому существу субсидии, поскольку она входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на которую законодательство и предусматривает предоставление указанной меры социальной поддержки.

В связи с этим Уполномоченный обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ письмо с единственной целью – инициировать внесение в пункт 86.5. Методических рекомендаций изменений, исключающих неконкретность и двоякое толкование данной нормы, в том числе исключить слова «плата за содержание жилого помещения».

Хотя и не сразу, но позиция Уполномоченного была поддержана Минтрудом и Минстроем: «Обращаем внимание, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными, однако в целях устранения возникшей правовой неопределенности в Методические рекомендации будут внесены изменения в ходе законотворческой деятельности Минстроя России».

Ожидаем включения этих изменений Минстроем России в план законотворческой деятельности в 2020 году.