Бесплатная юридическая помощь будет оказана осужденному

971
Сергей Шабанов принял участие в заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области, которое состоялось 26 июня под председательством начальника Управления Алексея Намчука.

На заседании рассматривался вопрос «О ходе реализации Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Все выступающие сообщили о полной готовности работать в этом направлении.

Президент Адвокатской палаты Ленинградской области Анна Денисова проинформировала, что желание и готовность оказывать бесплатную юридическую помощь населению выразили 117 (из почти 1 000) адвокатов палаты во всех муниципальных районах, за исключением Волховского. Ещё 15 апреля текущего года из бюджета Ленинградской области Адвокатской палате был перечислен 1 млн. рублей из предусмотренных на 2013 год 3 млн. рублей. Списки адвокатов опубликованы на сайтах соответствующих государственных органов.

Начальник правового отдела комитета по социальной защите населения Ленинградской области Михаил Уткин сообщил, что к 19 марта в области были разработаны все необходимые правовые акты, регламентирующие действия участников этих правоотношений.

Сергей Шабанов задал присутствующим напрашивающиеся вопросы. Устраивают ли адвокатов утверждённые расценки на услуги? Нет ли опасения, что качество услуг будет очень низкое, как это имеет место быть при оказании бесплатных услуг при назначении адвоката судом по уголовным делам? Адвокатская деятельность - прежде всего коммерческая деятельность. Размер вознаграждения почти всегда является главным побудительным мотивом приложения усилий той или иной интенсивности, а главное, - привлечения наиболее квалифицированных и опытных адвокатов. Это означает, что на эффективность юридической помощи можно воздействовать либо размером вознаграждения, либо введением обязательности такой работы в определённом объёме для подтверждения статуса или квалификации членов палаты, для получения права занимать различные должности по юридической специальности. Конечно, такую систему предстоит разрабатывать и внедрять в будущем.

Был задан и основной вопрос – есть ли уже за этот год опыт ведения дел по обращению граждан, поскольку 1 млн. рублей уже 2,5 месяца размещается на счёте палаты? Оказалось, что созданные условия для такой государственной заботы, прежде всего малоимущим и нуждающимся, всё это время востребованы не были.
В пятницу, 28 июня Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области по своей инициативе связался с одним из 117 адвокатов и предложил оказать в рамках нового закона бесплатно юридическую помощь гражданину П., который пропустил установленный законом срок для вступления в наследство после смерти отца из-за того, что отбывал наказание. В целях ускорения процесса аппарат Уполномоченного окажет помощь в сборе документов, поскольку адвокат, суд и место будущего жительства П. находятся в одном из дальних районов области, а времени на совершение всех действий очень мало – в сентябре П. выходит на свободу и ему нужно где-то жить.

«Мы считаем работу по защите прав и интересов лиц, отбывающих наказание, одной из важнейших. К сожалению, существующая система в государстве плохо выполняет функцию исправления осуждённых. Большой и растущий процент рецидивной преступности свидетельствует об этом. Выходя на свободу, отбывшие наказание вновь и вновь нарушают права жителей Ленинградской области на жизнь, здоровье, собственность, благоприятную окружающую среду. Именно поэтому Уполномоченный, защищая права осуждённых, способствует формированию осознания ими нужности обществу, возможности найти себя в созидательном труде, уверенности в том, что государству нужен каждый человек, а Ленинградской области - каждый её житель. Конечно же, главная цель – способствовать такими действиями защите прав других граждан в наших городах и посёлках, к которым после освобождения возвращаются осужденные», - подчеркнул Уполномоченный.

Первое дело по оказанию бесплатной юридической помощи в Ленинградской области будет вестись под пристальным вниманием и при непосредственном участии Уполномоченного. Только по его завершении можно давать оценку качеству принятых правовых актов и говорить о необходимости вносить изменения.