Федеральный закон, регулирующий деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, требует поправок

97
Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов обратился к заместителю председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Е.В. Петелину с просьбой инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Пунктом 22 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлена и вступила в действие с апреля 2015 года норма, согласно которой Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта страны.

Вместе с тем, сегодня и в предыдущие годы в работе уполномоченных сложился территориальный принцип, который предполагает, что рассмотрению подлежат жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, и повлекшие за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, именно государственный орган или должностное лицо, чьи действия обжалуются, должны находиться на территории соответствующего субъекта РФ, а не заявитель.

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ известен в своем регионе, информация о нем и его деятельности имеется во всех правоохранительных органах, практически со всеми руководителями федеральной, региональной и муниципальной власти у Уполномоченного имеются подписанные и обнародованные соглашения о взаимодействии. Он, участвуя в координационных совещаниях органов государственной власти, советах при этих органах, выступая на подведении итогов их деятельности, высказывает свое мнение и дает оценки. Именно это позволяет Уполномоченному эффективно влиять на те или иные решения органов, которые обжалуют граждане.

Вопреки этому, установленная в пункте 22 статьи 16.1 Федерального закона норма гипотетически предполагает, что:
- к Уполномоченному в субъекте РФ может обратиться, находясь проездом на территории субъекта (во время командировки, экскурсии и т.д.), гражданин Мозамбика с жалобой на действия должностного лица этой страны. Однако это совершенно исключает какую-либо возможность защищать права и интересы гр-на Мозамбика на территории его страны;
- к Уполномоченному по правам человека, например, в Ленинградской области, может обратиться житель Москвы, который потом переедет в Вологду и подаст там жалобу Уполномоченному, затем в Архангельск, где вновь обратится с жалобой, и т.д. По существующей сегодня норме Федерального закона во всех перечисленных субъектах РФ уполномоченные будут обязаны принять жалобу и, отстаивая права гражданина, «бороться» с каким-либо должностным лицом в Москве.

Такое положение фактически исключает принятие уполномоченными электронных жалоб, поскольку нет возможности получить доказательства того, что заявитель в момент отправления обращения находился на территории соответствующего субъекта.

Принятая норма нежизнеспособна, ошибочна и требует немедленного исправления. Условием принятия к рассмотрению Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, должно быть не пребывание данных лиц на территории субъекта страны, а факт нарушения их прав на соответствующей территории. Не должно иметь значения, где находится лицо на момент обращения к Уполномоченному – на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или за его пределами.

В связи с этим Уполномоченный направил мотивированное обращение заместителю председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Е.В. Петелину с предложением инициировать внесение соответствующих изменений в Федеральный закон.